Речь как элемент коммуникации
Язык как способ передачи информации при помощи определенных звуков возник достаточно давно. Он вырабатывался каждым народом в отдельности в процессе своего развития. Язык — это инструмент коммуникации. Слова — это наша знаковая система. Слово — это знак, который может обозначать предметы, к тому же разные. Сравните: кнопка звонка, кнопка, которой прикрепляют к стене бумагу и т.д. «Круглое» можно отнести и к подсолнуху, и к яблоку, и к солнцу.
Язык является мощным фильтром нашего опыта. В любом словаре множество слов, однако мы довольно часто пользуемся одними значениями и пренебрегаем другими. Почему? Все очень просто: как говорю, так и мыслю, как мыслю, так и живу. Язык избирательно направляет наше внимание на наиболее значимые объекты.
Понимание сообщения состоит в истолковании собеседником полученной информации.
Вы никогда не задумывались над тем, что каждый человек воспринимает этот мир иначе, нежели мы сами? Например, словосочетание «вкусное мороженое» для разных людей может обозначать далеко не одно и тоже: кто-то любит шоколадное, кому-то нравится фруктовое, а кто-то предпочитает мороженое с ореха-
ми. Поэтому, попросив кого-то из друзей купить вам «вкусное мороженное» и не объяснив подробно, что вы под этим подразумеваете, совсем не факт, что вы получите именно то, которое вам действительно нравится (при условии, конечно же, что собеседник не знаком с вашими вкусами и пристрастиями). А существуют и совершенно абстрактные слова: любовь, счастье. Как тут не запутаться? И в то же время очень важно выражаться максимально точно, если хотите быть правильно понятыми.
Правильная грамматика — это еще не гарантия ясности мысли. Некоторые люди умеют говорить много, подробно и «ни о чем», не сообщая ничего нового. Я вспоминаю речи наших политиков, когда им задают четкие и ясные вопросы, а в ответ получают пространную речь, не содержащую не только ответа на вопрос, но также и вообще ничего нового. Давайте сравним: «Дом был построен» и «Иванов построил дом». Ясно, что в первом случае часть информации была опущена. Другой вопрос — насколько это сделано сознательно. Так, например, Г.О. Павловский в передаче «Что делать?», вышедшей в эфир 1 апреля 2003 г., так говорил о подобном способе изложения информации: «У нас существовала целая культура разговаривать так, чтобы не врать и в то же время не дать ни одного байта информации. Были выдающиеся логики, математики, Есенин-Вольт или Альбрет, которые разработали систему: вы не говорите ни слова лжи, но при этом тот, кто вас слушает, не получает ни одного байта нужной информации». Кстати, это может быть одним из технологических приемов искажения информации, о которых мы поговорим отдельно. Поэтому, если вы чувствуете, что вам не хватает информации, не стесняйтесь, уточняйте, задавайте дополнительные вопросы. Далеко не всегда люди стремятся раскрывать свои истинные цели и мотивы. В некоторых случаях истинные цели предпочитают прикрывать чем-то. Можно ли распознать, что именно скрывается? Если вы подозреваете человека в неискренности, попробуйте обращать внимание не только на слова, но на общий характер разговора, на непроизвольные вербальные и невербальные реакции. Подробнее мы остановимся на том, как можно определить искажение информации в разговоре, чуть позже.
Одним из существующих приемов искажения информации, часто применяемым в рекламе, является прием, когда происходит сравнение непонятно с чем. Приведем пример: стиральный порошок нашей марки намного лучше. Лучше чего? С чем конкретно его сравнивают? Если в речи оппонента звучат какие-либо сравнения, встречаются слова типа «лучше», «хуже», «худший», обратите внимание на то, что и с чем сравнивается. Возможно, сравниваются заведомо неравноценные категории. В данном случае целесообразно задаться вопросом: насколько правомерно подобное сравнение? Достаточно часто спрятанная половина сравнения вообще оказывается нереалистичной.
