Семейные отношения в России

«Семья в куче — не страшны и тучи»

«В семье и каша гуще»

Русские народные пословицы

Среди самых важных традиционных ценностей для русского архетипа главная — семья36 (58% опрошенных). На втором месте по ценности здоровье, и только после этого упоминаются такие вещи, как деньги, работаf дом, жилье и прочие атрибуты благопо­лучия. Значит, превыше всего ценится теплота семейных отно­шений и родственных уз. 52% россиян состоят в браке, а еще почти 30% — нет, но собираются вступить в него. Тем не менее количество разводов в России так же велико, как и на Западе, и приближается к 50%37. Хотя все нормальные семьи в Европе чем-то похожи, все-таки каждая национальная семья имеет свои особенности. Русская семья — явление для иностранцев в неко­торой степени необычное. Здесь многое может удивлять.

Во-первых, в брак в России вступают гораздо раньше, чем в Европе: к 25 годам девушки обычно замужем, часто за своими сверстниками, и имеют ребенка. Чаще всего они сами занимают­ся воспитанием своих детей, особенно пока ребенок еще мал (до 3-х лет). В Европе в этом возрасте молодые люди еще заняты только собой и своей жизнью: образованием, развлечениями, карьерой...

Правда, и сейчас в России под напором новых реалий обза­ведение детьми тоже откладывается на более поздний возраст. По статистике, среди студентов старших курсов только 15%38 ос­меливаются иметь детей. А вот несколько лет тому назад на это отваживалась чуть не половина студентов. Чаще всего они рожа­ют ребенка при условии, что у них есть бабушка, которая при­смотрит за ним. Большая же часть студентов откладывает обзаве­дение потомством на то время, когда будут дом, работа и под­ходящие условия.

В подавляющем большинстве случаев браки заключаются39 по любви (37%), довольно часто женятся только потому, что «пришло время» (38%), или «все так делают» (17%). Еще 9% людей женятся из-за своей неопытности — в результате неожиданной беременно­сти, которую боятся прервать. И только 8% россиян женятся ради карьеры или денег. Как видим, расчет или холодная трезвость как аргумент «выгодного» брака среди россиян не популярны.

Во-вторых, для европейца понятие «моя семья» обычно вклю­чает мужа, жену и их детей. Для русского человека это понятие более широкое. Если вы спросите у своего русского партнера о

его семье, то, наверное, он назовет жену, детей, родителей, ба­бушку и дедушку, брата или сестру (если они живут вместе). Не­которые русские могут назвать даже собаку, кошку или попу­гая, которых тоже считают членами семьи. Такое широкое пони­мание может быть объяснено традиционно плохими жилищными условиями, когда в маленькой квартирке вынужденно жили ря­дом все указанные члены семьи, причем без перспектив отде­литься друг от друга.

В-третьих, система совместного проживания пары без офи­циальной регистрации отношений, столь привычная на Западе, постепенно входит в быт, но пока еще не очень популярна (только 10%). Очень постепенно система таких «гражданских» браков ста­новится привычной в студенческой семье. Студенты как будто боятся повторить печальный опыт рано женившихся и разведен­ных сверстников, хотят «присмотреться друг к другу».

В-четвертых, у русских особое отношение к детям. К приме­ру, французы тоже очень чадолюбивы. Но поскольку они уже давно разобрались с «квартирным вопросом», то дети после окон­чания школы часто селятся отдельно и живут независимо от ро­дителей. Если для Европы ребенок в 15—16 лет — взрослый че­ловек, способный решать свои проблемы самостоятельно, то для русских в этом возрасте он еще «неразумное дитя». Русских при­водят в ужас рассказы о том, что в Европе или в Америке дети, достигнув совершеннолетия, уходят из семьи и ведут свою жизнь, не посвящая в нее родителей.

В свою очередь, иностранцы тоже изумляются, наблюдая русские реалии. Так, в книге «Русские»^ американец Смит пишет: «Рус­ские очень любят своих детей, балуют их, пытаясь защитить от трудностей. Дети продолжают жить с родителями, даже закон-нив вуз, и часто родители содержат их за счет собственных средств в течение многих лет!» И это правда. В советские времена среди русских в ходу была шутка: «Вот доведу ребенка до пенсии, а дальше пусть о нем государство заботится». Шутка невеселая, отражающая те, пока недалекие, времена, когда молодежь в России не имела ни права, ни возможности легально заработать даже мизерную сумму на свои карманные расходы. Даже заботы о раз­влечениях молодого человека ложились на плечи его родителей. Это ненормальное положение было обусловлено, конечно, эко­номическими реалиями той жизни, но дети, как правило, охот­но принимали такую заботу о себе, считая ее нормой. Реальная жизнь изменилась, но традиции подобных отношений еще дают о себе знать.

Независимо от социального строя отношение к детям в Рос­сии, конечно, очень своеобразное. И каждый иностранец, посе­тивший русский дом, тут же сможет в этом убедиться. Дети бу­дут в центре внимания, их будут целовать, теребить и восхи­щаться ими или не менее темпераментно ругать и «воспитывать». Дети будут одеты в самое лучшее, их кормят только самым луч­шим, витаминным и полезным. Так, нередко мать, зная, что для укрепления здоровья черная икра очень полезна, специально «для ребенка» покупает эту икру на последние деньги, подрывая при этом скромный семейный бюджет, отказывая себе во всем. Ино­странцам подобное даже в голову не придет.

