Психологическая подготовка к действиям в боевых условиях.
КПСС, осуществляя духовную подготовку воинов к вооруженной защите социалистического Отечества, всегда исходила и исходит из важнейшего методологического указания В. И. Ленина, что во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь. Морально-политическая и психологическая способность народа и армии вынести самые сложные испытания современной войны и не утратить воли к борьбе и победе зависит от многих причин. Кроме таких причин, как общественно-социальные, экономические, идеологические, большое воздействие на духовные силы людей оказывают успехи (или поражения) в войне, боевой опыт личного состава, качество боевой техники и оружия, зрелость командного состава, способность противостоять идеологическим и психологическим диверсиям противника.
При организации морально-политической и психологической подготовки воинов ныне важно учитывать особенности воздействия современной войны на их духовные силы, что обусловливает необходимость целенаправленного формирования целого ряда морально-боевых качеств личного состава. К этим особенностям можно отнести следующие.
Логика современной войны такова, что личный состав должен быть готов к ее суровым испытаниям заранее, то есть уже сегодня, сейчас. Во всех прошлых войнах окончательная моральная закалка достигалась в ходе боев. Теперь на это рассчитывать нельзя. Возможность внезапного нападения агрессора никогда не может быть полностью исключена. Из истории войн известно, что внезапность может привести к сильному «моральному удару» по психике личного состава войск. Поэтому психику нужно заранее закалять, тренировать, добиваться от каждого воина высокой духовной мобилизованности и моральной «выносливости», способности к быстрому освобождению от нравственных потрясений и готовности к уверенным и решительным действиям в бою.
[270]
В современной войне значительная часть войск может не иметь противника непосредственно перед собой и в то же время будет чувствовать опасность его воздействия в любом пункте, в любом районе. Такое положение может вызывать длительное нервное, моральное напряжение. Командирам, политработникам важно находить возможность давать людям психологическую разрядку, уметь снимать возникающую напряженность. Это может достигаться переключением тревожных мыслей на активную подготовку к бою, на проверку готовности техники, оружия и т. п. Многое значат ободряющие, призывные слова, хладнокровное поведение командиров, политработников, коммунистов в самых сложных ситуациях.
К особенностям морально-психологического воздействия современной войны на личный состав следует отнести и исключительно высокие нагрузки на психику в процессе боевых действий. Быстрая смена обстановки, динамичность событий, наличие постоянной опасности потребуют большой выдержки и хладнокровия. Следует добавить, что в условиях современного боя будут нередкими действия отдельных подразделений, отрядов в отрыве от штабов, главных сил, иногда без достаточной информации и связи. Резко возрастет возможность проявления самых различных случайностей, многочисленных противоборствующих тенденций в ходе боя, операции. Боевые действия могут происходить в условиях слабой освещенности (ночь, задымление, запыление), на незнакомой местности. Такая обстановка способна порождать у некоторой части личного состава чувство повышенной тревоги, которое, если его не блокировать, может действовать угнетающе. Эти чувства могут усиливаться наличием постоянной угрозы радиоактивного, бактериологического, химического поражения. Все это, если бы империализму удалось развязать войну, обусловливает необходимость исключительной стойкости, способности советских воинов переносить длительные по времени морально-психологические нагрузки.
Морально нужно быть готовым и к возможному применению противником принципиально новых видов оружия. Опыт минувших войн учит, что внезапное применение новых средств вооруженной борьбы всегда оказывало сильное психологическое воздействие на противника.
Читая книгу Наполеона «Мысли», В. И. Ленин выписал такую фразу, заинтересовавшую его: «В каждом сражении бывает момент, когда самые храбрые солдаты, после величайшего напряжения, чувствуют желание бежать, эта паника
[271]
порождается отсутствием доверия к своему мужеству;
ничтожного случая, какого-нибудь предлога достаточно, чтобы вернуть им это доверие: высокое искусство состоит в том, чтобы создавать их»[136]. Исторический опыт, которым мы располагаем, показывает, что вернуть воинам «доверие» к своему мужеству может личный пример коммуниста, способность командиров, военачальников в самой критической ситуации овладеть положением: внушить личному составу непреклонную решимость выполнить поставленную боевую задачу. Другими словами, для того чтобы освободить от возможной временной растерянности некоторых воинов, необходим резкий толчок извне: уверенное поведение командира, твердая команда, личный пример. Такое энергичное воздействие командиров и политработников на психологические элементы сознания направлено на то, чтобы каждый член расчета, экипажа, подразделения нацелил всю свою волю, мысль, чувства на непрерывное выполнение своих обязанностей, своего воинского долга, поставленной задачи.
