Кризисная помощь должна быть реалистичной и целенаправленной, поэтому ее общая стратегия может быть построенной по типу обучения стратегии решения проблем.

Ситуационная задача 1

· Прочтите следующий отрывок записи и определите состояние пациентки. Для этого составьте описание физических симптомов, чувств, поведения. Сделайте окончательный вывод после сравнения симптомов патологического и естественного переживания горя.

Естественные переживания горя присутствующие у данной пациентки:

Нарушения сна.

Чувство усталости.

Ухудшение концентрации внимания.

Подавленность.

Отдаление от близких людей, самоизоляция.

Агрессивные чувства к окружающим.

Чувство вины.

Суицидальные мысли.

Иллюзии, ощущение присутствия умершего.

Патологические переживания горя присутствующие у данной пациентки:

Затянувшееся интенсивное переживание горя.

Глубокая депрессия, сопровождаемая бессонницей, чувством никчемности, напряжением, самобичеванием.

Появление болезней психосоматического характера, (язвенная болезнь)

Неистовая враждебность, направленная против (водителя грузового автомобиля которого признали невиновным )

· Продумайте и опишите стратегию помощи.

Эмпатический контакт. Это важнейшее условие кризисной помощи. Сопереживание и понимание психологического состояния другого человека – это самое простое и самое сложное. С установления эмпатического контакта начинается кризисное вмешательство.

Безотлагательность. Кризисное вмешательство характеризуется безотлагательностью, предельной срочностью.

3. Высокий уровень активности консультанта. Консультант должен проявлять максимальную активность в установлении контакта с человеком, переживающим кризис, и сборе информации, чтобы как можно скорее оценить ситуацию и наметить план действий.

Ограничение целей. Ближайшая цель кризисной интервенции – предотвращение катастрофических последствий. Основная цель – обучение пользоваться адаптивными способами преодоления кризиса и восстановление психологического равновесия.

Поддержка. При работе по преодолению кризиса консультант (доброволец, психолог, психотерапевт) в первую очередь обеспечивает пациенту поддержку.

Фокусированность на основной проблеме. Кризисное вмешательство должно быть достаточно структурированным, чтобы помочь сосредоточиться на основной проблеме, приведшей к кризису.

Уважение. Человек, переживающий кризис, воспринимается консультантом как знающий, вполне компетентный, независимый, стремящийся обрести уверенность в себе, способный сделать самостоятельный выбор.

Кризисная помощь должна быть реалистичной и целенаправленной, поэтому ее общая стратегия может быть построенной по типу обучения стратегии решения проблем.

· Если для этого необходима дополнительная информация о пациентке, сформулируйте, что следует узнать.

· Что необходимо сделать в первую очередь?

Выявление проблемы. Задача кризисного консультанта – помощь в прояснении центральной проблемы кризиса. Развитие проблемы предполагает изменения в жизни и в способности человека справиться с новыми обстоятельствами. Поэтому полезно задавать следующие вопросы: «Что сегодня изменилось по сравнению со вчерашним днем?», или: «Что нового произошло в последние дни (недели)?». Важно выяснить все обстоятельства кризисной проблемы, а также роль значимых людей в ее развитии, так как они могут помогать либо являться причиной кризиса. Если кризис вызван травматическим событием, крайне необходимо восстановить картину произошедшего и помочь пострадавшему объяснить травматические события.

2. Выяснение действий человека, переживающего кризис. Важно узнать, что уже делалось для разрешения проблемы. Вопрос: «Что вам удалось сделать для улучшения ситуации (своего состояния)?» и подобные ему отражают уверенность консультанта в том, что человек может восстановить контроль над событиями и найти выход из кризиса. Это помогает также переосмыслить произошедшее. Человек, переживающий кризис, захвачен сильными эмоциями, он может испытывать страх, отчаяние, растерянность. Его способность ясно мыслить блокирована. Одной из целей прояснения событий и действий является уменьшение эмоционального напряжения пациента и помощь в восстановлении способности к рациональному мышлению.

3. Помощь в поиске путей выхода из кризиса. Иногда следует начать с очень маленькой цели, главное, чтобы она была реальной, достижимой. На первых порах очень важно просто изменить эмоциональное состояние переживающего кризис, повысить активность или, наоборот, успокоить его. Последовательно обсуждаются все возможные варианты поведения человека в ближайшие дни: «Что вы будете делать через час, сегодня вечером?» и т. п. Очень полезно составить конкретный план действий на период до следующей встречи («антикризисный план»), но, если этого не получится, не следует форсировать события, принуждая человека сделать больше, чем он может в данный момент. Любые чрезмерные интервенции могут привести к усугублению чувства беспомощности и тупика. Важно помнить, что самооценка человека, переживающего кризис, зачастую резко снижается. Поэтому следует позаботиться о ее восстановлении, заведомо не предлагая какие-либо образцы весьма эффективного поведения в качестве примера, так как это может усилить его тревогу и ощущение слабости. Совместно обсуждаются возможные негативные и позитивные последствия намеченных действий, выбираются наиболее практичные варианты.

