Тема 1. Коммуникации как элемент делового общения.

Учебная программа

по дисциплине

«Психология деловых отношений»

специальность: «Менеджмент организаций»

(специализация: «Управление персоналом»)

Москва


Содержание

I. Аннотация к дисциплине

II. Содержание программы

III. Литература

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

IV. Перечень вопросов и типовых заданий для промежуточной аттестации

Вопросы

Типовые задания


I. Аннотация к дисциплине

Учебный курс «Психология деловых отношений» является одной из дисциплин гуманитарного блока, направленная на овладение продуктивными социально-психологическими приемами и этическими нормами, определяющими успешность в профессиональной деятельности делового человека.

Изучение дисциплины предполагает проведение аудиторных занятий (лекции, семинарские занятия, ситуационные практикумы) и применение внеаудиторных форм – самостоятельной работы студентов, в рамках которой полученные на занятиях знания находят свое приложение к индивидуальности каждого студента.

Цели дисциплины:

Цель изучения курса «Психология деловых отношений» состоит в овладении студентом современными социально-психологическими знаниями в области деловых отношений, в освоении основных норм и правил поведения делового человека с последующим применением изученного материала в сфере профессиональных коммуникаций.

Задачи изучения дисциплины:

· получение представления о структурных компонентах делового общения;

· получение знаний об особенностях различных видов общения;

· получение представления о функциональных стилях общения;

· ознакомление с видами деловой переписки;

· ознакомление условиями эффективной деловой коммуникации;

· получение представления о технике ведения деловой беседы;

· получение знаний об особенностях ведения деловых переговоров;

· получение представлений о правилах эффективной презентации.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

иметь представление:

· о психологических закономерностях делового общения, механизмах установления взаимопонимания с партнерами, влиянии личностных особенностей на процесс протекания деловых коммуникаций;

знать:

· основные функции общения;

· характеристики структурных компонентов общения;

· основные виды общения;

· возможные уровни коммуникаций;

· основные функциональные стили речи;

· характеристики кинесических средств общения;

· основные виды пространственной организации общения;

· основные моменты в подготовке к созданию делового документа;

· характеристики структурных компонентов делового письма;

· основные методы обеспечения легкости чтения текста делового письма;

· типичные ошибки в текстах деловых писем;

· основные способы ведения беседы;

· основные приемы активного слушания;

· основные виды деловых переговоров;

· этапы подготовки переговоров;

· этапы переговорного процесса;

· факторы, влияющие на успешность переговоров;

· критерии оценки поведения участников переговоров;

· стадии организации и проведения презентации;

уметь:

· организовывать и проводить деловые дискуссии, переговоры, приемы и совещания;

· учитывать индивидуально-типологические особенности партнеров делового общения;

· различать способы психологического влияния, используемые в деловом общении и корректировать их в соответствии с ситуацией;

· определить ведущую стратегию собственного делового успеха с учетом личностных особенностей и знаний психологии деловых отношений;

· разработать способы повышения эффективности деловой коммуникации в рабочем коллективе;

· диагностировать собственные социально-психологические характеристики и особенности поведения и определять характер их влияния на эффективность делового взаимодействия;

· управлять вербальным и невербальным поведением с целью повышения уровня взаимопонимания в общении;

· применять теоретических аспектов психологии деловых отношений в практике управления персоналом;

· грамотно использовать методики, тесты на определение социально-психологических характеристик и применять их в организации работы персонала.

II. Содержание программы[1]

III. Литература

Основная литература

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2004.

2. Зельдович Б.З. Деловое общение. - М., 2007.

3. Психология и этика делового общения. / Под ред. Лавриненко. – М., 2005.

4. Ягер Джен Деловой протокол – стратегия личного успеха // Пер. с англ. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М., 2003.

2. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. – М., 2002.

3. Любимов А. НЛП: мастерство коммуникации. – СПБ., 2003.

4. Мрозов А.В. Деловая психология. – М., 2006.

5. Ратанова Т.А., Дымнова Т.И. Социальная психология. – М, 2003.

6. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М., 1996.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р.н/Д, 2006.

Интернет-ресурсы

1. http://www.psychology.ru - сайт о психологии, психологическая библиотека.

2. http://www.psycho.ru - психология и бизнес.

3. http://yurpsy.fatal.ru/index.htm - психологическая библиотека.

Вопросы

1. Как косвенная коммуникация влияет на формирование нашего статуса в обществе?

2. В чем отличие между убеждающей и внушающей коммуникацией?

3. В чем сходство между внушающей, экспрессивной и титульной коммуникациями?

4. Какие функции выполняет процесс коммуникации? В чем это проявляется?

5. Какие фазы проходит процесс коммуникации и какие из них можно считать наиболее важными?

6. Почему императивное общение считается наиболее примитивным?

7. Что общего между формально-ролевым и деловым общением и чем отличаются эти уровни общения?

