Наблюдение как метод психологического исследования
Наблюдение – метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.
Наблюдение – метод сбора первичной психологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с сточки зрения целей исследования.
Изучая людей, исследователь может наблюдать:
1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность...);
2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);
3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений...);
4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия...).
При этом очень многое зависит, естественно, от наблюдательности- способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности. Однако дело только этим не ограничивается.
Научное наблюдение отличаетсяот житейского следующими свойствами:
- целенаправленностью;наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;
- систематичностью,которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;
- планомерностью,так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;
- аналитичностью,ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;
- регистрацией результатов,что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;
- оперированием системой однозначных понятий,специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.
Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны:
+ | - |
1. богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной информации, так и действий, движений, поступков); 2. сохранена естественность условий деятельности; 3. допустимо использование разнообразных технических средств; 4. необязательно получение предварительного согласия испытуемых | 1. субьективно {результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя); 2. невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений; 3. вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времени |
Классификация наблюдений.
В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду | |
включенное | имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем |
стороннее | событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны» |
По месту проведения | |
полевое | Проводится в условиях, обычных для жизни и деятельности участников |
лабораторное | Проводится в условиях лаборатории |
По характеру взаимодействий с объектом | |
скрытое | люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или «замаскирован» под обычного участника событий, то есть его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, «извне», используя, скажем, зеркало Гезелла или скрытую видеокамеру) |
открытое | люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе |
В зависимости от объекта наблюдений | |
внешнее | за поведением других людей |
интроспекция | (от лат. «гляжу внутрь», «всматриваюсь»), то есть самонаблюдение. Результаты последнего в современной психологии не принимаются на веру, но учитываются в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования |
Относительно времени исследования | |
однократное | единичное, производимое только один раз |
периодическое | осуществляемое в течение определенных промежутков времени |
лонгитюдное | (от англ, «долгота»), характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени |
По характеру восприятия | |
сплошное | исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты |
выборочное | интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (скажем, такие как частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т. п.) |
По характеру регистрации данных | |
констатирующее | задача исследователя - четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты |
оценивающее | исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее |
По степени стандартизированности процедур | |
свободное или поисковое | лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. и. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы |
структурированное или стандартизированное | происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, в некоторой степени сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов |
Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:
Пример: наблюдение за внимательностью студентов на протяжении учебного дня | ||
Подготовительный этап | ||
определение объекта (отдельные индивиды или группа) и предмета наблюдения (поведение) | Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Исследователь может наблюдать: 1) речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность и т.д.); 2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.; 3) движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и направление движений и пр.); 4) физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.). | Объект: группа студентов; Предмет: внимательность студентов |
определение параметров наблюдения, системы кодирования, способов регистрации | Параметр наблюдения – эта те поведенческие акты, которые информируют об изучаемом предмете; система кодирования – либо минуты, либо разы, либо степень выраженности того или иного параметра. Регистрация – то, как фиксируются данные( видеозапись, непосредственное наблюдение и т.п.) | Параметры: - количество отвлечений (разы) - количество разговоров (разы) и продолжительность (мин) - отстраненный - заинтересованный вид (оценочная шкала от 1 до 5) и время пребывания в этой степени заинтересованности (мин) |
Выбор временной длительности | Сколько наблюдать | Учебный день (4 пары по 80 минут) |
Выбор контролируемых параметров | Определение того, что обеспечивает однородность опыта | Студенты находятся в одной и той же аудитории; после каждой пары аудитория проветривается; освещенность неизменна; материал имеет одинаковую степень сложности и т.п. |
Собственно наблюдение | ||
На этом этапе исследователь получает исследовательский материал, ведет протокол наблюдения |
Вариант протокола наблюдения
Параметры наблюдения | |||||||||||||
Отстраненность – заинтересованность | Количество отвлечений | Количество разговоров | |||||||||||
1 | Иванов | 3 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 |
2 | Петров | ||||||||||||
3 | Сидоров |
Этап обработки и интерпретации результатов |
Осуществляется количественный и качественный анализ результатов, интерпретируются данные, и на этой основе разрабатываются различные объяснительные схемы, типологии, классификации и т.д. |
Главная проблема регистрации результатов наблюдения — категоризация поведенческих актов и параметров поведения. Помимо этого наблюдатель должен уметь точно устанавливать отличие по поведенческому акту одной категории от другой.
Соблюдение операциональной валидности при проведении исследования методом наблюдения всегда вызывает наибольшие сложности. Влияние субъекта исследования — наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей также чрезвычайно велико. При такой фиксации поведения наблюдаемых индивидов можно избежать субъективной оценки, используя (если это позволяют условия) средства регистрации (аудио- или видеозапись). Но ее нельзя исключить на этапе вторичной кодировки и интерпретации результатов. Тогда здесь требуется участие экспертов, чьи мнения и оценки "обрабатываются"; вычисляется коэффициент согласованности; к рассмотрению принимаются лишь те случаи, в отношении которых проявляется наибольшая согласованность мнений экспертов.
Какие же недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? Это все ошибки, допущенные наблюдателем.
Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п. Кроме этого выделяют:
1. Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.