Наблюдение как метод социологического исследования.

Наблюдение позволяет получить информацию, которая остается недоступной при опросе и анализе документов. Оно позволяет зафиксировать непосредственные проявления изучаемого объекта. Социолог видит поведенческие проявления людей, их непосредственную реакцию на жизненные обстоятельства. В отличие от опроса наблюдение позволяет увидеть объект, минуя субъективные оценки респондентов. В то же время нужно учитывать то, что возникает определенная связь между наблюдателем и наблюдаемым. Социологи сам является частью общества, а это накладывает отпечаток на восприятие ими наблюдаемых явлений.

Наблюдение производится за определенной группой в состоянии активности (профессиональной, производственной, досуговой, учащихся). Сбору информации предшествует кропотливая работа над программой исследования, которая позволяет определить моменты, интересующие исследователя. Часто разрабатываются карточки наблюдения, в которых фиксируются интересующие социолога проявления и реакции наблюдаемых.

В зависимости от поставленных целей и задач, особенностей изучаемой группы применяют различные виды наблюдений. Как способ сбора информации наблюдение классифицируют по различным признакам:

1) По степени формализации процедуры выделяют: а) неструктуролизованные, когда нет строгого плана акцентов наблюдения. Определен только объект исследования. Социолог определяет основные элементы объекта, выясняет социальную атмосферу, собирает первоначальную информацию. б) Структуролизованное, когда социолог предварительно определяет, какие из элементов изучаемого процесса заслуживает наибольшего влияния, составляет план. Оно требует хорошего знания предмета и, чаще всего, предваряется другими методами.

2) По положению наблюдателя выделяют наблюдение: а) невключенное (внешнее). Например, наблюдение за деятельностью служебного коллектива или жизнью студентов в вузе. Но как человек посторонний социолог может не понять настоящего значения наблюдаемых явлений. б) включенное (участвующее), когда исследователь включен в процесс деятельности наблюдаемой группы. Можно выделить различные виды участия. Во-первых, исследователь может выступать как равноправный член коллектива, при этом его цели будут оставаться неизвестными для наблюдаемых. Сложность такого варианта состоит в том, что социолог начинает привыкать к группе, у него появляются субъективные эмоциональные состояния и оценочные суждения. Во-вторых, социолог может проводить наблюдение в нейтральной позиции. Например, как практикант. Но здесь возникает моральная проблема допустимости подобных наблюдений. В-третьих, может быть позиция «участник – наблюдатель». Все знают о присутствии исследователя, который не скрывает своих научных целей. Он даже участвует в обсуждении общих проблем. При честности такой позиции социолог рискует не увидеть реальной картины жизни группы.

48. Программа социологического исследования - это изложение теоретико-методологических предпосылок, т. е. общей концепции в соответствии с основными целями работы и гипотезами исследования, с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операции для проверки гипотез”. Обязательные элементы программы:

— исходные представления об объекте, проблеме КСИ, как выражение конкретного противоречия в структуре изучаемого явления или процесса;

— задачи, возникающие в рамках данной проблемы и подлежащие решению.

— методологически и методически обоснованный перечень средств и процедур, необходимых для решения этих задач.

целью исследования называется ожидаемый конечный результат деятельности исследователя, достигаемый им посредством проведения социологического исследования.

I этап - подготовительный, который включает получение социального заказа:

— предварительную характеристику проблемной ситуации с выделением проблемной ситуации, цели, объекта и предмета исследования;

— ознакомление со специальной литературой, осуществление интенсивных контактов с ведущими специалистами в данной отрасли;

— предварительное знакомство с объектом будущего исследования - с производством, людьми, документами.

— на этом этапе очень важно сформулировать ясную и четкую проблему исследования, что не всегда сразу удается и продолжается иногда на последующих этапах.

II этап - этап выработки концепции и отбора методов, который включает в себя:

— обоснование концепции, т.е. краткого содержания исходной проблемы, цели и задач исследования;

— а также на этом этапе определяются методы, объем и способы количественной обработки полученных данных;

— важно также выделить контингент обследуемых лиц, выступающих в качестве датчиков (носителей) первичной информации.

III этап - этап планирования и организации отбора данных.

— Здесь определяются отдельные виды работ, их сроки, ответственные за исполнение, конкретные меры по подготовке и проведению самой процедуры исследования.

Центральное место отводится рабочему плану, представляющему из себя организационно-методический документ, в котором зафиксированы виды обязательных конкретных работ во временной последовательности.

Процедуры организации сбора информации представлены в программе следующими видами мероприятий:

— разработка сетевого плана-графика;

— подготовка исследовательской группы;

— материально-техническая база исследования;

— проведение полевого исследования, т.е. сбора первичной социологической информация.

IY этап — заключительный этап —подготовка к статистической обработке данных - это создание функций по планированию и кодированию информации, и собственно программа обработки данных (ручная или ЭВМ).

После того, как результаты обработаны предстоит самое важное - дать их интерпретацию и получить достоверные выводы, но это лежит вне поля зрения программы КСИ.

Программа социологического исследования выполняет основные функции в деятельности социолога:

1. Методологическая, которая позволяет определить научные проблемы, для решения которой и проводится исследование.

2. Методическая, она задает требования к использованию методов регистрации, измерения и анализа полученных данных, упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с задачами исследованиями, обеспечивает возможность их сопоставления с результатами исследования по той же проблеме, но проведенными другими социологами.

3. Научно-организационная функция программы, которая позволяет объединить усилия членов исследовательской группы для решения проблемы; способствует четкому разделению труда между ними, облегчает контроль за ходом исследования и создает надежную основу для систематизирования и накопления банка социологической информации.

Проблемная ситуация- это выражение потребности в изучении какой-то области социальной жизни, с тем, чтобы активно влиять на разрешение тех социальных противоречий, природа и особенности которых еще не вполне ясны и потому не поддаются планомерному общественному регулированию.

Проблемные ситуации следует разделять на теоретические и практические, хотя это иногда и трудно сделать.

В процессе формулировки проблемы исследования нужно стремиться, чтобы в ней нашла отражение и сама проблемная ситуация и объективное противоречие, питающее ее, избегать постановки мнимых или давно решенных проблем.

Вредна и другая крайность — формулировка проблем слишком широкого плана. Хотя программа и может быть ориентирована на многопроблемный социологический анализ, но стремиться к изучению новых проблем в пределах одного исследования нецелесообразно т.к. так это делает само исследование слишком громоздким, логически нестройным, снижается качество, повышается трудоемкость проведения исследования.

Наши рекомендации