Аналитическая операционализация.
Теоретическая интерпретация понятий.
Отношение – связь или взаимодействие людей или их сообществ между собой или характерная направленность их действий.
Студенты – учащиеся вузов, представляющие собой соц.-дем. группу с определенным общественным статусом и ролью.
Вуз – это учебное заведение, дающее высшее образование и осуществляющее научную деятельность.
Престиж – значимость, привлекательность, приписываемое в общественном сознании различным сторонам деятельности людей.
Внутренний имидж организации – система представлений о фирме, которой должен обладать каждый работник фирмы.
Обучение – это специально организованный управляемый процесс взаимодействия студентов и преподавателей, направленный на усвоение ЗУНов, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.
Условия обучения – совокупность материально-технических, финансовых, санитарно-гигиенических, инфраструктурных факторов обучения студентов.
Мотивация – психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.
Мотив – то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности.
Внеучебная деятельность – совокупность разнообразых видов и форм воспитательной работы, проводимой за пределами занятий и учебного времени.
Референтные группы – это соц. группы, которые служат для индивида стандартом, системой отчета для себя и других, источником формирования соц норм и цен ориентаций.
Жизненный опыт – это совокупность жизненных событий в пределах биографии одного человека.
Адаптация студентов – процесс приспособления студентов к изменяющимся условиям вузовской среды.
Куратор – это тот, кто наблюдает за ходом определенной работы или иным процессом.
Тьютор – особая неформальная пед должность, занимаемая как правило старшекурсником; сопровождает процесс индивидуального образования и воспитания студентов первого курса в вузе.
Оценка – способ установления значимости чего-либо для действующего познающего субъекта.
Оценка качества образования – степень удовлетворения ожиданий различных участников (в частности студентов) процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением (вузом) образовательных услуг.
Образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения.
Аналитическая операционализация.
Структурная операционализация (эмпирическая интерпретация понятий).
Отношение студентов АмГУ очной формы обучения 1–5 курсов к своему университету | |
1. Отношение к обучению | 2. Отношение к внеучебной деятельности |
1.1 оценка качества обучения - оценка профессионализма преподавателей (доступности изложения материала, стиля «управления», оригинальности проведения занятий) - оценка применимости полученных в вузе знаний на практике - оценка запоминаемости получаемых знаний - оценка важности получаемых знаний - оценка качества теоретических знаний - оценка качества практических умений - оценка достаточности получаемых практических умений 1.2 оценка условий обучения - материально-технических (техническая оснащенность, состояние аудиторий, доступ к ПК и интернету) - финансовых (размер стипендии, размер платы за общежитие, размер платы за обучение, стоимость питания) - санитарно-гигиенических (в общежитиях, в корпусах, территория [своевременность вывоза мусора, уборка], в пунктах питания) - инфраструктурных (удобства расположения корпусов и общежитий, техническая оснащенность библиотеки, наличие учебных материалов в библиотеке, режим и качество работы медпункта, эффективность работы ЦСТС, режим работы столовой, качество обслуживания, качество продукции, доступность [размещения и стоимости] услуг полиграфии) 1.3 мотивация студентов к обучению - интерес к новым знаниям - личные отношения с преподавателями - перспектива трудоустройства - размер стипендии - поощрения - занять свободное время - «заставили родители» - необходимость диплома о ВО - новые знакомства - интерес к своей специальности - ориентация на учебную активность группы | 2.1 уровень участия во внеучебной деятельности - участие в научных мероприятиях - участие в культурно-массовых мероприятиях - участие в спортивных мероприятиях - участие в общественных мероприятиях - степень участия (зритель, непосредственный участник организатор) 2.2 мотивы участия/ неучастия во ВУД - интерес - желание популярности - самореализация - «побороть страхи» - проверка собственных способностей - поощрения - справедливость поощрений - лень - новые знакомства - пример других студентов - «заставил куратор» - «поблажки» со стороны преподавателя 2.3 оценка организации внеучебных мероприятий - оценка организации научных мероприятий - оценка организации культурно-массовых мероприятий - оценка организации спортивных мероприятий - оценка организации общественных мероприятий |
Факторная операционализация (системный анализ объекта).
Факторы | ||||
1. Объективные | 2. Субъективные | |||
1.1. Общие: - общественное мнение по поводу образования и в частности ВО - СМИ и формируемый ими образ ВО и вузов - политика государства в сфере ВО - реформирование образования - экономическая ситуация в стране - уровень безработицы - уровень культуры населения - резкая социальная поляризация общества | 1.2. Специфические | 2.1. Соц.-дем. - пол - семейное положение - доход семьи - материальное положение семьи - курс обучения - вторичная занятость - религиозность - образование родителей - роль студента в группе - основа обучения (бюджет, внебюджет) - место проживания студента (центр/периферия) - уровень образования на входе - довузовский потенциал студента (наличие аттестата с отличием, участие в конференциях и т.п., внеучебная деятельность, успеваемость, профильность класса, вид учебного заведения) | 2.2. Соц.-психол. - интересы - ценностные ориентация - система потребностей - образ жизни - образ успешного человека - успешность социальной адаптации студента - принципы - удовлетворенность выбранной специальностью - психологический комфорт студента - мировоззрение - взаимоотношения студента с преподавателями и сотрудниками вуза | |
1.2.1. Явные - размер стипендии - квалификация преподавателей - количество бюджетных мест - плата за обучение - эффективность организации образовательного процесса - уровень подготовки студентов - проблемы с аккредитацией отдельных направлений подготовки - наличие магистратуры - работа ЦСТС - возможность участие во Внеуч.деят. - система материального и нематериального поощрения - система «2диплома» - материально-техническое обеспечение - социальная инфраструктура вуза (мед.пункт, бассейн, спорткомплекс, СКЦ, библиотека, отдел полиграфии) - санитарно-гигиенические условия в корпусах, общежитиях, пунктах питания - удобство расписания - работа куратора и тьюторов - доступность учебной информации - возможность академической мобильности студентов - разнообразие направлений подготовки - эффективность управления вузом | 1.2.2. Латентные - стиль воспитания студента - место образования в структуре ценностных ориентаций родителей - успеваемость в школе | |||
Принципиальный (стратегический) план исследования – описательный.
