Отбор кандидатов из резерва для назначения на должность
Отбор кандидатов из резерва для назначения на должность происходит конфиденциально на основе соотнесения их индивидуальных характеристик с идеальным вариантом, результатов работы в настоящей и прежней должностях, степени готовности, возраста, потенциала, оценки усилий по подготовке к занятию должности. Вспомогательными орудиями отбора являются результаты аттестации, данные о повышении квалификации, результаты тестирования.
Должности в аппарате управления замещаются в соответствии со следующими принципами:
1. В низшем звене управления и в штабных подразделениях — молодыми специалистами.
2. Во всех звеньях — руководителями и специалистами из своей и других организаций.
3. В управленческой элите — путем сочетания ротации и ускоренного продвижения собственных перспективных кадров.
Если фирма не может набрать команду руководителей из своих сотрудников, это признак ее слабости.
Показатели эффективности работы с кадровым резервом
Для оценки эффективности работы с кадровым резервом используют следующие показатели:
- процент сотрудников, включенных в оперативный и стратегический кадровый резерв (в идеале их количество должно соответствовать числу должностей, подлежащих обеспечению резервом);
- процент уволившихся из числа кадрового резерва (в идеале - нулевой, т. к. подготовка резервистов связана со значительными финансовыми затратами, соответственно, их увольнение влечет материальные и временные потери);
- процент назначений сотрудников из числа кадрового резерва;
- процент текучести кадров среди работников с высоким потенциалом;
- доля тех, кто вносит рационализаторские предложения (чем она больше, тем лучше, т. к. это позволяет совершенствовать технологию производства).
- количество сотрудников с индивидуальными карьерограммами.
Вопросы для контроля и самопроверки
1. Как называется продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий?
2. Назовите и охарактеризуйте виды карьеры.
3. Как называется перемещение работника для выполнения им тех же обязанностей на новом месте или перестановка для получения новых обязанностей на том же уровне?
4. Какие формы являются разновидностью горизонтальной карьеры?
5. Как называется получение новых обязанностей на том же уровне?
6. Как называется качественное изменение характера работы?
7. В каких формах осуществляется обогащение труда?
8. Какой вид карьеры связан со сменой рабочих мест?
9. Совмещение каких двух видов карьеры дает ступенчатую карьеру?
10. Суть какой карьеры заключается в приближении к «ядру» организации?
11. Что является движущими мотивами карьеры?
12. Что включает механизм управления карьерой ?
13. Какие документы используются в процессе управления деловой карьерой?
14. Что является источником для анализа возможностей развития карьеры?
15. На какие этапы делится развитие карьеры?
16. На какой период составляется карьерограмма?
17. Какие моменты должна отражать программа развития карьеры?
18. В какой стране участие в «карьере» является добровольным?
19. Что включает в себя процесс формирования кадрового резерва?
20. Какой критерий относится к обязательному при формировании перспективных кадров?
21. Какую информацию используют при определении величины кадрового резерва?
22. Какое минимальное количество кандидатов желательно на каждую должность в резерве?
23. Сколько уровней имеет должностная структура резерва?
24. Существует ли ограничение по состоянию здоровья при формировании кадрового резерва?
25. Какие принципы и методы используются при отборе в состав кадрового резерва?
26. Какие методы используются на различных стадиях формирования резерва?
27. По каким признакам оцениваются черты личности при формировании кадрового резерва?
28. Какие группы выделяются в кадровом резерве?
29. Кто принимает решение о включении в состав резерва?
30. Какие разделы включает план работы с резервом?
31. Какие принципы используются при замещении должности в аппарате управления?
32. Что является показателем эффективности работы с кадровым резервом?