Итак, общим смыслом описанной стратегии действий является помощь в

1 понимании смысла происшедшего, т. е. в «построении» субъективной теории кризисного события.

2 в восстановлении чувства контроля над своей жизнью.

3 восстановлении реалистичной самооценки.

(П): Долго не могла я... к вам прийти. Но поняла, что дальше так жить не смогу. Время идет, а мне все хуже и хуже. Может быть, есть какие-то приемы, гипноз, чтобы не думать, не вспоминать?

(В): У вас случилось несчастье?

(П): Да, никому такого не пожелаю. Сын у меня погиб. А было ему всего двадцать семь лет. А мне уже пятьдесят. И я живу. У меня язву нашли осенью, я даже обрадовалась, может, умру скорее. И муж живет, хоть и всю жизнь пил. Ничего с ним не делается. Ох, не слушайте меня. Я никому не желаю смерти. Сама не знаю, что говорю. Такие мысли в голову приходят, что страшно. Страшно жить и страшно умирать. А хочется. Даже и не знаю, зачем я живу. Сын был моей болью, но ради него я жила. ...Может, я отнимаю у вас время и не надо об этом говорить?

(В): Что вы! Надо говорить, обязательно! Вы с кем-нибудь говорили?­

(П): Ох, говорила... и не говорила. Я вам скажу, что люди, конечно, мне сочувствуют. Но они уже устали, знаете, кому это приятно? А на работе я ничего не говорю. Родные, даже мама моя, никто не понимает. Мой сын... он пил... сильно пил. Сколько мы с ним пережили... А последние два года он и дома не жил. Не то чтобы мы его не пускали, но ключей не давали. «Приходи, когда кто-то дома, а так, сынок, извини, я не могу тебя одного дома оставить» ...столько всего пропало. Он вещи начал из дома выносить, пропивал... из-за этого. Это, может, и не он брал, а его друзья, никому не мог он отказать. Ну и перестал он домой приходить. То появлялся, а потом отец его выгнал. Мой муж закодировался, десять лет прошло, но сын ему так и не простил, как в детстве над ним издевался. Он был мальчик хороший, тихий, как девочка, до семнадцати лет ничего в рот не брал и не курил.

(Пауза).

(В): А когда он погиб?

(П): В феврале прошлого года. Перед Новым годом мне приснился сон, что он из какой-то ямы зовет меня: «Мама, мама!» И я подумала, что с ним неладно. Я и до того все эти два года не спала, ночью ходила, все слушала, казалось, он в подъезде, стоит перед дверью, а позвонить боится. Он очень ласковый, добрый мальчик был. И меня всегда боялся побеспокоить. И он вдруг пришел через день после этого сна, весь грязный, оборванный, трясется от холода, ноги распухшие. (Далее пациентка рассказывает, как сын стал жить дома, она устроила его на работу, определила на лечение.­ Сын погиб в результате дорожного происшествия. Он был в состо­янии алкогольного опьянения и внезапно выбежал на дорогу, где его сбил грузовой автомобиль. Следствие установило, что водитель грузовика не виновен. Пациентка подавала повторные иски, она добивается, чтобы водитель, юноша 22 лет, был наказан.)

(В): Так вы хотите, чтобы его осудили?

(П): Я сделаю все, что смогу, справедливости я добьюсь. Он не должен жить как ни в чем не бывало, когда мой сын в могиле лежит. Я все сделаю для этого. Только бы были силы. Но боюсь, их не хватит. Как бы мне спать, хоть немного? Сколько же может выдержать человек без сна? А если засну, кошмары, мне сын каждый раз снится. И все стоит перед глазами, как он уходил в последний раз. «Мама, не волнуйся, я в порядке. Ты у меня самая лучшая». (Пауза). От него был запах, спиртным, даже когда пошел на лечение. Но я думала, что постепенно... будет ходить, лечение поможет. И не говорила ничего, он обидчивый очень был. Я верила, что судьба это: и сон мой, и то, что он домой вернулся... Он раньше меня не слушал, а в этот раз сказал: «Все, мама, я хочу жить по-человечески, только ты мне помоги». И его убили, когда он стал жить по-человечески! Разве это можно простить, нет, я должна добиться справедливости, не может человек убить и жить как ни в чем не бывало. (Рассказ о хождении по инстанциям, судебных разбирательствах.) ...Дочь мне говорит: «Мама, сколько можно», но она-то и не любила брата, он ей все мешал, ей стыдно было перед подружками. Ей ни до кого нет дела, она для себя живет, эгоистка. А он всю жизнь меня жалел. А когда вернулся перед смертью, так она с ним и не разговаривала. Никому он не нужен был. И я одна, с мужем у нас давно уже... когда пил, то издевался, а как закодировался, ничего знать не хочет, кроме своего здоровья. Если бы не работа, я бы уже с ума сошла. У меня работа ответственная, я за людей отвечаю, и никто не знает, что я в аду живу...

