Способность видеть, слышать, чувствовать.
Хорошим примером, демонстрирующим способность ребенка изменятьповедение в новых условиях, являются его успехи в пространственнойкоординации движений. Обычно сначала ребенок изучает свою руку так, как еслибы это была новая игрушка: он тщательно исследует ее, рассматривая пальцы ирукава распашонки. Постепенно он обнаруживает, что еще интереснее шевелитьпальцами и двигать рукой в разные стороны. К концу второго месяца жизниребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредоточивая все вниманиена движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит,принадлежит ему и что ею можно управлять. Двухмесячный ребенок способен следить взглядом за предметом,находящимся в нескольких шагах от него. Он делает это с особымудовольствием, если предмет, за которым он наблюдает, двигается, или есливдруг оказывается, что это его старший брат или сестра. У большинства детей этоговозраста, когда они находятся в привычной для них обстановке, формируетсяустойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звукможет ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякива-ние, малышобернется в поисках источника звука. В течение третьего месяца жизни совершенствуются как зрительные, так ислуховые способности ребенка. Он становится более восприимчивым к различнымзвукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок,шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, малыш обычнозамирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Он перестает шевелитьруками и ногами. Затем, обнаружив источник звука, он снова начинаетдвигаться. Наконец, поскольку теперь у ребенка руки не сжаты в кулачок, у негопоявляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Онначинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется,чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенокпродолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепеннонакапливает новую информацию об окружающем его мире. К третьему месяцу жизни малыш уже научился улыбаться и делает этокаждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуетсялюбому предмету, напоминающему человеческое лицо. Он приветствует улыбкойкуклу Буратино, маску колдуна, бумажную тарелку с нарисованными глазами. В этом возрасте малыш также учится произносить звуки. Этот этапразвития начинается с невнятного "лепета". Ребенок будет экспериментироватьсо звуками, произнося сначала "а-а-ее-ее" или "э-э", повторяя их снова иснова. Увлеченный этим занятием, он будет спокойно лежать в кроватке и судовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Ребенок радуется, когда к игре присоединяются родители. Взрослыйподражает-звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает "гулить",и между ними завязывается своеобразная "беседа". Родителям обычно нравитсяповторять мимику своего двухмесячного ребенка. Когда он открывает рот, мамавслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тожеприщуривается. Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь малышу требуется от взрослых не только еда и комфортность. Рожокуже не может заменить разговоров, прикосновения родителей -- смеха, пения ит. д. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с нимиграли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточновремени для разговоров, игр и занятий с ребенком, тем самым способствуютразвитию у него социальных навыков.
Зрение Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки Сделайте малышу цветные манжеты или купите яркие детские носочки.Иногда надевайте манжету или но- сок на правую руку ребенка, иногда на левую или на обе сразу. Двигаяруками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы ониоставались в поле его зрения. Кукла на руке Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях --вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог еевидеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию егозрительных способностей. Игрушка, которая может пищать Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звукпозволит ему лучше почувствовать движения своей руки. Кукла на пальце Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнеебудет танец, тем больше это понравится ребенку. Кукла-тарелка Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйтена одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой -- печальную. Повернитетарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пустьон увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравитсясмотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес ккукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменятьодна другую. Повесьте над кроваткой игрушки Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство спогремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Незабывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы,особенно те, которые легко двигаются. Разные фигурки Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги.