Как организовать и сколько стоит?

Для организации массового опроса своими силами компании потребуется:

  • специалист по проведению опросов в качестве руководителя исследования,
  • руководитель поля (старшина интервьюеров),
  • специалист по обработке данных (математик),
  • команда интервьюеров (10-40 человек),
  • команда операторов для ввода данных (4-12 человек),
  • постоянные рабочие места (4-8 компьютеров, скоростной принтер, сканер, копир, брошюровщик и т.п.) и специальные программы.

Если у компании все это есть, то почему бы не выделить этот отдел в самостоятельный бизнес (исследовательский), поручив обслуживать интересы материнской фирмы на условиях аутсорсинга?

Издержки по проведению опросов складываются из следующих статей:

Статья расходов В расчете на одного респондента USD В расчете на выборку из 800 человек USD
Вознаграждение интервьюерам 1.5-5 1200-4000
Сувениры для респондентов 1-3 800-2400
Ввод результатов в базу данных 0.5-2 400-1600
Накладные и прочие расходы 0.5-1 400-800
Заработная плата руководителя исследования за два месяца 4-6 3200-4800
Заработная плата руководителя поля за один месяц 1.5-2 1200-1600
Заработная плата специалиста по обработке данных за один месяц 1-1.5 800-1200
Арендная плата за три месяца (за 40 кв. м.) - 1500-3000
Амортизация оборудования   1500-1600
Итого 13.75-26.25 11.000-21.000

Этот расчет был произведен исходя из сдельных расценок весны 2005 года (для Москвы). Так, если бы каждую статью расходов надо было оплачивать «эд хос».

как организовать и сколько стоит? - student2.ru

На самом деле, предложения ведущих исследовательских компаний города по проведению опроса 800 респондентов, представляющих относительно доступные группы населения, находились в границах от 10 до 20 тысяч долларов, т.е. – 12-25 долларов в расчете на одного респондента. Причем, в эту сумму входили и налоги, и прибыль исследовательской компании на уровне 20-25%. То есть прямые издержки составляли порядка 7-15 долларов в расчете на одного респондента, а не 15-25, как при проведенных мною расчетах. Как такое возможно?

За счет экономии на масштабах деятельности. Понятно, что если в течение трех месяцев проводить только одно исследование, то на него целиком лягут издержки и по амортизации оборудования (они довольно высоки даже в том случае, если исследования вообще не проводятся), и арендная плата, и коммунальные платежи, и заработная плата постоянным работникам. А если за это время провести 5-10 исследований, то постоянные издержки в расчете на каждое из них будут незначительны. И кто сказал, что высокопрофессиональный руководитель не может руководить двумя-тремя проектами одновременно.

Вот почему крупные и специализированные исследовательские компании могут держать приемлемый (не очень высокий) уровень цен. Значительная же экономия на базовых издержках невозможна без серьезных потерь в качестве.

В заключение хочется кратко остановиться на одной экзистенциальной проблеме. Многие люди испытывают неприязнь к цифрам, графикам, таблицам, диаграммам, математике и статистике, которые кажутся им не только непонятными, но и «бездушными» науками. Они горячо протестуют против того, чтобы относиться к человеку, как к «единице выборки». Сопротивление переписям насчитывает такую же многовековую историю, как и сами переписи населения. Истории известны случаи, и не единичные, когда попытка властей провести перепись приводила к бунту – бессмысленному и беспощадному. И, наверное, поэтому многим, даже неглупым людям нравится, когда исследователи сильно ошибаются, «садятся в лужу». Это доказывает, что жизнь сложнее наших представлений о ней.

Возразить можно лишь, что человек в опросе выступает не как «винтик, болтик, шарик», а как Представитель Рода Человеческого, или, по крайней мере, – как представитель своей социально-демографической группы, а также семьи, профессии, коллектива, слоя, города и т.п. Что еще можно сказать в защиту массовых опросов?

«Это, все-таки неплохо работает! »

АНКЕТА
как организовать и сколько стоит? - student2.ru

Анкета – это не просто список вопросов, пришедший в голову исследователю или заказчику. Это весьма тонкий и гибкий инструмент проведения исследования. Она требует тщательной проработки.

Важно все: типы и конкретная формулировка вопросов, их последовательность и общее количество, корректность и уместность. На разработку грамотной Анкеты для серьезного исследования может уйти несколько недель кропотливой работы. На небольшую Анкету – неделя.

