Методы психологического исследования: наблюдение, самонаблюдение, целенаправленная психологическая беседа.
К методам, которые чаще всего применяются в практической деятельности медицинского психолога относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), психодиагностические методы (тесты - стандартизированные и проективные), интервью, беседа; анализ процессов и продуктов деятельности, биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути, документов, свидетельств). Применение отдельных методов или их соединение зависит от задачи и объекта исследования.
Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, который заключается в целеустремленном и организованном восприятии и регистрации поведения исследуемого объекта. Наблюдение может быть сплошным (фиксируются все проявления психики) или выборочным (фиксируются только отдельные проявления, например, только эмоциональные). Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения.
Объектами исследования могут быть:
1. Вербальное поведение:
Содержание речи;
Длительность речи;
Интенсивность языка и др.;
2. Невербальное поведение:
Экспрессия лица, глаз, тела;
Выразительность движений и др.;
3. Перемещение людей;
4. Дистанция между людьми;
5. Физические влияния:
Касание;
Толчки;
Удары и др.
Самонаблюдение как реальный процесс всегда присутствует в психологическом исследовании и может выступать в виде самого отчета исследуемого о своих впечатлениях, ходе решения задачи, переживаниях и тому подобное. Особое значение имеет самонаблюдение при изучении динамики сознания, при описании самочувствия в тех или иных состояниях деятельности, динамики представлений и переживаний, мотивов поведения. Большое значение имеют приемы и данные опосредствованного самонаблюдения, представленные в виде дневников, автобиографических материалов, переписывания. В медицинской практике всегда используется материал субъективного анамнеза, который сопоставляется с данными объективного анамнеза, клинического и лабораторного исследования.
Клинико-психологическое интервью (беседа) - это метод получения информации об индивидуально психологических особенностях личности и психологическом состоянии. От обычного расспроса интервью отличается тем, что оно имеет направленный диалогический характер и направлено не только на идентификацию явных признаков патологии, но и на распознавание скрытых признаков, а также на более точное понимание сущности проблемы.
Во время проведения клинико-психологического интервью необходимо придерживаться определенных принципов:
· Принцип однозначности и точности подразумевает однозначную формулировку вопросов, которые не допускают разнообразие в понимании того, о чем спрашивает врач пациента (например, вопрос «чувствуете ли Вы на себе психическое влияние?» неоднозначный, поскольку под влиянием можно понимать разную вещь: инопланетян, других людей, сильных переживаний, и т. д.).
· Принцип понятности допускает, что диагност обращается к пациенту на понятном тому языке, который отвечает его социальному статусу, уровню знаний, словарному запасу, культуральным особенностям.
· Принцип адекватности требует уточнение содержания одинаковых слов, которыми пользуются пациент и психолог для исключения неверной интерпретации ответов.
· Принцип непредубежденности допускает контроль диагноста над тем, не навязывается ли он пациенту своих представлений о наличии у пациента патологических проявлений.
Само интервью (беседа) состоит из двух частей:
Первая часть - установление психологического контакта;
Вторая часть - именно беседа во время эксперимента, содержание которой всегда зависит от поставленной задачи.
В описательно-феноменологической парадигме клинико-психологическое интервью является главным методом обследования личности, тогда как наблюдение и экспериментально психологическое исследования играют вспомогательную роль.
Клинико-психологическое интервью может быть полуструктурированным или свободным.
Полуструктурированное интервью содержит в себе обязательный список специфических вопросов, который касается конкретной проблемы. Оно позволяет психологу за короткий период времени собрать полную информацию, необходимую для установления психологического диагноза, просветить все необходимые аспекты проблемы. Вопросы в таких интервью направлены на идентификацию симптомов расстройства, определения типичной ситуации их проявления, интенсивность и глубину нарушений, семейный и межличностный контекст.
Эффективность проведения структурированного интервью определяется двумя факторами:
1) качеством межличностного контакта психолога и исследуемого;
2) гибкостью проведения интервью (учет психологом индивидуального состояния исследуемого, ситуации обследования и особенности жизни исследуемого).
Свободное клинико-психологическое интервью помогает сформировать более полную информацию об актуальной проблеме исследуемого и ситуацию, в которой находится человек. Свободное интервью позволяет исследуемым спонтанно выражать свои наиболее актуальные, не навязываемые психологом мнения и чувства, как это бывает с ними в повседневном общении. В первичном клинико-психологическом интервью, проведенном любым методом, важно провести обследование психического статуса. Информация о психическом статусе являет собой впечатление психолога от общения с клиентом. Такое обследование позволяет выделить основные аспекты поведения, которые требуют более тщательного анализа, сопоставить жалобу и сформированные впечатления.
Психический статус содержит в себе пять параметров:
- внешний вид обследуемого;
- коммуникабельность и поведение во время беседы и тестирования;
- настроение и эмоции;
- интеллект;
- особенности восприятия себя, времени и окружающей реальности.
Для оценки внешнего вида необходимо обратить внимание на внешность, соответствие возраста, манере одеваться, (опрятность, адекватность) на позу, жесты и выражение лица.
Коммуникабельность и поведение во время беседы тестирования предоставляют информацию о сформированности социальных навыков общения и взаимодействия, отношение к факту беседы с психологом (раздражение, агрессия, стремление вызывать к себе симпатию, защитная позиция, апатичность, сарказм) и адекватности поведения в ситуации. Коммуникабельность также позволяет оценить процесс мышления: целостность или разорванность, подвижность, уместность, подробность.
Настроение и эмоция характеризуют психологическое состояние обследуемого (мрачность, напряженность, безвыходность, возмущенность, уверенность, наличие грусти, эйфории, страха, и так далее).
Интеллект характеризуется словарным запасом, уровнем опытности, имеющимся запасом знаний, способностью понимать связь вещей и явлений, делать выводы.
Особенность восприятия себя, времени и окружающей реальности, - характеризуют способность ориентироваться в собственной личности, времени, месте нахождения, что выясняет уровень сознания (ясное, омраченное, исключенное), адекватность самооценки, наличие нарушений восприятия, мышления.