Групповая профессиональная консультация

1. Дайте обоснованные ответы на вопросы, предложенные для самоконтроля после конспективного изложения темы:

• Какие формы проведения профессиональной консультации Вам известны?

• Какие этапы выделяются при проведении профессиональной консультации?

• Групповое профконсультирование: основные преимущества и недостатки, особенности поведения профконсультанта.

• Перечислите групповые методики профконсультирования. По собственному выбору раскройте содержание одной из них.

• В чем специфика активизирующих методов профконсультации?

2. Изложите несколько основных тезисов, отражающих суть профессионального консультирования.

3. Проведение игры. «Предмет рассказывает о хозяине» – такая форма самопредставления, когда человек говорит о себе в третьем лице, идентифицируясь с неодушевленным предметом. Здесь происходит самораскрытие, позволяющее осознать собственное, в том числе профессиональное «Я». Каждый участник берет в руки принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе. Другие участники могут задать рассказчику любые вопросы о его хозяине, его профессиональном становлении. Игра проводится в течение получаса.

Задания

Задание 1. Подготовьте презентацию профессий БрГУ имени А.С. Пушкина для учащихся 10–11 классов.

Задание 2. Составьте глоссарий и сравнительную таблицу по теме «Индивидуальная и групповая профконсультация».

Задание 3. Изучив конспективное изложение темы и методическое пособие Пряжникова Н.С. «Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения», разработайте и предложите для обсуждения на занятиях адаптированный вариант карточных игр профессионального и личностного самоопределения.

Задание 4. (готовится студентами заранее): группа делится на рабочие подгруппы (в каждой по 2 – 4 человека). На основании анализа литературных источников каждая минигруппа готовит упражнение по любой из выбранных тем в рамках группового профконсультирования и проводит его на своей учебной группе с последующим обсуждением результатов.

Понятийное поле

Групповые методы, формы и условия профконсультации, правила работы социального педагога-профконсультанта, этический стандарт педагога-профконсультанта, информационно-справочные, просветитель­ские методы, формы и средства, методы и средства профессиональной психодиагностики, морально-эмоциональной поддержки клиентов, активи­зирующие профориентационные методики, профориентационные игры с классом, игровые профориентационные упражнения, активизирующие профориентационные опросники, карточные информационно-поисковые системы («профессьянсы»), карточные игровые консультационные методики, настольные профориентационные игры, бланковые карточные профориентационные игры, методы принятия профконсультационного решения, социально-психологическое сопровождение личности, концепту­альные положения социально-психологического сопровождения профессио­нального становления личности, направления и функции социально-психологического сопровождения, личностно ориентированные технологии профессионального развития, социально-психологическое сопровождение на разных этапах профессиональной деятельности.

Литература для самостоятельной работы

1. Пряжников, Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики / Н.С. Пряжников. – М. : Изд-во МГУ, 1991. – 87 с.

2. Пряжников, Н.С. Карточные профконсультационные методики : уч. пособ. / Н.С. Пряжников. М. : Ассоциация «Профцентр», 1993. – 328 с.

3. Технологии профессионального консультирования молодежи в службе занятости / Под ред. Н.Б. Богдановой. М. : Российский учебный центр ФСЗ России, 1995. – 170 с.

4. Пряжников, Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения : методическое пособие / Н.С. Пряжников. – М. : Изд-во Института практической психологии. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 64 с.

5. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. – М. : Изд-ва : МПСИ, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2002 г. – 400 с.

6. Самоукина, Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы) / Н.В. Самоукина. – М. : Московский ИПК работников образования, 1992. – 155 с.

Лабораторные занятия №1,2

Наши рекомендации