Еще одной особенностью использования языка, которая достаточно часто может способствовать возникновению непонимания, является смешение в высказывании фактов (т.е. то, что реально наблюдается — действия, события) и оценок (выводы, к которым мы приходим). Факт — это нечто реально существующее. Споры же рождаются зачастую из-за того, что их участники свои предположения и мнения представляют как факты. Не стоит пытаться «читать» чужие мысли и на основе этого делать выводы. Гораздо эффективнее постараться выделить те конкретные действия или слова собеседника, которые послужили основой для этого. Отделяйте факты от умозаключений, тогда ваше общение будет более успешным.
Еще одним «подводным камнем», мешающим видеть и понимать реального человека, а не что-то придуманное, является навешивание ярлыков: «он постоянно все забывает», «он нервный», «он всегда готов помочь». Люди не являются постоянными и неизменными. Лучше рассматривать конкретную ситуацию — это снижает абстрактность и стереотипность высказывания. При этом самому говорящему становится понятнее, что происходит.
В разговоре стоит также обращать внимание на те слова, которые выбирает наш собеседник. В словаре тысячи слов, однако человек выбирает те, которые отвечают его внутреннему состоянию в данный момент. Об одном и том же факте можно сказать по-разному. Сравните, как можно по-разному окрасить одну и ту же ситуацию, одного и того же человека в зависимости от своего отношения к нему: бережливый — хозяйственный — скряга, осмотрительный — трусливый, стройный — худенький — скелет, девушка — недотепа — крокодил в юбке — лахудра. Выбор слов передает очень тонко отношение к человеку, к ситуации.
Грамотно задавайте вопросы
Давно замечено, что для поддержания беседы лучше задавать вопросы, нежели произносить монологи. Таким образом, вы включаете собеседника в общение, проявляете к нему интерес. Человек чувствует вашу заинтересованность в его мнении. Правильно поставленные вопросы позволяют получить намного больше информации о человеке, они позволяют также управлять ходом деловой беседы. Когда вы задаете вопросы «на понимание», то эти же вопросы ставит перед собой и ваш собеседник, а затем еще и отвечает на них. Вопросы — это вроде бы не внушение. Вопросы — это прояснение. А ведь вопрос и ответ — это две противоположности единого целого. Имейте в виду: тот, кто спрашивает, тот и управляет разговором. Вы вроде бы и не навязываете собеседнику свое мнение, вы просто плавно подводите его к нужному выводу. Кроме того, с помощью вопросов мы активизируем собеседника, даем ему возможность самоутвердиться. Плюс к этому, они помогают закрепить промежуточные результаты переговоров.
С помощью вопросов можно:
- Прояснить интересы собеседника.
- Направить его внимание на нужные и важные для вас детали разговора.
- Узнать возражения партнера.
- Вернуть инициативу в разговоре.
- Сообщить собеседнику свою точку зрения.
- Умело разрушить уверенность партнера в чем-то.
- Построить с собеседником отношения подлинного
партнерства.
Задавайте вопросы! Инициатива в руках у того человека, кто задает вопросы.
Вопросы — это единственный способ заставить человека думать. Вопросы по существу, вопросы на понимание развернут мысли вашего собеседника в нужном вам направлении, даже если минуту назад он и не предполагал иного поворота событий. Метод вопросов имеет целый ряд преимуществ по сравнению с методом утверждений:
* Помогает избежать споров.
* Помогает избежать излишней говорливости.
* Позволяет помочь собеседнику понять, чего же он хочет. Тогда вы сможете помочь ему решить, как добиться этого.
* Помогает собеседнику выкристаллизовать мысль. И привнесенная извне идея становится его собственной.
* Помогает выявить слабое место при заключении сделки
* Вызывает у другого человека чувство собственного достоинства. Когда вы показываете, что уважаете его точку зрения, то он наверняка станет уважать вашу.
Давайте рассмотрим различные варианты вопросов.