Сделайте это так, чтобы фигурки были разного цвета и формы. Прикрепите петельки из тесьмы наверхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некотороевремя ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой. Папа вверх ногами Поставьте два стула друг напротив друга. Положите ребенка на спину мамена колени. Пусть папа сядет на стул напротив нее, и тогда малыш увидитпапино лицо вверх ногами. Разные картинки Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормлениякакие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять.Лучше всего для этой цели подойдет специальная настенная доска. Восприятие звуков Потрясите погремушкой Ваш ребенок стал лучше наблюдать за окружающей обстановкой и различатьзвуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение -- потряситепогремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игрынапевайте песенку. Вверх и вниз Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх.Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете емувозможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения. Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша). Вот мы опускаемся вниз(опустите его вниз). Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша). Вот мыкружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь). Позовите ребенка Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнаватьваш голос и будет ждать, когда вы появитесь. Погремушка из консервных банок Смастерите для малыша игрушку, используя пустые консервные банки.Поместите ее сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Черезнекоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами "погремушку".Яркая тесемка, привязанная к банкам, облегчит ребенку поиски. Ощущения Погремушка Положите в руку малыша погремушку. Что это такое, он поймет оченьбыстро. Он будет трясти ее, иногда подносить ко рту, прежде чем дать ейупасть. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша. Разнообразные ощущения Поскольку большую часть времени ребенок держит кулачки разжатыми, емубудет интересно узнать, чем отличаются различные ткани на ощупь. Скрепитекусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучшевсего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушкаспособствует развитию хватательных навыков у ребенка. Упражнения Прыгающий помпон Положите ребенка на.спину перед собой, возьмите в руки несколько мягкихцветных помпонов. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другимупадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: "Сейчас упадет еще одинпомпон!" По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когдаупадет следующий помпон. Упражнения для ног "под ариозо" Для физического развития малыша очень важны упражнения, укрепляющиеноги. Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожноначинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. Черезнекоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! Ачтобы малышу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенказа ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища. Арена для упражнений Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш могдотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесьвыбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например,большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает мягкий итвердый предмет, громкий и тихий звук. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться доигрушек ножками, и пусть он тренируется.
Понимаем своего ребенка
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Практические советы
Не кутайте ребенка Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно:чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя болееактивно, когда чувствует прохладу. Посадите ребенка в детское креслице Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не скучал, когда он не спит.Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разныхсторон. Изменяйте его положение, посадив, например, в специальный детскийстульчик или креслице. Прислушайтесь к ребенку и ответьте ему Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте,как он это делает, и повторите. Во время "разговора" старайтесь смотреть емупрямо в глаза. Пойте, занимаясь с ребенком Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию,напевайте во время кормления, купания и упражнений. Игры с братьями и сестрами Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Ихприсутствие развлечет и обрадует малыша. Внимание, снимаем! Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями-- лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, изапечатлеть счастливые моменты. Возьмите ребенка с собой Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гостик друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствоватьразвитию малыша.Время игр
Повседневные дела