Практические задания

Задание 1. Составьте список дополнительных вопросов, которые, на ваш взгляд, необходимо выяснить, чтобы построить стратегию кризисной помощи, и проведите ролевую игру. Включите вопросы о степени выраженности депрессивного состояния. Ориентируйтесь на следующие признаки депрессии:

1. Пониженное настроение, глубокая печаль (или раздражительность у детей и подростков).

2. Выраженное снижение интереса или удовольствия ко всему или почти ко всему, что бы ни происходило на протяжении большей части дня.

3. Значительная потеря массы тела либо потеря аппетита или переедание.

4. Изменения в режиме сна: бессонница или повышенная сонливость.

5. Снижение энергетического тонуса организма: хроническая усталость, жалобы на разнообразные физические недомогания.

6. Существенное снижение работоспособности (учеба, профессиональная деятельность), ухудшение памяти и внимания, отвлекаемость. Снижение способности принимать решения.

7. Чувство собственной неполноценности, потерянности, чрезмерной или неуместной вины, стыда.

8. Периодически возникающие мысли о смерти, суицидальный план, суицидальные попытки.

Ситуационная задача 2

Инструкция для врача: Вы- врач общей практики. На прием к вам пришел пациент 42 лет. Вы должны провести прием пациента, используя коммуникативные навыки.

Жалобы и анамнез: заложенность носа, выделения из носа, чихание, ухудшения состояния повышение температуры тела, головную боль, ухудшение носового дыхания.

В. Здравствуйте меня зовут …… Я ваш лечащий врач.

- Как Ваша фамилия? Имя? Отчество?

П - Петров Иван Павлович.

В.- Сколько Вам полных лет?

П.- 42 года.

В.- Где Вы работаете?

- Я работаю вахтовым методом на угольной шахте.

В.- Ваше семейное положение? Вы холосты, женаты?

П.- Женат.

В.- Когда Вы заболели?

П.- На прошлой неделе.

В.- Как начиналось заболевание? Внезапно или развивалось постепенно?

П.- Внезапно.

В.- С каких симптомов началось заболевание?

П.- Началось с общей слабости, потом стало трудно дышать через нос, появилась температура до 38С.

В.- С чем Вы связываете Ваше заболевание?

П.- После работы вышел вспотевший на улицу.

В.- В каких условиях вы работаете?

- Имеются ли на работе пыль, газы, шум?

П- В Помещении сыро и прохладно, плохая вентиляция.

В.- У вас часто бывают простудные заболевания?

- Вы болели когда-нибудь воспалением лёгких, плевритом, бронхитом?

П.- Да, часто, но я их переношу на ногах.

- В детстве я часто простужался, подолгу кашлял.

- В детстве, когда я учился в школе, у меня было воспаление легких.

- В юности у меня часто были бронхиты.

В- У вас бывает аллергия на какие-нибудь продукты, животных, весной или осенью?

П.- Нет, только простужаюсь иногда, поэтому кашляю.

- Да, всегда начинаю чихать и закладывает нос, когда бываю в гостях у брата: у него есть собака.

П. – Доктор я уже устал от ваших бесконечных вопросов не видите мне плохо назначьте мне лекарство и я пойду на конец то домой.

В- Для постановки диагноза мне нужно собрать полную информацию о вашем заболевании

П- Я могу и из дома вам позвонить и рассказать все что вас интересует о моем заболевании а сейчас я прошу выписать мне лекарства.

В- Хорошо я выпишу вам вот этот препарат,,,

П.- "Почему Вы назначили мне именно этот препарат?"

"Вы думаете он мне подойдет, именно для моего заболевания ?"

"На что вы обратили внимание при назначении это препарата мне ?"

Вы же не выяснили всю причину моего заболевания, может этот препарат вовсе мне не подходит!

Я пойду к другому доктору !!

Наши рекомендации