Закрытые вопросы
Они предполагают ответ «да» или «нет».
— Вы будете сотрудничать с нами?
— Устроит ли вас, если..?
— Хотите ли вы, чтобы..?
Старайтесь исключить эти вопросы из употребления, потому что они требуют от человека конкретного и однозначного решения. Ответ «нет» ничего не изменит в жизни собеседника, зато даст ему ощущение безопасности. На своих семинарах, посвященных проблемам искажения информации в деловом общении и методам защиты от обмана я рекомендую в ответ на любое давление говорить «нет!». В жизни же люди принимают такое решение интуитивно. К тому же, получив ответ «нет», вы теряете контакт с собеседником. Он, конечно, не обрывается, но ослабевает. Это работает против вас. Даже ответ «да» не очень вам и поможет, потому что он не даст возможности понять, что именно ценного для оппонента заключается в вашем высказывании. Хотя закрытые вопросы помогают поставить точку в ситуациях, когда клиент никак не может принять решение. Они помогут его подтолкнуть. Но эффективнее все же использовать другие виды вопросов.
Открытые вопросы
Эти вопросы начинаются со слов: что, как, какой, сколько, почему и предполагают получение развернутого ответа.
— Что вы об этом думаете?
— Почему вы считаете, что..?
— Какие ожидания вы связываете с нашим дальнейшим сотрудничеством?
Собеседник, отвечая на подобные вопросы, дает нам информацию о своих приоритетах, своих мотивах, упрощая, таким образом, этап сбора информации.
Вместо открытых вопросов можно использовать фразы типа: ' — Пожалуйста, расскажите поподробнее...
— Я не совсем поняла, не могли бы вы пояснить?
— Уточните, пожалуйста, детали.
— Расскажите, пожалуйста, о дополнительных вариантах.
— Пожалуйста, уточните...
— Не могли бы вы дать мне некоторое представление о...
Подобные вопросы очень важны, когда вы только-только устанавливаете контакт с собеседником.
Альтернативные вопросы
Эти вопросы предоставляют возможность выбора. Они предполагают быстрое решение. Вы ничего не навязываете. Вы просто предлагаете выбор между тем, что вам нужно, и тем, что нужно вам.
— Мы подпишем договор сейчас или после того, как выпьем по чашечке кофе?
— Мы подпишем договор на год или сразу на три года?
— Вам выписать модель А или модель Б?
— Вы хотели бы начать работу над проектом сейчас или после отпуска?
Зеркальные вопросы
Они состоят в повторении с вопросительной интонацией части только что сказанного собеседником утверждения, чтобы дать ему возможность увидеть его с другой точки зрения. Эти вопросы позволяют, не противореча собеседнику и не опровергая его слов, создавать в разговоре новые элементы, меняющие смысл. Вы же не можете постоянно спрашивать «почему?». Вопрос «почему?» час-
то вызывает защитные реакции, поиски мнимой причинности. Задавайте зеркальные вопросы! Это очень эффективная техника.
Вопросы для обдумывания
Цель этих вопросов — создать атмосферу взаимопонимания. Они заставляют собеседника размышлять и комментировать то, что было сказано.
— Считаете ли вы, что..?
— Правильно ли я поняла вашу точку зрения, что..?
Вопросы-внушения
Позволяют без видимого давления донести нужные мысли до собеседника.
— Вы также считаете, что..?
— Вы также придерживаетесь мнения, что..?
Контрольные вопросы
Их полезно задавать во время любого разговора, чтобы понять, слушает ли вас собеседник или его мысли где-то далеко. К тому же вопросы, заданные партнеру, помогают удержать его внимание.
— Что вы об этом думаете?
— Могу ли я считать, что это развеяло ваши сомнения?