Время кормления Условный сигнал Запишите на пленку какой-нибудь условный звук, который должен оповещатьо том, что наступает время кормления. Спустя некоторое время ребенок поймет,что означает этот сигнал. Кресло-качалка Если вы до сих пор не знаете, насколько полезным может оказаться прикормлении кресло-качалка, сейчас самое подходящее время, чтобывоспользоваться им. Прижмите ребенка к себе и, тихонько покачиваясь в кресле, начните егокормить. Такой способ кормления даст возможность спокойно отдохнуть и вам иребенку. Теперь очередь папы Сначала убедитесь, что у папы есть время покормить малыша. Если вы кормите ребенка грудью, пусть папа даст малышу попить воды(если ребенок пьет воду). Если вы сцеживаете молоко и вам необходимо уйти издома во время кормления, у папы появляется прекрасная возможность выполнитьваши обязанности. Время купания Поплескаемся в воде Пусть малыш немного побрызгается в теплой ванночке. После купанияосторожно вытрите его полотенцем. Приятные ощущения позволят ребенку лучшепознать окружающий мир. Прекрасное отражение Выкупав ребенка, поднесите его к большому зеркалу. Он с интересом будетсмотреть на свое улыбающееся отражение. Это самый подходящий момент, чтобыпощекотать ему животик и пальчики на ногах. Глядя в зеркало и чувствуя вашиприкосновения, малыш больше узнает о себе. Продолжается массаж Осторожно сжимая, делать ладонями круговые движения -- вот основнойспособ расслабляющего массажа. Немного смажьте руки растительным маслом,затем поднимите ножку ребенка, слегка обхватив ее обеими руками, начинайтеосторожно массировать. То же самое проделайте с руками малыша. Время пеленания Настенный коврик Повесьте на стену рядом с детским столиком одеяльце или коврик, сшитыйиз всевозможных лоскутков. Для этой цели лучше всего подойдет староеполотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящаяалюминиевая фольга. Переодевая ребенка, погладьте его ручками лоскутки,называя ткань каждого из них. Посмотри в зеркало Время от времени переодевайте ребенка перед зеркалом. Повесьте зеркалорядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя. Собственное отражение удивит и восхитит его. По мере того как он будетстановиться старше, эта игра станет доставлять ему все большее удовольствие. Метелка из перьев Держите рядом с пеленальным столиком недорогую мягкую метелку изперьев. Когда малыш будет раздет, ласково пощекочите его метелочкой, называя при этом каждую часть еготела: "Я щекочу, щекочу носик", "Я щекочу, щекочу пяточки" и т. д. Маленький боксер Ваш ребенок проводит достаточно много времени на пеленальном столе,глядя на скучный белый потолок. Постарайтесь сделать окружающую егообстановку интересной и привлекательной. Повесьте над столом красивый воздушный шар. Сначала малыш будетнаблюдать за тем, как шар качается, а через некоторое время попробуетударить по нему рукой. Время отдыха Покатайся на мячике Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим.Осторожно положите на него ребенка, животом вниз. Придерживая малыша забока, медленно катайте его взад и вперед. Многим детям это упражнениепомогает успокоиться и заснуть. Время для телевизора Если в вашей семье любят смотреть телевизор, то на некоторое времяребенок охотно составит вам компанию. Он с удовольствием будетприслушиваться к новым звукам и наблюдать за движениями на экране; крометого, это позволит ему лишний раз побыть в кругу родных. Запишите на пленку голос своего малыша Если у вас есть магнитофон, с его помощью вы сможете развлечь своегоребенка. Запишите на пленку звуки, которые он произносит. Старайтесь почащевключать при нем запись. Разговаривая с магнитофоном, малыш можетуспокоиться и заснуть.* Три месяца *
Мир ребенка
Четвертый месяц жизни ребенка наполнен волнующими событиями как длянего самого, так и для его родителей. Поскольку теперь малыш бодрствует втечение долгого времени, у него появляется больше возможностей изучатьокружающий мир. Он наблюдает за двигающейся игрушкой, висящей над кроваткой,следя за ней глазами справа налево и наоборот и внимательно рассматриваякаждую ее деталь. Если папа трясет над ним погремушкой, ребенок смотрит нанее не отрываясь. Когда погремушка пропадает из поля зрения малыша, онпродолжает смотреть на то место, откуда она исчезла. Что выражает еговзгляд? Изумление от того, что ее больше не видно, или надежду, что такимобразом можно вернуть ее обратно? В этом возрасте любимая игрушка ребенка -- он сам. Кажется, что малышнеустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Онощупывает пальцами свои глаза, нос, рот и подбородок. Он любит трогать своелицо, похлопывая, пощипывая и даже иногда царапая его. К этому временимногие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждойиз них. Во многих отношениях четвертый месяц -- переходный период в жизнималыша. До сих пор большая часть энергии ребенка была направлена на то,чтобы научиться контролировать себя. В контактах с внешним миром он былсосредоточен лишь на восприятии информации. Малыш впитывал ее всем своимсуществом, используя зрение, слух, осязание. Теперь ребенок исследуетокружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Он уже готов кдействиям, и у него есть внутренний стимул для того, чтобы стать главнымдействующим лицом в соответствующих условиях. Мы видим это, прежде всего, вего целенаправленном поведении при контактах с окружающими. Он больше неждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица,затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.Двигательные навыки