Неэкспериментальные методы исследования: наблюдение, беседа

1.Наблюдение называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с к. 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития.

Виды наблюдения.Различают: несистематическоеи систематическое наблюдение.В 1-вом важна не фиксация причинных зависимостей, а строгое описание явлений, а всего лишь общая картина поведения. При систематическом исследователь выделяет для себя особенности поведения (зависимые переменные) и классифицирует условия внешней среды.

Сплошное - фиксируются все особенности поведения, доступные для максимального подробного описания;

Выборочное – обращается внимание только на определенные параметры поведения, на определенные черты личности.

Непосредственное и опосредованное (с использованием приборов: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.)

Внешнее(со стороны)и включенное наблюдение (наблюдатель сам является членом группы, которую исследует).

Этапы процедуры наблюдения.Наблюдение проходит в несколько этапов.

1. Определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации.

2. Выбирается способ наблюдения и регистрации данных.

3. Строится план наблюдения (ситуации – объект – время).

4. Выбирается метод обработки результатов.

5. Проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Недостатки наблюдения.А.А.Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.

1. Гало-эффект, когда общее впечатление ведет к игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения заключается в том, что положительная оценка дается всему происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции, когда наблюдатель дает всему усредненную оценку поведения.

4. Ошибка корреляции (связь между однопорядковыми явлениями), когда оценка одного признака поведения дается на основе другого признака, но не связанного с первым.

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления, которое определяет оценку дальнейшего поведения.

Наблюдение может быть как самостоятельным методом, так и методом, включенным в эксперимент и дающий ему необходимую информацию.

2. Беседа, по В.В.Богословскому, - это метод сбора фактов о психическом явлении в процессе личного общения по специально составленной программе. Различают виды бесед: вводную- характерна для лабораторных исследований с целью установления контакта с испытуемым; экспериментальную -с целью проверки исследовательских гипотез. Клиническая - необязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Беседа делится: Стандартизованная беседа: - жестко запрограммированное интервью по типу анкеты. Свободная–некоторая общая стратегия, возможность менять тактику.

3. Интервью –целенаправленный опрос, идущий по плану, в котором важен не только доверительный контакт, но и соблюдение доверительной дистанции.

Следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию ответов и вопросов, ни к собеседнику.

4. Анкеты.По В.В.Богословскому это – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специальной программе. Виды анкет:открытые» - испытуемый самостоятельно формулирует ответы на вопросы и закрытые - когда выбирается один из предложенных вариантов ответа.

Первым анкету применил в психологическом исследовании Ф.Гальтон.

Но анкетирование трудно отнести к психологическим исследовательским методам. Информация, полученная с помощью анкеты, не может считаться надежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого.

5. Понятие об «архивном методе».В американской научной литературе принят термин «архивный метод» для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Отечественные психологи используют другой термин для обозначения этого метода. Чаще всего его обозначают как «анализ продуктов деятельности».

Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.

К разновидностям «архивного метода» относится также техника контент-анализа, который представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Разработка метода контент-анализа связана с именами Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона.

Контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых, данные проверены на надежность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т.д.

Анализ продуктов деятельности – метод, широко распространенный в исторической психологии, а также в антропсихологии и психологии творчества.

Наши рекомендации