как организовать и сколько стоит? - student2.ru

Перед запуском исследования необходимо провести пробное анкетирование – «пилотаж», целью которого является:

  • устранение явных ошибок, неточностей, двусмысленностей;
  • «закрытие» тех открытых вопросов, которые не удалось закрыть на этапе разработки Анкеты;
  • хронометраж;
  • составление инструкции для интервьюеров.

Лучше, чтобы пилотаж проводил сам руководитель исследовательского проекта со своими помощниками, а не привлеченные со стороны интервьюеры. Тем более, что объем пилотажной выборки может быть небольшим – от 20 до 100 респондентов, и добиваться строгой репрезентативности на этой стадии нет никакой необходимости. Тестироваться анкета должна на представителях различных социально-демографических групп. Не факт, что то, что понятно студентам гуманитарных вузов, будет также понятно и также интерпретировано рабочим промышленности или строительства.

как организовать и сколько стоит? - student2.ru

Хорошая Анкета должна состоять из четырех блоков:

  • преамбулы,
  • «паспортички» (социально-демографического блока),
  • основной части (на слэнге исследователей она называется «рыбой»),
  • «детектора».
как организовать и сколько стоит? - student2.ru

Преамбула кратко ставит в известность респондентов о том:

  • Кто и зачем проводит исследование.
  • Что опрос проводится анонимно (если иное не предусмотрено планом).
  • Что исключены какие бы то ни было последствия (как отрицательные, так и положительные, что очень важно) для респондента, как в случае его отказа от сотрудничества, так и в случае согласия.
  • Сколько времени потребуется на заполнение Анкеты.
  • Как следует заполнять анкету, если это необходимо.
  • Здесь же выражается благодарность за время, которое участник согласился потратить.

При личном анкетировании («фэйс-ту-фэйс») допустимо в целях экономии места (преамбула может занимать до половины страницы), а также в целях установления доверительного контакта между интервьюером и респондентом, опустить преамбулу из текста и поручить интервьюеру озвучить ее лично. Но тогда это обязательно нужно сделать.

как организовать и сколько стоит? - student2.ru

«Паспортичка» состоит из вопросов, характеризующих самого респондента, его семью, образ жизни:

  • Пол.
  • Возраст.
  • Национальность.
  • Вероисповедание.
  • Семейное положение.
  • Продолжительность пребывания в браке (для семейных).
  • Наличие детей.
  • Образование.
  • Сфера профессиональной деятельности (для работающих).
  • Должность по основному месту работы (для работающих).
  • Размер семьи.
  • Площадь основного жилья или количество комнат в квартире.
  • Оценка материальных возможностей семьи.
  • Наличие автомобиля, компьютера и т.п..
  • Размер заработной платы.
  • Денежный доход в расчете на одного члена семьи.
  • Посещение культурно-развлекательных заведений.
  • Посещение спортивно-оздоровительных мероприятий.
  • Наличие хобби.
  • Чтение книг, газет и т.д..

Место для вопросов социально-демографического блока – либо в самом начале Анкеты (после преамбулы), либо – в самом конце. В пользу второго говорит тот аргумент, что сначала нужно установить доверительные отношения с респондентом, снизить уровень тревожности, а уж затем задавать вопросы о национальности, доходах, автомобиле и т.д.

В пользу первого, то, что если респондент ответит на 50 основных вопросов, а потом (устав или из вредности) не ответит на 3-4 вопроса социально-демографического блока, эту Анкету придется отправить в корзину. Жалко!

как организовать и сколько стоит? - student2.ru «Рыба» – это основная часть Анкеты, содержащая вопросы, ради которых, собственно, все исследование и затевалось. Начинать следует с простых фактологических закрытых вопросов, требующих однозначных ответов и не требующих длительного размышления. Наращивать сложность вопросов надо постепенно, разбавляя сложные вопросы простыми – уточняющими, проверочными. Надо внимательно следить за тем, чтобы не нарушалась логическая последовательность вопросов.

как организовать и сколько стоит? - student2.ru «Детектор» состоит из вопросов, призванных проверить внимательность заполнения анкеты, серьезность и откровенность респондентов, а также порядочность и профессионализм самих интервьюеров. Вопросы могут дублироваться. Вопросы могут «зеркалиться» (противоречивые позиции). Можно вводить вопросы с заранее известным (исследователям и только им) частотным распределением ответов. Есть и другие приемы.