Морально-политические и духовные особенности современной войны могут сопровождаться оголтелыми психологическими атаками врага: устрашением, дезинформацией, прямыми провокациями и подрывными действиями в области общественного сознания. Весь аппарат психологической войны империализма, обладающий большой технической мощью, огромным опытом социальной демагогии и клеветы, будет использован в максимальной степени. Поэтому можно предположить, что воздействие на сознание воинов в современной войне будет, если так можно выразиться, комплексным: физические нагрузки, присущие боевой обстановке, могут дополняться психологическим эффектом применения оружия массового поражения, а также сопровождающими этот процесс психологическими операциями противника.
Поэтому выработку устойчивости у личного состава к моральным перегрузкам современной войны важно проводить одновременно с тренировкой способности вынести духовные перегрузки боя и не поддаться психологическим диверсиям врага. Это достигается морально-политической и психологической подготовкой личного состава, воспитанием непримиримости к врагу, умения противостоять любым его подрывным акциям в духовной сфере.
Коммунистическая направленность морально-политической и психологической подготовки выражает ее классовое
[272]
и политическое содержание. Требования этого принципа исходят из необходимости формирования в коммунистических убеждениях воинов глубокого осознания сущности возможной войны, ее классового смысла, целей и последствий. Идеологические понятия, имеющиеся в сознании воина, дают ему глубокую духовную основу осознания своего патриотического, интернационального долга по защите Отечества, всего социалистического содружества от посягательств любого агрессора. Значение коммунистической убежденности невозможно переоценить.
Политическая учеба, идейная закалка воинов — центральное звено морально-политической и психологической подготовки. Ведь только коммунистическая убежденность, высокая идейная зрелость могут видоизменить, сблокировать инстинкт самосохранения, заставить человека в критическую минуту перешагнуть через невозможное, подчинить все свои мысли, чувства, волю одной цели — полному выполнению своего воинского долга. Поэтому от содержания, качества политической учебы, всей идейно-воспитательной работы в значительной, даже в решающей мере зависит конечный результат морально-психологической подготовки как отдельного солдата, матроса, так и воинских коллективов в целом. Именно в процессе этой подготовки воин может выработать способность не поддаться на дезинформацию, спокойно встретить устрашение, не довериться инсинуации, проявить высокую бдительность и психологическую устойчивость. Даже информационный голод не заставит человека довериться враждебной информации, извлекаемой из эфира, при прослушивании звукопередач, ознакомлении с печатными материалами.
Таким образом, коммунистическая направленность морально-политической и психологической подготовки войск исключительно важна прежде всего потому, что только идейная убежденность позволяет успешно противостоять духовным диверсиям врага и его психологическому давлению в мирное время и в ходе боевых действий. Бесспорно, что в условиях войны борьба идей, психологические диверсии, которые и сейчас получили огромный размах, станут еще более ожесточенными. Этой стороне психологической войны в империалистических армиях уделяется большое внимание. В книге П. Норда, буржуазного специалиста по подрывным психологическим действиям, утверждается, что в боевых условиях «дезинформация может стать решающим оружием интеллектуального действия, страшной агрессией против человеческого разума, способной предрешить успех
[273]
или неуспех боя и войны». Нетрудно предвидеть, что империалистические пропагандистские органы, используя многочисленные формы и методы психологической войны: дезинформацию, ложь, клевету, слухи, провокации, в условиях военного противоборства будут пытаться подорвать боевой дух воинов социалистических армий, внушитьим чувства неуверенности и растерянности. Попытки эти, однако, обречены на провал. Исторические аналогии из нашего прошлого политического, боевого опыта, а также конкретные результаты идейно-воспитательной работы сегодняшних дней подтверждают бесспорную мысль — лучшим средством в борьбе с идеологическими, психологическими диверсиями врага являются идейная убежденность, морально-психологическая стойкость каждого советского воина.