Подтверждающие вопросы
Задаются, чтобы найти взаимопонимание. Если собеседник три раза согласился с вами, то он автоматически согласится с вами и в четвертый раз. Если вы приехали на переговоры, очень полезно начинать разговор с чего-то такого, в чем вы найдете общий язык. Например, с погоды. Банальный разговор о погоде помогает создать атмосферу доброжелательности и взаимного согласия. Тема нейтральна и потому безопасна, поэтому и согласие с собеседником не вызывает сопротивления. Если же вы нашли общий язык по одному вопросу, у вас уже завязалось взаимопонимание и вам намного проще будет достичь понимания и в процессе обсуждения последующих проблем. В любой разговор всегда вставляйте подтверждающие вопросы и делайте акцент на том, что вас объединяет, а не на том, что вас
разделяет.
- Вы, наверное, тоже рады тому, что..?
- Если я не ошибаюсь, вы считаете, что... '
Вступительные вопросы
Хорошо поставленный вопрос является хорошим стартом. У собеседника возникает состояние положительного ожидания, заинтересованность.
- Если я предложу вам способ, с помощью которого вы. сможете заработать больше денег, ничем при этом не рискуя, заинтересует ли вас это?
Заключающие вопросы
Их цель — завершить разговор. Лучше сначала задать пару подтверждающих вопросов, лучезарно при этом улыбаясь:
- Смогла ли я убедить вас в выгоде нашего предложения для вашего предприятия?
- Убедились ли вы, насколько этот прибор прост в эксплуатации?
А затем перейти к завершающему вопросу:
- Оформить вам доставку или самовывоз?
- На чем вы решили остановиться — но аппарате А или Б?
Вопросы, направляющие ход мышления (по Д. Халперн)
Общие вопросы | Используемые навыки мышления |
Приведите пример... | Приложение |
Каким образом можно... использовать ' для...? | Приложение |
Что случится, если...? | Предположение/выдвижение гипотез |
.Что подразумевается под...? | Анализ/заключение |
В чем сильные и слабые стороны. . .? | Анализ/заключение |
На что похоже. . .? | Идентификация и создание аналогий, метафор |
Что мы уже знаем о. . .? | Активизация ранее приобретенных знаний |
Каким образом... влияет на...? | Активизация причинно-следственных отношений |
Каким образом... связано с тем, что мы изучили ранее? | Активизация ранее приобретенных знаний |
Объясните, почему. . . | Анализ |
Объясните, как. . . | Анализ |
В чем смысл...? | Анализ |
Почему важно . . . ? | Анализ значимости |
В чем разница между. . . и. . .? | Сравнение - противопоставление |
Чем похожи... и ...? | Сравнение - противопоставление |
Как можно применить... в повседневной жизни? | Применение в реальном мире |
Какой аргумент можно привести против...? | Контраргументация |
Какой... является лучшим и почему? | Оценка и ее обоснование |
Какими могут быть возможные решения задачи? | Синтез идей |
Сравните. . .и. . . на основании. . . | Сравнение - противопоставление |
Что, на ваш взгляд, является причиной... и почему? | Анализ причинно-следственных связей |
Согласны ли вы с утверждением, что...? | Оценка и ее обоснование |
4. Чаще используйте в своей речи глаголы. Они придают высказыванию наглядность и побуждают к действию. Прилагательные придают речи оттенок чего-то личного.
5. Чем абстрактнее то или иное понятие, тем многозначнее его можно интерпретировать. Поэтому уже в начале разговора нужно объяснить партнеру смысл, который вы в него вкладываете.
Сюда же хочется добавить еще несколько рекомендаций:
v Говорите ровно столько, сколько нужно, чтобы другой человек понял вас. Не стоит «увязать» в деталях и забрасывать собеседника ненужной уточняющей информацией. При необходимости это можно сделать потом.
v Не отклоняйтесь от темы разговора.
v Избегайте двусмысленных выражений.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Коммуникация — это намного больше, нежели то, что мы говорим. Слова составляют лишь небольшую часть нашего общения.