И только при полнейшем доверии между заказчиками и исследователями с одной стороны, и исследователями и интервьюерами – с другой, а также при относительной простоте и толерантности темы исследования, можно вообще обойтись без вопросов-«детекторов».

СПОСОБЫ СВЯЗИ С РЕСПОНДЕНТАМИ
как организовать и сколько стоит? - student2.ru

Существует всего четыре способа связи исследователя с респондентами:

как организовать и сколько стоит? - student2.ru
  • почта,
  • телефон (факс),
  • компьютер (интернет)
  • личный контакт.

Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

как организовать и сколько стоит? - student2.ru

ПОЧТА

как организовать и сколько стоит? - student2.ru

Плюсы почтовой связи:

  • относительная простота достижения респондента;
  • отсутствие посреднического звена между исследователем и респондентом (интервьюера), а значит, уменьшается число «помех»;
  • удобство времени и места заполнения Анкеты для респондента, а следовательно, Анкета, посланная по почте, может содержать большое количество вопросов – до 300.
как организовать и сколько стоит? - student2.ru

Минусы почтовой связи:

· Почтовая связь в России ненадежна, письма идут неделями и значительная часть их (до 25%) теряется по дороге.

· Коэффициент полезного действия (КПД) связи по почте очень невысок – хорошо, если 2-3% получивших анкету отошлют ее заполненной, если 5% – просто отлично, т.е. для получения 500 ответов нужно послать от 10 до 30 тысяч писем с Анкетами. Так что, с учетом того, что стоимость одного почтового обращения составляет от 5 до 15 рублей, стоимость этого способа связи оказывается довольно высокой.

· Анонимность респондентов нарушается, так что вопросы о доходах, сбережениях, имуществе, сексуальной ориентации, психологических проблемах, отношениях с местными властями исключаются.

· Построить репрезентативную выборку очень сложно, поскольку отвечают на письма преимущественно тинэйджеры, а также одинокие и пожилые граждане, у которых больше свободного времени.

· Ответ может содержать не личное мнение, а коллективное – всей семьи, а также соседей, друзей и знакомых. Хуже всего то, что исследователи никогда не узнают – сколько человек принимало участие в анкетировании.

как организовать и сколько стоит? - student2.ru

ТЕЛЕФОН

Телефон является самым простым, дешевым и удобным средством коммуникации. Телефонный опрос – один из весьма немногих видов опроса, при котором действительно могут быть реализованы вероятностные методы построения выборки. При телефонном опросе происходит «неполное переключение» с прерванного занятия, например, просмотра телепередачи, и имеется возможность спрашивать о том, что респондент непосредственно делал или продолжает делать в момент разговора.

Крупные исследовательские компании имеют специально оборудованные центры для проведения опросов по телефону – CATI. Оборудование и программное обеспечение таких центров позволяет: осуществлять построение выборки, дозвон, облегчить работу оператора-интервьюера путем вывода вопросов на экран, производить обработку получаемой информации в режиме реального времени, поскольку ответы респондентов немедленно заносятся в базу данных. Исследовательская компания, имеющая подобный coll-центр на 12-15 рабочих мест, имеет возможность провести опрос 1000 респондентов за два дня. И еще через 5 дней представить заказчику отчет о проведенной работе.

Но поскольку анонимность телефонного опроса весьма относительна, многие граждане совершенно справедливо воспринимают телефонные опросы как незаконное вторжение в частную жизнь. И, следовательно, тематика телефонных опросов резко сужается. По телефону нельзя спрашивать об уровне доходов, владении дорогими вещами, политических пристрастиях, уплате налогов, наличии внебрачных сексуальных связей и многом другом.

Кроме того, поскольку отсутствует визуальный контакт, возможно использование только очень простых вопросов с ограниченным числом вариантов ответов–раскрытий. Количество же вопросов, которое уместно задавать по телефону, ни в коем случае не должно превышать 30.

как организовать и сколько стоит? - student2.ru

С развитием мобильной связи (к середине весны 2005-го года в России имелось уже более 65 миллионов активных пользователей мобильной связи, что составляет примерно 65% населения в возрасте от 14 до 65 лет) возрастают возможности, связанные с использованием мобильного телефона и SMS-технологий для проведения маркетинговых исследований. Методология проведения подобных исследований стала разрабатываться относительно недавно: в США и Западной Европе приблизительно с 1998-2000 гг., в России – с 2003-го года, и у нее очень хорошие перспективы.

Наши рекомендации