Схема как организация двигательного опыта
Дж. Флейвелл проанализировал труды Ж.Пиаже и показал, сколь важное значение имело понятие схемы для генетической психологии. Схема - это тип структуры, хотя структура - более широкое понятие. Понятие «схема» показывает путь к пониманию того, что есть организация как психологическая категория. Пиаже применяет понятие схемы, но прямого его определения не дает. Оно раскрывается в контексте всех его работ, имеет множество оттенков и является довольно гибким. Схема связывает ряд подобных двигательных актов. Двигательный акт - последовательность движений, образующих единое целое. Схема - это когнитивная структура. Возможны схемы схватывания, схемы рассматривания, схемы интуитивного установления качественного соответствия. Схема получает название по соответствующей последовательности движений, по их смыслу. Но это не означает, что схема - и есть сама последовательность движений. Схема - это содержание организованной последовательности движений. Схема допускает широкие вариации по качеству и сложности движений, она может принимать любые формы и размеры, главное, чтобы движения, которые входят в ее состав, были взаимосвязаны и составляли одно организованное целое.
Схема всегда связана с объектом. Объект включен в нее. Одна и та же схема может применяться к разным объектам, при этом последовательности движений будут различаться, но незначительно. До тех пор, пока они похожи, неизменной останется и сама схема. О схеме можно говорить до тех пор, пока сенсомоторные компоненты двигательного акта зависят друг от друга и не могут быть отделены один от другого. Итак, схема - это целостность последовательности движений.
Схема - это понятие, категория, стратегия, объединяющая всю совокупность похожих двигательных актов: «Схема представляет собой нечто вроде сенсомоторного понятия» (согласно Флейвеллу).
Схема - это пластичная когнитивная структура; она изменяется при ее применении к различным предметам. Схемы возникают и изменяются при функционировании интеллекта. Это своего рода структурный осадок активности субъекта, но осадок не статичный, а гибкий и пластичный. Схема - это повторяющаяся структура. Стремление к повторному воспроизведению является первым свойством ее функционирования. В ходе повторных применений область использования схемы расширяется.
Схема связана с последовательностью движений. Если нет жесткой последовательности движений, то уже нельзя говорить о схеме? Возможно, когда речь идет о предметах - для некоторых предметов, таких как вилка, ложка, чашка, стул у стола, когда не только сам предмет, но и его предметный контекст - ближайшее предметное окружение - остается неизменным.В этих случаях схему следует связывать с жесткой последовательностью движений. В остальных случаях следует говорить о повторяющемся характере двигательных задач, смысле двигательных действий - когда сами движения могут в точности и не повторяться. У Пиаже схема слепа - она лишь форма двигательного процесса, идущего от памяти. Необходимо дополнить число базовых понятий до трех - ввести восприятие. Воспринимаемые формы повторяются. Но и воспринимаемые предметы, их расположение могут слегка меняться - одним и тем же должен оставаться смысл ситуации. Например, трапеза, принятие пищи. Она может проходить в разное время дня, но всегда предполагает примерно один и тот же комплекс предметов.
Схема ассимилирует предмет. Предмет перерабатывается и становится тканью и формой схемы. Когда речь идет о пространстве - обширном, с множеством предметов - можно ли говорить об ассимиляции? Метафора ассимиляции кажется удобной - пространственные формы интерьера или открытого пространства должны войти в содержание схемы. Но здесь уже явно нельзя ограничиться жесткой последовательностью движений, которая постоянно должна приходить на ум всякий раз, когда говорим о понятии «схема». Снова следует произвести подмену - не жесткая последовательность движений, а двигательная задача, двигательное действие, выполняемое в привычном узнаваемом окружении. Именно узнаваемом, потому что о неизменном окружении говорить можно очень редко. И тогда схема будет определяться либо архитектурными искусственными формами, либо естественными -ландшафтом. Они войдут в ткань схемы вместе с теми задачами, которые обычно решает субъект в этом окружении, области пространства. Это виды перекрестков, фасадов домов, колодцев и ларьков.
Аккомодация схемы к предмету. Разумеется, чем более дробные задачи решает субъект, тем детальнее будет становиться схема. Это результат исполнения. Но условием должно быть детальное восприятие. Не обязательно предварительное. Предварительно ситуация может быть воспринята в самых общих чертах. Но по мере исполнения тонкой задачи восприятие не может не быть дробным, иначе просто не может быть выполнена задача.
Схема возникает при повторном исполнении действия с предметом. Повторение - очень важное условие, но насколько вообще возможно повторение? Возникает несколько вопросов: возможно ли возникновение схемы после одиночного исполнения или одиночной встречи* с ситуацией? Насколько вторая встреча с ситуацией, предметы, сама ситуация могут отличаться от первой?
* Понятие встречи очень важно и необходимо. Это пространственно-временной контакт, который предполагает воспринимающего и воспринимаемое (воспринимаемого), а не только акт восприятия.
Изменчивость и воспроизводимость, повторяемость и уникальность вот о чем мы должны думать, когда говорим о повторном применении схемы. Но что же все-таки и как повторяется? Смысл задач? -для субъекта задача всегда будет иной, чем прежде. Слова, которыми она формулируется? В них тоже возможны вариации. Объективное значение? Предметное окружение? По-видимому, во всем должен быть некоторый потенциал, запас устойчивости, и новизна, неожиданность, неопределенность не должны превышать какой-то предел.
По мере применения с разными предметами схема становится обобщенной. Исчезают конкретные детали и остаются значения. По-видимому, обобщенность, генерализация схемы возможна благодаря речи, понятиям. Но и способности схватывать и выделять смыслы, которая есть уже у животных.
Схемы разной степени обобщенности надстраиваются одна над другой. Можно ли допустить одноуровневую структуру или схем всегда должно быть не меньше двух? Чем должны отличаться два уровня схем?
Выделяя три типа ассимиляции (повторяющую, обобщающую и различающую), Пиаже тем самым задает три важных свойства функционирования схем: 1) при появлении своего предмета схема стремится к воспроизведению; 2) с расширением класса ассимилируемых предметов она приобретает обобщенный характер; 3) вместе с тем внутри схемы возникают области подробного, дифференцированного представления о предмете. Все три свойства определяют роль схемы в функционировании интеллекта.
Каждое функциональное свойство оказывает влияние на схему: повторение делает ее прочной и устойчивой, обобщение расширяет область ее применения, а детализация способствует появлению внутри нее новых, более четких и подробных схем.
Схема функционирует внутри системы. Изменяясь, схема вступает в сложные отношения взаимодействия с другими схемами. Две схемы могут развиваться отдельно: они повторяются, обобщаются, детализуются. В определенный момент произойдет их объединение и возникнет схема более высокого порядка. Пиаже говорил о взаимной ассимиляции схем, об организации и координации схем внутри общего целого. Далее мы рассмотрим два типа действий - повторяющиеся и одиночные. Понятие схемы, разработанное Пиаже, подводит нас ближе всего к их описанию, поскольку схема 1) объединяет последовательность движений в единое целое, 2) схема - это форма поведенческого акта, она организует движения в пространстве и во времени, 3) понятие схемы позволяет рассматривать развитие движений, когнитивных структур самих схем. Придерживаясь принципа «Я- здесь- теперь» и идеи неразрывности описания внешних процессов и стоящих за ними внутренних структур, будем говорить об операционально-смысловых структурах профессионального опыта.