Периодизация истории отечественного кино
Кинематограф, развиваясь по своим специфическим, относительно самостоятельным законам, в то же время неразрывно связан с историей государства, развитием общества, с общекультурным процессом. Это определяет подходы к периодизации истории кино.
Курс «История отечественного кино» включает три раздела.
В первом из них (1896-1919), определяемом сегодня историками как «раннее русское кино», рассматривается развитие кино в дореволюционной России, в условиях рыночной конкуренции и относительной свободы от идеологических регламентации со стороны государства и политических партий, конец которой положила осуществленная большевистской властью национализация кинодела. Во втором разделе (1919-1985) освещается история отечественного кино после национализации, когда кинопромышленность и прокат становятся государственными, и развитие кино происходит в условиях партийно-государственного идеологического диктата. С основанием СССР советская кинематография включает в свою структуру кинематографии вошедших в Союз национальных республик и приобретает многонациональный, но предельно централизованный характер. В третьем разделе рассматривается новейший этап развития отечественного кино. Начало ему положили политические реформы в середине 1980-х годов, за которыми последовали перемены в жизни самого кинематографа: освобождение от партийно-государственного контроля, разгосударствление кинопроизводства и проката, а с развалом в 1991 году Советского Союза отпадение национальных кинематографий и возвращение постсоветскому кинематографу статуса исключительно российского.
В раннем российском кино современное киноведение выделяет три основных периода.
Первый период (1896-1907) - кинематограф в России до начала собственного кинопроизводства. Российский кинорынок представлен фильмами исключительно зарубежного производства или лентами, снятыми в России представительствами иностранных кинофирм.
Второй период (1908-1914) - от рождения собственного кинопроизводства до начала первой мировой войны. В эти годы возникают первые отечественные кинофирмы.
формируются технические и творческие кадры, намечаются основные тематические и жанровые пристрастия отечественного кинорепертуара. Идет поиск и освоение элементарных средств кинематографической выразительности, накопление элементов нового искусства.
Третий период (1914-1919) - начало первой мировой войны - национализация кинодела. Это годы бурного количественного и качественного роста отечественного кино. Более интенсивными и плодотворными становятся поиски специфических средств экранной выразительности. В кино приходят талантливые представители театра, живописи, литературы. Появляются значительные в художественном отношении кинопроизведения. Русское кино занимает достойное место среди других кинематографически развитых стран, не обладая еще, правда, собственным производством киноаппаратуры и пленки. Февральская революция открывала перед отечественным кинематографом перспективы существования в условиях демократического государства. Однако после октября 1917 года развитие отечественного кино пошло по пути «социализации» искусства.
В истории советского кино с некоторой долей условности можно выделить семь периодов:
Первый период (1919-1921) - становление советского кино в годы гражданской войны. Уже в самом начале периода создаются первые советские государственные киноорганизации, стремящиеся использовать агитационно-пропагандистские и просветительские возможности кино в интересах новой власти. После национализации советской властью кинематографической промышленности и проката (кстати, еще царское правительство в 1916 году выдвигало проект национализации кинематографа) завершает свое существование отечественное кинопредпринимательство. Многие кинопредприниматели вместе со значительной частью видных режиссеров и актеров продолжают снимать фильмы в Крыму, а после занятия Крыма Красной Армией эмигрируют за границу. Большевистская партия и советское государство определяют в общих чертах цели и задачи советской кинематографии. Осуществляются первые шаги по пути развития советского государственного кинопроизводства, главным образом, в области кинохроники и агитфильмов. Создаются руководящие организации.
Второй период - двадцатые годы (1922-1929). В этот период в условиях НЭПа расширяется кинопроизводство, растет киносеть. Возрождается производство фильмов популярных жанров. Осуществляя идеологический контроль в области кино, большевистская партия и советское государство предоставляют кинематографистам относительную свободу в выборе художественных средств, в области творческого эксперимента. В кино приходят молодые талантливые художники, искренне увлеченные идеями социалистической революции. Процесс художественного воплощения революционных событий сочетается в их творчестве со смелыми экспериментами и новаторскими открытиями в области языка кино, теоретическим осмыслением специфики кино как искусства.