Исследования ученых показывают, что во время презентации 55% всей информации мы получаем при помощи языка телодвижений: поз, жестов, контакта глазами, положения в пространстве, 38% информации передается тоном вашего голоса и только 7% содержанием вашей речи. Поэтому так важно не только то, что мы говорим, но также и то, как мы это говорим. Например, в школах актерского мастерства специально обучают правильно передавать информацию не только словами, но и голосом, телодвижениями. Благодаря невербальной коммуникации можно считывать информацию прямо со своего собеседника. Еще Фридрих Шиллер писал: «Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать из его мимики, ужимок при высказывании слов, из тех, следовательно, движений, которые он делает непроизвольно». Наиболее раннее направление изучения невербального общения берет свое начало в трактатах по ораторскому мастерству.
Что же можно понять по невербальному поведению человека? Очень многое, если уметь наблюдать, и практически ничего, если не знаешь, на что именно нужно обращать внимание.
Позы, мимика, пантомимика, интонационные характеристики речи содержат в себе огромную информацию о человеке. Невербальный язык к тому же интернационален: все основные эмоции у многих народов выражаются и воспринимаются практически одинаково. Невербальное поведение человека очень информативно в силу своей высокой степени достоверности. Как известно, оно практически не осознается людьми и его невозможно полностью контролировать. Конечно, какие-то жесты, позы можно сымитировать, но существует масса поведенческих признаков, которые не поддаются сознательному контролю и, следовательно, их невозможно фальсифицировать. К ним, например, можно отнести признаки, основанные на деятельности вегетативной нервной системы (покраснение и побледнение кожных покровов, потоотделение изменение дыхания (оно может быть частым или редким, глубоким или поверхностным и т.д.), изменение в тонусе мускулатуры (тело может непроизвольно напрячься), глотательные движения, покашливание). Именно поэтому по невербальным признакам можно судить об истинности или ложности сообщаемой собеседником информации. По ним можно оценить, насколько сказанные слова соответствуют действительности. Зачастую непроизвольный жест или тон голоса намного правдивее произнесенных слов.
Психологические механизмы невербального поведения в настоящее время активно изучаются. Поведение человека рассматривается как единая биосоциальная система, поэтому существует связь между поведением и психикой человека. Мысль о единстве психики и поведения является центральной в работах видных ученых. Невербальное поведение неотделимо от личности. Использовать невербальное поведение как инструмент познания другого человека можно потому, что оно является частью мира данной личности. Основы его изучения заложены в работах выдающегося русского ученого И.М. Сеченова. Вопросами невербального поведения также занимались такие выдающиеся ученые, как Ч. Дарвин, В. Райх, Д.Эфрон, Р. Бердвистелл, Е. Холл, П. Экман и др. Конкретные методы анализа изложены в работах популярных ныне А. Пиза, Д. Ниренберга, Г. Калеро и др.
Для начала рассмотрим функции невербального поведения. В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова и В.М. Погольша выделяют следующие:
1. Дает информацию о личности собеседника. Это сведения о:
* темпераменте человека;
* его эмоциональном состоянии в данной ситуации;
* его «Я» — образе и самооценке;
* его личностных свойствах и качествах;
* его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него);
* его социальном статусе;
* его принадлежности к определенной группе или субкультуре.
2. Показывает отношение участников коммуникации друг к другу:
* желаемый уровень общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);
* характер или тип отношений (доминирование — зависимость, расположение — нерасположение);
* динамику взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т.д.).
3. Выделяет информацию об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющую им регулировать взаимодействие. Она также говорит о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение).
Невербальная и вербальная коммуникации дополняют друг друга и находятся в сложном взаимодействии. Невербальное взаимодействие может:
* дополнять (дублировать, усиливать) вербальные сообщения;
* опровергать вербальные сообщения;
* замещать вербальные сообщения;
* регулировать разговор.
Рассмотрим основные каналы невербальной коммуникации. Невербальное взаимодействие людей происходит с помощью различных каналов: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния.