Роль одежды в процессе взросления
В каждой культуре существуют определенные, связанные с возрастом задачи или подлежащий усвоению опыт, к-рым, как ожидается, должны овладеть все дети и подростки. Однако не все дети или подростки справляются с этими задачами в том возрасте, в к-ром от них этого ожидает культурная группа.
Чтобы показать роль О. в возникновении проблем у подростка, мы приведем в качестве примера неск. наиболее распространенных и наиболее болезненных проблем, связанных с личной и соц. адапт. Мы тж попытаемся показать, каким образом О. помогает уменьшать или преодолевать эти проблемы.
Важнейшая задача детства для ребенка — стать принятым членом группы. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок имел товарищей по играм и учился быть соц. личностью. Несмотря на то что в групповую идентификацию вносят свой вклад множество личностных и поведенческих черт, доминирующим фактором здесь является внешность — и прежде всего О., сходство в к-рой с др. членами группы легко идентифицирует принадлежность к ней данного ребенка. В результате ребенок становится полноправным членом группы и участником групповой деятельности.
Нек-рые дети достигают половой зрелости раньше и быстрее других. Это может приводить к возникновению у них серьезных проблем. Однако те, кто отстает от большинства своих сверстников — запаздывая в достижении половой зрелости, — продолжают выглядеть детьми, тогда как их сверстники выглядят как взрослые или почти как взрослые. Поскольку они выглядят как дети, взрослые обращаются с ними как с детьми, отказывая им в тех привилегиях, к-рые автоматически предоставляются их взросло выглядящим сверстникам. Столь же серьезным последствием является то, что прежние друзья часто прекращают с ними дружбу и исключают их из своей соц. жизни.
Лучший способ справиться с проблемами, с к-рыми сталкиваются дети, медленно достигающие половой зрелости, — использовать одежду для создания иллюзии, что они старше и более зрелы в половом отношении, чем это есть на самом деле.
См. также Поветрия и мода, Выбор супруга/супруги
Э. Б. Харлок
Одиночество (loneliness)
О. представляет собой деструктивную форму самовосприятия. Одинокий чел. чувствует себя заброшенным, забытым и ненужным. По-видимому, мысли, имеющие отношение к потере прошлого и людей из этого прошлого, а также высокий уровень значимости др. людей, как об этом свидетельствуют нелогичные предположения, предъявляют чел. непомерно высокие требования. Такие требования обычно становятся неосуществимыми, заставляя людей чувствовать себя изолированными по собственной вине и интерпретировать свое существующее положение как катастрофу.
Источники О.: императивы.Неврологический императив предписывает оптимальный диапазон стимуляции в физ., культурной и межличностной среде. Существуют также качественные ограничения: должно существовать значимое челов. взаимодействие, недостатком к-рого объясняется чувство О. в толпе. Психол. императив предостерегает от отказов или исключения из отношений, ведущих к переживаниям, что тебя не любят и отвергают. Соц. императив диктует, что при исключении из группы, мы не получим того, в чем мы нуждаемся и чего хотим от жизни. Такое исключение оценивается как вызов основным мотивациям стремления к безопасности и удовлетворению физ. и репродуктивных потребностей. Когнитивный императив говорит, что мы способны посылать и принимать сообщения с тем, чтобы выжить в об-ве. Барьеры для коммуникации, такие как чужой язык, приводят к чувству изоляции.
Уровень заболеваемости и смертности выше у одиноких, вдовцов и разведенных. Такие показатели могут быть результатом снижения уровня эндорфинов, естественных иммунизаторов организма. С др. стороны, более высокие показатели заболеваемости и смертности могут быть вызваны и нелогичными, самоосуществляющимися ожиданиями членов этих групп, основанными на том, что они воспринимают себя недостойными счастья, а заслуживающими лишь О. Какими бы ни были причины, важный вклад в одиночество делает чувство потери или расставания в прошлом с кем-либо или чем-либо, что казалось тогда главным для выживания.
Другим компонентом О. является контроль. Наличие контроля над любой данной соц. ситуацией определяет различие между «чувствовать себя одиноким» и «быть одному».
Противостояние одиночеству. О. провоцирует широкий спектр реакций. Продуктивные пути борьбы с чувством О. во многом индивидуальны, однако могут быть описаны следующим образом. Во-первых, попытаться ослабить иррациональные представления, к-рые имеют тенденцию накапливаться относительно катастрофы, несправедливости и самообесценивающих аспектов жизни в одиночку. Во вторых, присвоить личную мотивацию чувствам О.: действуя вместо того, чтобы мучиться этими чувствами, их можно рассеять. В-третьих, перестать надеяться только на себя и не отказываться от помощи и поддержки, обеспечиваемых совместными усилиями др. людей. В-четвертых, работать, веря в то, что О., вероятно, не будет длиться вечно.
См. также Потребность в аффилиации, Межличностная аттракция, Любовь, Заброшенные дети
Д. Ф. Фишер
Ожирение (obesity)
С. М. Джурард считает О. главной проблемой в США, связанной с внешностью. Л. П. Улльман и Л. Краснер утверждают, что переедание может символизировать «прогрессирующее самоубийство». Ари Кив добавляет, что О. может скрывать депрессию. Как свидетельствуют М. Е. Мур, А. Станкард и Л. Стоул, люди из низших слоев об-ва чаще страдают от избыточного веса, чем люди из средних слоев, а те, в свою очередь, чаще имеют избыточный вес, чем люди более обеспеченные, к-рые могут себе позволить более здоровую пищу. Люди с избыточным весом характеризуются большей незрелостью личности, у них больше психол. проблем и они хуже умеют контролировать свои побуждения. Излишний вес вызывает одышку, повышенную утомляемость, патологию суставов, повышенное АД, сердечные приступы, патологию внутренних органов и повышенный риск диабета. Вес детей коррелирует с весом их родителей. Согласно Алвину Идену, «аппестат» (находится в основании головного мозга, контролирует аппетит) у нек-рых людей, возможно, генетически «установлен» на более высоком уровне, или они наследуют больше жировых клеток. У детей, у к-рых один родитель страдает О., в 6 раз чаще впоследствии развивается О., а у детей, у к-рых оба родителя страдают О. — в 13 раз, хотя объяснить это можно не только наследственностью, но и влиянием родительского воспитания.
Потребление пищи является функцией а) физиолог. сигналов («голод») и б) привлекательности пищи. Переедание у лиц, страдающих О., почти полностью обусловлено внешней привлекательностью пищи. Поскольку для того, чтобы почувствовать удовлетворение, лицам с О. необходим более высокий уровень сытости, они едят, даже когда не чувствуют голода. Повышенная чувствительность к стимулам окружающей среды побуждает их есть без физиолог. потребности.
Шехтер нашел, что студенты с избыточным весом едят больше необходимого, т. к. игнорируют внутренние импульсы. Они едят больше, если это позволяет обстановка, но меньше, если процесс питания сопряжен с какими-то неудобствами (напр. через трубку); это доказывает, что им нужно меньше пищи, чем они потребляют.
Сковхолт, Резник и Дьюи перечисляют факторы вторичной «выгоды» от О.: а) можно оставаться зависимым от матери, б) к лицам с избыточным весом предъявляется меньше требований, в) О. может быть одним из вариантов вызывающего поведения и г) О. может быть «поясом целомудрия» для тех, кто боится секса.
У О. гораздо больше недостатков, нежели «преимуществ»: а) люди с избыточным весом чаще болеют, чаще становятся жертвами несчастных случаев и меньше живут; б) страдающего О. ребенка скорее всего не включат в состав школьной команды, шансы пройти собеседование при поступлении в колледж тж снижены; в) избыточный вес препятствует получению управленческой должности; страдающие О. администраторы имеют более низкую зарплату и медленнее продвигаются по служебной лестнице; г) люди с избыточным весом имеют меньше шансов вступить в брак и д) люди, страдающие О., имеют больше проблем при занятиях спортом, покупке и ношении одежды, пользуются меньшим уважением окружающих.
Избыточный вес ограждает женщину от эксгибиционистских тенденций и повышенного мужского внимания. «Счастливый толстый человек» — это миф, маскирующий фрустрацию. Тучные люди обвиняют в неудачах свою внешность, лишая себя желания избежать их. Для мн. людей пища является транквилизатором. Сюзанна Орбах полагает, что женщины используют избыточный вес для протеста против об-ва, в к-ром доминируют мужчины, желающие видеть в женщинах стройных, совершенных, женственных, пассивных сексуальных богинь.
Скука, одиночество, фрустрация и чувство, что тебя никто не любит, способствуют распущенности в еде так же, как и реклама в СМИ и витрины продовольственных магазинов. Тучные люди перекармливают своих домашних животных, потому что для них пища означает любовь. Др. тучные члены семьи могут саботировать усилия человека похудеть и оставаться стройным. Тучные мужья избегают домашней работы и секса, обретая эмоциональную стабильность в своей неприступной крепости — вялой мускулатуре.
Потребление пищи тормозится вентромедиальной областью гипоталамуса и стимулируется его латеральным отделом. Гипоталамус содержит глюкорецепторы, чувствительные к сахару крови. Норман Джолифф предложил термин аппестат для обозначения гипоталамического регулятора аппетита. Когда люди привыкают к перееданию, их уже не удовлетворяет достаточное количество пищи.
У новорожденного чувство безопасности, комфорта, любви и удовольствия связывается с сосанием, но кормление из рожка приводит к тому, что мать хочет, чтобы младенец допил все до конца. Перекармливание вплоть до подросткового периода приводит к формированию привычки, от к-рой невозможно отказаться. Младенцы с избыточным весом, согласно Дж. Майеру и Т. Дж. Харрису, ели столько же или меньше, чем дети с нормальным весом, но отличались большей пассивностью. Дети с нормальным весом были в 3 раза более подвижны, чем дети с алиментарной гипертрофией. X. Брух делает вывод, что переедание вызывается гл. обр.: а) реакцией на нервное напряжение, б) стремлением к заместительному удовлетворению в пугающих ситуациях, в) эмоциональной патологией и г) пищевой аддикцией.
