Описание экспериментальных групп и методик исследования
Введение.
Актуальность данной проблематики обусловлена постоянным интересом психологов и педагогов к изучению причин возникновения конфликтов и поиску эффективных способов их преодоления в зависимости от гендерных особенностей.
В отечественной и зарубежной психологической науке существуют различные взгляды на природу конфликтов. Противоположные позиции представлены как в зарубежной психологии и социологии (Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, K. Tомас, К. Томпсон, К. Хорни), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Алишев, О.В. Аллахвердова, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Л.А. Петровская, Т.А. Полозова, С.Л. Прошанов, А.А. Реан, В.П. Трусов, Б.И. Хасан, А.И. Шипилов).
Но, как известно, за каждой личностью, которая решает конфликт, скрываются определенные особенности, которые присущи только ей. Наиболее характерным признаком, который накладывает отпечаток на всю жизнь и особенности взаимодействия человека с окружающими есть его принадлежность к полу. Мальчики и девочки отличаются многими сферами – в познавательном развитии, в физиологическом становлении, в составе ума, в привычках, волевой и эмоциональной сфере. Следовательно, что и в различных ситуациях они действуют по-разному.
Цель исследования: раскрыть сущность и особенности конфликта, изучить гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации детей старшего дошкольного возраста.
Задачамикурсовой работы в связи с указанной целью являются:
1. определить феномен конфликта;
2. уточнить стратегии поведения в конфликте;
3. выявить гендерные особенности поведения в конфликте
Объект исследования. Конфликт в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования. Поведение в конфликтной ситуации.
Гипотеза.Предполагаю, что в конфликте мальчики и девочки придерживаются разных стратегий поведения.
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликте
Описание экспериментальных групп и методик исследования
Цель экспериментальной работы: выявить гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. уточнить гендерные особенности поведения в конфликте;
2. экспериментально оценить коммуникативные качества ребенка;
3. определить виды отношений ребенка с людьми.
При формировании экспериментальной выборки, мы подчинялись ряду правил:
1. Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования;
2. Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена;
3. Группа лиц, участвующих в эксперименте должна быть представлена в двух гендерных группах.
Экспериментальная выборка была сформирована с помощью стратометрического отбора. Основными стратами были - пол (мальчики и девочки), возраст (от 5 до 7 лет).
Таким образом, экспериментальная выборка составила 12 детей: 6 мальчиков и 6 девочек.
В ходе проведения эмпирического исследования для достижения поставленных задач мы использовали следующие методики:
1. Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, Владос, 1994.)
2. Карта наблюдения за ребенком.
В начале исследования мы оценили коммуникативные качества детей старшего дошкольного возраста. С этой целью была проведена методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, Владос, 1994.)
Цель методики: оценить следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми:
2. Внимательность к людям.
3. Правдивость, честность.
4. Вежливость.
5. Общительность.
6. Щедрость.
7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь.
8. Справедливость.
9. Жизнерадостность.
10. Ответственность.
Опросник состоит из 10 вопросов, на каждый вопрос можно ответить "да", "нет", "когда как" и "не знаю".
Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются кем-то из независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели или другие педагогические работники дошкольных воспитательных учреждений. В нашем эксперименте на вопросы опросника отвечал воспитатель группы.
Коммуникативный личностный опросник для родителей, воспитателей или родственников ребенка.
1. Добр ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
2. Внимателен ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
3. Правдив ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
4. Вежлив ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
5. Общителен ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
6. Щедр ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
7. Отзывчив ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
8. Справедлив ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
9. Жизнерадостен ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
10. Ответственен ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
Оценка результатов.
За каждый ответ типа «да» ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.
В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребенком по всем десяти коммуникативным качествам личности.
Выводы по уровню развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл очень низкий
На вопросы опросника отвечала воспитательница группы, в которую ходят дети.
Инструкция испытуемому: «Прочтите внимательно данные утверждения и поставьте в бланке ответов один из представленных ответов. Постарайтесь отвечать искренне».
После этого мы перешли к оформлению Карты наблюдения.
Цель наблюдения: определить склонность ребенка к той или иной стратегии поведения в конфликте в зависимости от гендерной принадлежности.
Карта наблюдения представлена в виде таблицы, где представлены признака каждой из 6 стратегии поведения за конфликтной ситуацией:
1. Конфронтация: контроль действий противника, подавление противника всеми средствами, обман, хитрость, провокация соперника;
2. Избегание: отказ от вступления в диалог, избегает силовых приемов, отрицает серьезность ситуации, медлит в принятии решения;
3. Компромисс: находит свою выгоду, манипулирует, добивается равенства;
4. Приспособление: идет на уступки, непритязания на победу, давление на совесть, потакание противнику, лесть;
5. Форсирование: силовое давление, принуждение, перекрикивает соперника, агрессивное поведение;
6. Сотрудничество: активно обсуждает конфликт, дружеское отношение, принимает советы, забывает обиды.
Для каждого ребенка заводится своя индивидуальная карта, где отмечаются проявляемые признаки стратегии поведения в конфликте. При итоговой проверки определяется, к какой гендерной группе относится та или иная стратегия поведения в конфликте.