8. Можно ли отыскать черты сходства между манипулятивным и игровым общением? Какие это черты?

9. Всегда ли манипулятивное общение преследует эгоистические цели манипулятора? Приведите примеры.

10. В чем преимущества гуманистического уровня общения? Применимо ли оно в деловых отношениях?

11. Дайте определение понятия «функциональные стили речи». Какое значение имеет здесь слово «функциональный»?

12. Какие стили русского литературного языка Вы знаете?

13. Назовите функции и перечислите основные особенности каждого стиля.

14. Почему вопрос о выделении стиля художественной литературы как отдельного стиля русского литературного языка является спорным?

15. Проанализируйте тесты, приведенные в качестве примеров разных стилей. Найдите в них особенности каждого стиля. Определите набор использованных языковых средств.

16. Какие репрезентативные системы встречаются у партнеров по общению?

17. Может ли у одного человека быть не одна, а две или даже три ведущих репрезентативных системы?

18. К какому типу (аудиалам, визуалам или кинестетикам) относите себя вы?

19. Как ведущая система восприятия влияет на речь?

20. Как ведущие системы восприятия связаны с направлением взгляда человека?

21. Какие виды служебных документов используются в деловой среде?

22. В чем существенное отличие деловой переписки в России от деловой переписки за рубежом?

23. Что такое одноаспектные и многоаспектные письма?

24. В чем состоит суть метода мысленной карты?

25. Каких правил необходимо придерживаться при составлении текста документа?

26. Какую роль играют реквизиты в деловой переписке? Какие реквизиты являются необходимыми в деловом документе?

27. Как можно быстро проверить текст на наличие ошибок и опечаток?

28. Что такое читабельность текста и как она определяется?

29. Как правильно выполнить перечисление в тексте?

30. Как избавить текст от лишних слов? По каким критериям можно определить, что слово в тексте лишнее?

31. В чем своеобразие построения официально-деловой речи?

32. Как можно структурировать текст делового письма?

33. Как правильно построить свою речь?

34. Какие факторы невербальной коммуникации необходимо учитывать при организации коммуникации?

35. Какие типы вопросов можно использовать в процессе беседы?

36. Что такое малая беседа?

37. Какие приемы активного слушания вам известны?

38. Какие типы переговоров выделяют в зависимости от целей и стиля проведения?

39. Назовите основные этапы подготовки к переговорам.

40. Определите основные тактики ведения переговоров?

41. Раскройте особенности одного из метода ведения переговоров.

42. Какие факторы определяют успешность переговоров?

43. По каким критериям может оцениваться поведение участников переговоров?

44. Назовите основные стадии организации и проведения презентаций.

45. С какой целью может быть использована техника «Якоря»?

46. Назовите основные шаги при подготовке к презентации.

47. Какие правила составления визуальных материалов Вам известны?

Типовые задания

1. Перед Вами стоит задача установить контакт с незнакомым человеком, который потенциально может стать Вашим деловым партнером. Опишите собственное поведение.

2. Определите особенности невербального поведения партнеров по общению в ситуации «руководитель критикует результаты работы подчиненного».

3. Определите особенности невербального поведения партнеров по общению в ситуации деловых переговоров.

4. Опишите особенности организации пространства общения, если перед Вами стоит задача расположить к себе партнера по общению.

5. Опишите особенности организации пространства общения, если перед Вами стоит задача подчеркнуть различия позиций между Вами и партнером по общению.

6. При встрече партнер демонстрирует явное доминирование. По каким особенностям Вы поймете это? Каким образом будете реагировать?

7. Подчиненный, желающий расположить к себе руководителя, приближается к нему практически вплотную, часто прикасаясь и говоря очень тихим голосом. Насколько эффективно такое поведение для делового общения? Какие трудности могут возникнуть? Сформулируйте рекомендации по совершенствованию.

8. Подчиненный, желающий расположить к себе руководителя, старается копировать его поведения, так как считает, что это поможет установить психологический контакт с ним. Насколько эффективно такое поведение для делового общения? Какие трудности могут возникнуть? Сформулируйте рекомендации по совершенствованию.

9. Предложите рекомендации для повышения эффективности общения с человеком, у которого ведущей является визуальная репрезентативная система.

10. Предложите рекомендации для повышения эффективности общения с человеком, у которого ведущей является аудиальная репрезентативная система.

11. Предложите рекомендации для повышения эффективности общения с человеком, у которого ведущей является кинестетическая репрезентативная система.


[1] Жирным шрифтом выделены дидактические единицы, составляющие «стратегический базис дисциплины», успешное изучение которого обеспечивает получение оценки «удовлетворительно».