Повышенно чувствительные люди с избыточным весом не способны терпеть сильную физ. и эмоциональную боль. Для робкого ребенка физ. объем тела представляет безопасность и силу, защиту от внешнего мира и связанной с ним ответственности. Поскольку физ. упражнения и соц. контакты представляются опасными, ребенок с избыточным весом обычно не имеет иных источников удовлетворения, кроме пищи.
См. также Расстройства аппетита, Генетика поведения, Расстройства пищевого поведения, Психофизиология
X. К. Финк
Оккультизм (occultism)
Термин «О.» (лат. occulere — скрывать, утаивать) употребляется по отношению к доктринам и ритуалам, к-рые, как считается, позволяют приобрести высшие психич. или духовные способности, но к-рые не признаются ни совр. наукой, ни официальной религией. Мистицизм, спиритизм, лозоискательство, нумерология, розенкрейцерство, йога, природная магия, масонство, колдовство, астрология и алхимия в ряду мн. др. оккультных наук оказали и в определенной мере продолжают оказывать влияние на зап. цивилизацию.
Фундаментальный догмат О. — признание существования тайных и непостижимых («скрытых») сил природы, к-рые могут быть поняты и использованы лишь теми, кто прошел соотв. обучение необходимым сокровенным знаниям, к-рые, как обычно утверждается, проистекают из древних источников мудрости. Предполагается, что эти силы могут привлекаться в целях управления окружающей сферой и предсказания будущего.
Хотя совр. наука и отвергает такие магические представления, все естественные науки уходят своими ист. корнями в О.
О. обладал определенной интеллектуальной респектабельностью по меньшей мере до конца XVII в., а астрологии наряду с астрономией продолжали обучать в ун-тах вплоть до 1800 г.
Хотя большинство оккультных наук формулируют эмпирические утверждения в отношении реальной действительности, к-рые не признаются совр. наукой или официальной религией, границы между наукой, О. и религией не всегда очевидны.
Парапсихол. занимает пограничное положение между наукой и О. Хотя мн. ее научные критики напрямую относят ее к области оккультного знания, исследователи, посвятившие себя парапсихол., стремятся использовать в своих исслед. строгую научную методологию и чуждаются любых связей с О. Тем не менее их осн. представления о гипотетических природных силах, к-рые предположительно служат причинами психич. телепатии, экстрасенсорного предвидения и т. д., относятся к представлениям, к-рые всегда были фундаментальными в большинстве оккультных систем.
Для того чтобы отделить разновидности О., стремящиеся получить научные доказательства для своих представлений, от тех его направлений, к-рые этого не делают, М. Труцци предложил пятиразрядную классиф. Он использует термин «протонаучный О.» (proto-scientific occultism)в отношении тех случаев, где признается желательной научная достоверность и предпринимаются попытки ее достигнуть, но где, в силу недостаточности имеющихся фактов, эти притязания не принимаются научным сообществом. Квазинаучный О. (quasi-scientific occultism)охватывает те области, к-рые претендуют на то, чтобы выглядеть научным знанием, хотя для этого в действительности предпринимается мало усилий, как в случае астрологии.
Труцци использует термин «прагматический О.» (pragmatic occultism)для тех областей О., к-рые опираются в своих представлениях на сходные с наукой основания, но вместе с тем не претендуют на статус научного знания. Коллективный мистический О. (shared mystical occultism)относится к мистическим представлениям, подтверждаемым отчетами др. лиц, имевшими сходный опыт личных переживаний, напр. в процессе трансцендентальной медитации. Наконец, личный мистический О. (private mystical occultism)связан с исключительно личным подтверждением мистического представления, когда индивидуум явным для себя образом получает определенного рода откровения от божественных или внеземных существ.
Зусне и Джоунз предложили дополнить набор категорий Труцци категорией философского О. (philosophical occultism). Они описывают его как сходный с прагматическим О. Труцци, за исключением того, что индивидуум, вместо проявления интереса к практ. результатам в реальном мире, фокусируется — при помощи представлений эзотерической философии — на личных результатах, представляющих собой этапы духовного продвижения по пути к совершенству.
Несмотря на все то значение, к-рое совр. наука придает рациональному мышлению, исслед. показывают, что люди обнаруживают такую же склонность к магическому мышлению, как и их первобытные предки. Хотя О. и отражает попытку путем магического мышления понять устройство окружающего мира, в его основе лежат мощные психол. потребности и процессы, к-рые действуют в общем и целом за пределами сознания и часто могут обслуживать потребности в усилении личного могущества и поиске успокоения перед лицом экзистенциальной тревоги. Представляется маловероятным, чтобы люди когда-либо освободились от таких потребностей или от склонности к магическому мышлению.
См. также Парапсихология, Религия и психология
Дж. Элкок
Оперантное обусловливание (operant conditioning)
Термин О. о. применительно к научению используется в двух значениях. В более узком смысле с ним связывается набор процедур, использующихся при изучении процессов инструментального обусловливания. В более широком и более фундаментальном смысле термином О. о. обозначается общий теорет. подход, к-рый использует эти процедуры и связанные с ними понятия для анализа всего спектра поведения животных и чел.