Обоснование метода сбора данных и выборки.
В исследовании используется метод опроса в форме группового анкетирования. Метод опроса целесообразен при выявлении мнений, отношений, оценок людей. Обладает следующими достоинствами: 1) относительно небольшие затраты особенно с учетом большого объема получаемых данных; 2) каждый отдельный случай описывается с помощью системы показателей; 3) использование унифицированного инструментария позволяет проводить повторные и сравнительные исследования. Групповое анкетирование выбрано в силу локализации объекта (студентов) в естественных группах.
Структура инструментария (анкеты) включает следующие блоки: 1) оценка обучения; 2) оценка внеучебной деятельности; 3) социально-психологические (личностные) характеристики респондента; 4) социально-демографические (ролевые) характеристики респондента. Инструментарий исследования (анкета) представлен в приложении А.
№№ | Операциональное понятие | Индикатор | Тип шкалы | Номер вопроса в анкете |
Оценка качества обучения | Оценка профессионализма Оценка применимости знаний на практике Оценка запоминаемости знаний Оценка важности знаний Оценка качества теор знаний и практ умений | Порядковая Порядковая Порядковая Порядковая Порядковая | ||
Оценка условий обучения | Оценка мат-тех условий Оценка финн усл Оценка сан-гиг усл Оценка инфрастр | Порядковая Порядковая Порядковая Порядковая | ||
Мотивация студентов к обучению | Выбор мотивов обучения в АмГУ | Номинальная | ||
Уровень участия во внеучебной деятельности | Степень участия в наауч мер Степень участия в культкульт-масс мер Степень участия в спорт мер Степень участия в общ мер | Порядковая | ||
Мотивы участия / неучастия во внеуч деятельности | Выбор личного мотива участия Выбор мотива неучастия других студентов | Номинальная Номинальная | ||
Оценка внеучебных мероприятий | - оценка организации научных мероприятий - оценка организации культурно-массовых мероприятий - оценка организации спортивных мероприятий - оценка организации общественных мероприятий | Порядковая | ||
Образ успешного человека | Приписывание определенных качеств успешному человеку | Номинальная | 13 (откр) | |
Ценностные ориентации | Упорядочивание набора ценностей | Порядковая | ||
Удовлетворенность выбранной специальностью | Степень удовлетворенности | Порядковая | ||
Психологический комфорт студента | Частота встреч с одногруппниками во внеуч время Частота конфликтов в группе Частота конфликтов с преподавателями | Порядковая Порядковая Порядковая | ||
Пол респондента | Физический пол | номинальная | ||
Курс обучения | Номер курса | порядковая | ||
Факультет | Факультет обучения | номинальная | ||
Вид обучения | Выбор бакалавриата / специалитета | Номинальная | ||
Основа обучения | Бюджетное / внебюджетное обучения | Номинальная | ||
Вторичная занятость | Факт вторичной занятости студента | Номинальная | ||
Место обучения | Населенный пункт | Номинальная | 25 (откр) | |
Уровень образования «на входе» | Учебное заведение, которое окончил респондент перед поступлением в АмГУ | Порядковая | ||
Довузовский потенциал | Оценки аттестата | Порядковая | ||
Образование родителей | Уровень образования отца Уровень образования матери | Порядковая Порядковая | ||
Семейное положение | Состояние в браке (в том числе сожительство) | Номинальная | ||
Материальное положение | Оценка материального положения семьи | Порядковая |
Тип выборки: стратифицированная пропорциональная выборка (квотная), поскольку имеются статистические данные по студентам очного отделения АмГУ.
Структура генеральной совокупности представлена в таблице:
генеральная совокупность | ||||||||||
курс | ФМиИ | ФДиТ | ИФФ | ЭФ | ЭкФ | ЮФ | ФСН | ФФ | ФМО | ИТОГО |
ИТОГО |
Объем выборки: 400 респондентов.
Объем избран, исходя из следующих принципов: 1) экономичность, 2) опыт социологических служб, 3) представительность.
Структура выборочной совокупности представлена в таблице:
курс | ФМиИ | ФДиТ | ИФФ | ЭФ | ЭкФ | ЮФ | ФСН | ФФ | ФМО | ИТОГО |
итого |
Максимальная ошибка аналогичной случайной выборки (для доверительного интервала 95 % и объёма выборки 400 респондентов) равна 4,85 %. Рассчитана по формуле (Б.1):
∆ = (Б.1)
где ∆ – максимальная ошибка выборки;
t – коэффициент зависящий от величины доверительного интервала (коэффициент доверия);
p – вероятность данного признака;
q – вероятность признака, противоположного данному;
n – объём выборочной совокупности;
N – объём генеральной совокупности.
Методы анализа данных: описательная статистика, корреляционный анализ.