Учебная программа

по дисциплине

«Психология деловых отношений»

специальность: «Менеджмент организаций»

(специализация: «Управление персоналом»)

Москва


Содержание

I. Аннотация к дисциплине

II. Содержание программы

III. Литература

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

IV. Перечень вопросов и типовых заданий для промежуточной аттестации

Вопросы

Типовые задания


I. Аннотация к дисциплине

Учебный курс «Психология деловых отношений» является одной из дисциплин гуманитарного блока, направленная на овладение продуктивными социально-психологическими приемами и этическими нормами, определяющими успешность в профессиональной деятельности делового человека.

Изучение дисциплины предполагает проведение аудиторных занятий (лекции, семинарские занятия, ситуационные практикумы) и применение внеаудиторных форм – самостоятельной работы студентов, в рамках которой полученные на занятиях знания находят свое приложение к индивидуальности каждого студента.

Цели дисциплины:

Цель изучения курса «Психология деловых отношений» состоит в овладении студентом современными социально-психологическими знаниями в области деловых отношений, в освоении основных норм и правил поведения делового человека с последующим применением изученного материала в сфере профессиональных коммуникаций.

Задачи изучения дисциплины:

· получение представления о структурных компонентах делового общения;

· получение знаний об особенностях различных видов общения;

· получение представления о функциональных стилях общения;

· ознакомление с видами деловой переписки;

· ознакомление условиями эффективной деловой коммуникации;

· получение представления о технике ведения деловой беседы;

· получение знаний об особенностях ведения деловых переговоров;

· получение представлений о правилах эффективной презентации.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

иметь представление:

· о психологических закономерностях делового общения, механизмах установления взаимопонимания с партнерами, влиянии личностных особенностей на процесс протекания деловых коммуникаций;

знать:

· основные функции общения;

· характеристики структурных компонентов общения;

· основные виды общения;

· возможные уровни коммуникаций;

· основные функциональные стили речи;

· характеристики кинесических средств общения;

· основные виды пространственной организации общения;

· основные моменты в подготовке к созданию делового документа;

· характеристики структурных компонентов делового письма;

· основные методы обеспечения легкости чтения текста делового письма;

· типичные ошибки в текстах деловых писем;

· основные способы ведения беседы;

· основные приемы активного слушания;

· основные виды деловых переговоров;

· этапы подготовки переговоров;

· этапы переговорного процесса;

· факторы, влияющие на успешность переговоров;

· критерии оценки поведения участников переговоров;

· стадии организации и проведения презентации;

уметь:

· организовывать и проводить деловые дискуссии, переговоры, приемы и совещания;

· учитывать индивидуально-типологические особенности партнеров делового общения;

· различать способы психологического влияния, используемые в деловом общении и корректировать их в соответствии с ситуацией;

· определить ведущую стратегию собственного делового успеха с учетом личностных особенностей и знаний психологии деловых отношений;

· разработать способы повышения эффективности деловой коммуникации в рабочем коллективе;

· диагностировать собственные социально-психологические характеристики и особенности поведения и определять характер их влияния на эффективность делового взаимодействия;

· управлять вербальным и невербальным поведением с целью повышения уровня взаимопонимания в общении;

· применять теоретических аспектов психологии деловых отношений в практике управления персоналом;

· грамотно использовать методики, тесты на определение социально-психологических характеристик и применять их в организации работы персонала.

II. Содержание программы[1]

Тема 1. Коммуникации как элемент делового общения.

Структура общения и его роль в жизни человека. Функции общения: связующая, формирующая, подтверждающая, межличностная, внутриличностная. Структура коммуникативного события: фаза подготовки, фаза установления контакта, фаза концентрации, фаза анализа, фаза аргументации и убеждения, фаза закрепления результата и завершения контакта.

Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией. Основные элементы коммуникативной ситуации. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Ошибки отправителя и получателя сообщения. Коммуникативные барьеры.

Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие. Механизмы восприятия и понимания. Идентификация (понимание другого человека путем отождествления себя с ним). Рефлексия (осознание человеком того, как он воспринимается партнером). Эмпатия (стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого). Стереотипизация (оценка другого путем распространения на него характеристик всей социальной группы).

Интерактивная сторона общения. Общение как взаимодействие. Виды социальных мотивов взаимодействия: максимизация общего выигрыша (мотив кооперации); максимизация собственного выигрыша (индивидуализм); максимизация относительного выигрыша (конкуренция); максимизация выигрыша другого (альтруизм); минимизация выигрыша другого (агрессия); минимизация различий в выигрышах (равенство). Ведущие стратегии поведения во взаимодействии: сотрудничество, компромисс, уступчивость, избегание, противодействие. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория.

Виды деловых коммуникаций: прямые и косвенные коммуникации, непосредственные и опосредованные коммуникации; познавательная, убеждающая, экспрессивная, суггестивная, ритуальная коммуникации.

Уровни коммуникации. Императивный (примитивный). Манипулятивный. Формальный. Гуманистический. Игровой. Деловой. Духовный.

Наши рекомендации