Действительно, в Советской России возник и был широко подхвачен лозунг: «Все лучшее— детям!» И этот лозунг не ка­нул в лету вместе с прежней властью, а продолжает торжество­вать. Дети — действительно эпицентр семьи, социологические опросы41 показали, что успехи детей остаются одной из самых приоритетных ценностей в жизни русской семьи. К примеру, 20% россиян сказали, что для них главная жизненная цель — «обеспечить счастье моих детей», потом «иметь хорошее здоро­вье» (14%) или «хорошую семью» (11,6%)42.

Чтобы завязать беседу, достаточно просто спросить, как дети учатся, в какой школе, каковы их успехи, чем они увлекаются, как проводят свободное время, на каких языках говорят, в ка­ких кружках занимаются, какую профессию выбрали себе на будущее, куда собираются поступать учиться после школы. Все это бесконечно важные и волнующие темы для каждого русско­го родителя, и, что важно, при обсуждении их русские гораздо более открыты и свободны, чем многие иностранцы, не при-выкшие обсуждать свои семейные дела. Поэтому не удивляйтесь, если русские вас будут расспрашивать о ваших детях. Они это будут делать не из простого любопытства, а просто желая сло­мать лед отчуждения, выразить таким образом свое расположе­ние и человеческий интерес к вам. Они уверены, что вас эта тема волнует так же, как их самих.

Чувствуя себя «центром вселенной», дети часто капризны, избалованны и ведут себя как маленькие диктаторы. Тем более что очень часто в российской семье есть только единственный ребенок (33%), два ребенка — явление гораздо более редкое (27%). Очень небольшое количество русских (12%) не собираются иметь детей. Большинство же обязательно хочет детей, но в силу раз­ных причин (часто экономического характера) не может позво­лить себе больше одного ребенка, вполне понимая, что един-

с i венный ребенок имеет больше шансов вырасти эгоистом, чем если бы их было несколько.

Есть несколько причин, объясняющих почему сложилась и развивается традиция такого отношения к детям. На протяжении уже многих столетий практически ни одной семье в России не удалось избежать трагических событий, потрясений. Особенно тя­желым для жителей России был истекший XX век: то револю­ция 1917 года, то красный террор, то Гражданская война, то сталинский террор, то еще более кровавая война, то послевоен­ная разруха, то застой, то перестройка и крушение существо­вавшей системы жизни, череда экономических и прочих кризи­сов. В генетической памяти русского сложился стереотип: «Да, моя жизнь была трудна. Так пусть хотя бы мои дети будут счастли­вее, чем я сам». Поэтому жизнь детей каждый родитель подсозна-1ельно хочет сделать более легкой, комфортной, красивой, хотя бы в детстве.

Но потом и дальше — по инерции — он старается уберечь ребенка от проблем реальной жизни. В любом возрасте. Когда ребенок школьник, родители будут постоянно звонить с рабо­ты, проверяя, благополучно ли разогрет суп, достаточно ли тепло ребенок оделся для прогулки и сделал ли он уроки, какие от­метки получил в школе, расспрашивая о каждой мелочи. И даже если «ребенку» уже за 30, то и тогда он не лишается беспре­дельной заботы своих родителей, которые стараются принять участие во всех моментах его жизни, переживают все его про­блемы, стараются быть ему полезными и оказать посильную помощь. Они страшно обижаются, когда «ребенок» отдаляется от них, не посвящая в свои проблемы. Уже немолодыми роди­телями такое поведение дедей (в общем-то нормальное!) вос­принимается тяжело — как черная неблагодарность, черствость и эгоизм.

Такой стиль семейных отношений говорит не только о проч­ности семейных уз в России. Как и все явления жизни, такая традиция отношений имеет свою отрицательную сторону. Изба­лованность, эгоизм и черствость детей нередко возвращаются бумерангом в ответ на родительскую чрезмерно пылкую любовь. В российском обществе огромное количество морально незрелых, инфантильных, неуравновешенных и безответственных людей, не способных адаптироваться к трудностям жизни. На это по­влияли многие причины, но в том числе и чрезмерная любовь их родителей. С другой стороны, такая участливость преувеличи­вает роль родительской опеки, «давит» на детей, лишает их са-

мостоятельности, ответственности и воли преодолевать жизнен­ные сложности без посторонней помощи. Страдают обе стороны. Но если вы спросите у русского, готов ли он нести определен­ные лишения с тем, чтобы подольше сохранить с детьми связи, в том числе и духовные? Или же он предпочтет выпустить детей как можно раньше из родительского гнезда, а потом только по­лучать новогодние поздравительные открытки? Думается, что рос­сиянин чаще всего выберет первое.

Такой образ мыслей сформировался в силу разных причин.

Во-первых, он соответствует традициям социального поведе­ния жизни русских. «Патриархальный» или, строго говоря, тра­диционный семейный уклад — часть образа жизни русских. Во-вторых, сказалось влияние экономических причин последних десятилетий при советской власти. В условиях всеобщей бедности и хронического жилищного кризиса в одной комнате или тес­ной квартире были вынуждены жить рядом представители даже не двух, а трех поколений одной семьи. Привычка к скученнос­ти и тесноте, спокойное отношение к отсутствию того, что аме­риканцы называют privacy, как ни парадоксально это звучит, только укрепляло в России семейные узы. Люди научились вос­принимать их не столько как оковы или помеху для личной свободы, сколько наоборот — как «тылы», как гарантию от одиночества (наказания для русских), как теплоту родительского гнезда: «Когда семья в куче— не страшны и тучи!»

Наши рекомендации