Задания для самостоятельной работы. 1. Изучить различные подходы к типологии дизонтогенеза.
1. Изучить различные подходы к типологии дизонтогенеза.
2. Знать содержание и характеристику асинхронного развития.
3. Выучить понятия: ретардация, асинхрония и регрессия.
Контрольные вопросы
1. Общие сведения по различным подходам к выделению типов дизонтогенеза.
2. Структура и содержание асинхронного развития.
3. Характеристика дисгармонического и искаженного вариантов развития, психологические особенности представленных типов.
Тема:Уровневая система базовой аффективной регуляции.
Цель занятия:Структура базовых составляющих психического развития. Знать структуру и содержаниеуровневой системы базовой аффективной регуляции.
Содержание темы:
1)Структура базовых составляющих психического развития.
Исследования последнего времени показывают необходимость включения в поле деятельности психолога особой структурной «макроединицы» детского развития – так называемых базовых составляющих (предпосылок) детского развития (В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). Структура базовых составляющих психического развития состоит из следующих компонентов:
1. произвольность психической активности;
2. базовые аффективные регуляции;
3. пространственные и пространственно-временные представления.
2) Уровневая система базовой аффективной регуляции.
Уровневая система базовой аффективной регуляции является важной предпосылкой и составляющей формирования психической деятельности в онтогенезе. Разработана в школе К.С. Лебединской – О.С. Никольской.
Базовые аффективные регуляции | |
Уровень эмоционального контроля | |
Уровень аффективной экспансии | |
Уровень аффективных стереотипов | |
Уровень полевой реактивности |
Подробно рассмотреть блок – базовые аффективные регуляции, показать, как он функционирует на примере уровневой системы.
Дать подробную характеристику каждому уровню системы аффективной организации поведения. Это: уровень пластичности, обеспечивающий преднастройку к контакту (1 уровень); уровень стереотипов, формирующий индивидуальный опыт (2 уровень); уровень экспансии, отвечающий за активное взаимодействие с меняющимися обстоятельствами (3 уровень) и уровень эмоционального контроля, организующий взаимодействие с другими людьми (4 уровень).
1 уровень – уровень полевой реактивности
Его смыслом является организация аффективной преднастройки к активному контакту с окружающим. Аффективная ориентировка на этом уровне направлена на оценку количественных изменений среды. Выход воздействий среды за допустимые границы вызывает реакции беспокойства, тревоги, страха, агрессии. Этот уровень выполняет фоновые функции в осуществлении эмоционально-смысловой адаптации к окружающему и обеспечивает тоническую регуляцию аффективных процессов.
2 уровень – уровень аффективных стереотипов
Основная задача этого уровня – регуляция процесса удовлетворения соматических потребностей. Он устанавливает аффективный контроль за функциями самого организма, упорядочивает психосоматические ощущения и аффективно связывает их с внешними сигналами.
Важной характеристикой этого уровня является непереносимость, неприятие впечатлений, связанных с изменением условий жизни, нестабильностью окружающей среды. Этот уровень закладывает основы формирования индивидуальности человека через выявление собственных пристрастий в сенсорных контактах со средой.
3 уровень – уровень аффективной экспансии
На этом уровне обеспечивается активная адаптация к изменяющимся условиям внешней среды, достижение аффективно значимых целей через преодоление неожиданных препятствий. Уровень экспансии оценивает силу воздействия субъекта на среду. Аффективная память этого уровня накапливает новые знания человека о себе, создает аффективный опыт успехов и поражений, вырабатывает основу развития уровня притязаний. Задачей этого уровня является овладение меняющейся динамической средой.
4 уровень – уровень эмоционального контроля
Смыслом этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми: разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними. Ориентировка этого уровня направлена на выделение аффективных проявлений другого человека как сигналов, наиболее значимых для адаптации к окружающему. Этот уровень создает образ надежного, стабильного окружающего мира, защищенного за счет существования правил поведения, гарантирующих адаптацию без внезапных срывов от неожиданностей. В случае неудачи в адаптации субъект на этом уровне уже не реагирует ни уходом, ни направленной агрессией – он обращается за помощью к другим людям.
Такое понимание легло в основу выделения четырех групп РДА, представляющих ступени дезорганизации аутичного ребенка в решении адаптивных задач.
Подобная структура эмоциональной регуляции присуща каждому человеку. Она является необходимой составляющей психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы.