Требования, предъявляемые к кандидатам на должность федерального судьи. Порядок отбора кандидатов на эту должность

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность федерального судьи

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о судебной системе, Законе о Конституционном Суде, Законе об арбитражных судах, Законе о военных судах и Законе о мировых судьях.

Часть из них принято называть конституционными требованиями, поскольку они предусмотрены ст. 119 Конституции РФ. К этим требованиям относятся:

гражданство;

возраст;

образование;

опыт юридической деятельности.

Универсальными для кандидатов в судьи всех судов, в том числе на должности мировых судей, являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать “признанной высокой квалификацией в области права”.

Что касается требований определенного возраста кандидатов, то они неодинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения требуется, чтобы кандидат достиг:

в суды основного звена (в том числе гражданские, военные и арбитражные, а также на должности мировых судей) — 25 лет;

в суды среднего звена — 30 лет;

в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — 35 лет;

в Конституционный Суд РФ — 40 лет.

Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен, но при отборе кандидатов учитывается, что с декабря 2001 г. судейские должности не вправе занимать лица, возраст которых превышает 70 лет.

Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. По общему правилу, установленному ст. 119 Конституции РФ, такой стаж должен быть не менее 5 лет. Для остальных судов:

в суде основного звена (районном, военном гарнизонном суде, арбитражном суде субъекта РФ или мировом суде) — 5 лет;

в судах среднего уровня (верховные суды республик, краевые областные и приравненные к ним суды общей юрисдикции, арбитражные кассационные или апелляционные суды) — 7 лет;

в высшем суде — 10 лет;

в Конституционном Суде РФ — 15 лет.

Закон также требует, чтобы кандидат в судьи не страдал таким заболеванием, которое “препятствует назначению на должность судьи” (перечень такого рода заболеваний утверждается Советом судей РФ по представлению федерального органа власти в области здравоохра­нения).

Предусматриваются и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов.

С учетом этого к кандидатам в судьи могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными осо­бенностями поведения.

Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. В соот­ветствии с Законом о статусе судей судьи:

не могут быть депутатами и принадлежать к политическим партиям и движениям;

не могут заниматься предпринимательской деятельностью либо работать по совместительству (это положение не распространяется на занятие научной, педагогической, литературной и иной творческой деятельностью).

Законы, регламентирующие организацию и деятельность специализированных судов, могут предусматривать требования, специфические для таких судов. Так, в отношении судей Конституционного Суда РФ сделана специальная оговорка относительно уровня их правовой подготовленности, а также оговорка о безупречности репутации (ст. 8 Закона о Конституционном Суде).

Общие положения статуса судьи в РФ

Судейский корпус (судейское сообщество) - совокупность государственных служащих, занимающих должности судей.
Круг таких должностных лиц охватывает всех судей, начиная от председателей и членов высших судебных инстанций до судей основного звена федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также действую­щих в субъектах РФ мировых судей и судей конституционных (устав­ных) судов. С 1992 г. в судейский корпус входят также судьи, пребы­вающие в отставке.

На судей возлагается осуществление весь­ма ответственных обязанностей. Это прежде всего принятие общеобя­зательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому цивилизованному обществу. Судьям, действующим иногда совместно с представителями народа (присяжными и арбитражными заседателя­ми), доверено осуществление судебной власти. В силу этого они при­званы выступать не только в качестве гаранта прав и законных инте­ресов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятель­ствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующего другие вет­ви государственной власти — законодательную (представительную) и исполнительную.

Статус судьи - совокупность его прав и обязанностей, его правовое положение.
Речь идет не вообще о правах и обязанностях, а о тех, носителями которых конкретные судьи становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том чис­ле:

· осуществление конституционного контроля;

· отправление правосу­дия;

· проверка законности действий и решений государственных орга­нов и должностных лиц и т. д.

Судьи, как и другие граждане, разуме­ется, обладают широким кругом прав, скажем, правом что-то продать или купить, вступить в брак, воспитывать детей, пользоваться отпус­ком. Они также являются субъектами многочисленных общеграждан­ских обязанностей. Но сверх этого у них есть такие права и обязанно­сти, которых нет у обычных граждан.

О правах и обязанностях судьи можно судить по ряду положений утвержденного VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 годаКодексу судейской этики.

При характеристике статуса (правового положения) судей весьма важно иметь в виду, что он (статус) в принципе является единым для всех судей, независимо от того, в каком суде они работают. Но данное положение не означает, что судьи, работающие во всех судах, постав­лены в абсолютно одинаковые условия. Различия существуют. Как не­трудно догадаться, не может быть полного тождества в статусе судей Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, во­енного и гражданского и т. д. У них свои участки работы, а следова­тельно, свой круг полномочий. Уже одно это позволяет говорить об отсутствии тождества, о возможности отступления от общего требо­вания о единстве статуса всех судей. Однако такое отступление до­пускается только в случае, если оно санкционируется законом, а не является результатом прихоти какого-то должностного лица.

Всю совокупность прав и обязанностей, определяющих статус су­дей, можно было бы сгруппировать в несколько блоков:

1. права и обязанности, связанные с формированием судейского кор­пуса (требования, предъявляемые к кандидатам; правила отбора кан­дидатов и наделения их судейскими полномочиями);

2. права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий (особые правила приостановления и прекращения полномочий, уход в отстав­ку с предоставлением ряда льгот и др.);

3. права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

Наши рекомендации