Период двадцатых годов делится на два этапа. В 1921-1924 годах налаживается кинопроизводство в РСФСР и других республиках, в кино приходят новые творческие силы, продолжается освоение новой тематики. В 1925-1930 годах значительно расширяется производство фильмов, повышается их эстетическая ценность, происходит качественный скачок в становлении кино как искусства. Появляются такие классические произведения немого экрана, как «Броненосец "Потемкин"», «Мать», «Земля», выдвинувшие в те годы советское кино в авангард мирового искусства.
Третий период - тридцатые годы (1930-1940). Этот период включает два этапа. рождение звукового кино (1930-1934) и развитие кинематографа во второй половине тридцатых годов (1935-1940). Первый из них характеризуется активными поисками и обретениями в области творческого освоения звука. Завершается этот этап появлением фильма «Чапаев», отчетливо воплотившего стремление экрана к синтезу эстетического опыта монтажно-типажного кинематографа и возможностей звукового кино в создании сюжетных структур, основанных на драматических столкновениях характеров. В киноискусстве второй половины тридцатых годов эта тенденция становится главенствующей. Кинематограф этого времени имеет определенные достижения в
области режиссуры, изобразительного решения фильма, актерского мастерства, киномузыки. Многие фильмы пользуются широчайшей зрительской популярностью. Вместе с тем именно в эти годы единым для всех деятелей искусства творческим методом объявляется социалистический реализм, нормы которого предписывают художникам строгое следование официальным идеологическим постулатам, ограничивают свободу творчества, поиски в области формы. В условиях стабилизации тоталитаризма власти стараются использовать кинематограф для утверждения в массовом сознании идеологических мифов.
Четвертый период - годы Великой Отечественной войны (1941-1945), когда идеология и искусство были подчинены задачам военного времени, мобилизации духовных сил народа на разгром оккупантов. Это обусловило своеобразные черты в идейно-художественном облике кинематографа той поры, прежде всего - его агитационность, публицистичность, расширение рамок в изображении на экране человеческого страдания. Такие фильмы военных лет, как «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», некоторые документальные фильмы получили международное признание, оказав, в частности, влияние на формирование итальянского неореализма
Пятый период - годы послевоенного восстановления (1946-1952) - один из самых трудных в истории многонационального кинематографа. В эти годы развитие киноискусства было осложнено как экономическими трудностями, так и новым ужесточением тоталитарного режима, усилением культа личности Сталина, волюнтаризмом партийно-государственного руководства кинематографом, жесткой регламентацией кинопроизводства в свете Постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам идеологии (1946-1948 гг.). В эти годы принимается решение о предельном сокращении кинопроизводства, вводится жесточайшее тематическое планирование, утверждаются бесконфликтность, схематизм, парадность в творчестве и догматизм в теории и критике. Кинематограф находится в состоянии глубочайшего кризиса.
Шестой период - развитие кино в пятидесятые-шестидесятые годы. В этот период после смерти Сталина и особенно после XX съезда КПСС наступает пора «оттепели» Партийно-государственное руководство духовной сферой становится в известной, весьма относительной, степени более мягким, либеральным. Повышается творческая активность художественной интеллигенции. В кинематографе завершается период «малокартинья», динамично расширяется кинопроизводство, к самостоятельному творчеству приходят новые поколения кинематографистов, обретают творческую зрелость все республиканские кинематографии. Обновляется и обогащается гуманистический потенциал экрана, его образный язык и жанрово-стилевая палитра. Повышается роль критики и теоретических исследований в формировании новых тенденций кинопроцесса Разумеется, и в этот период кинематограф не свободен от сложностей развития, однако на первый план выступают позитивные тенденции.
Седьмой период - это киноискусство семидесятых - первой половины восьмидесятых годов, когда в жизни страны все явственнее проступают кризисные, застойные явления. Многие талантливые мастера кино разных поколений продолжают развивать лучшие традиции предыдущего периода, сталкиваясь при этом со стремлением властей превратить кинематограф в рупор официальных идеологических установок. Перемены начинаются с вступлением страны в полосу перестройки, начатой М.С.Горбачевым в апреле 1985 года.
Третий раздел курса «История отечественного кино» охватывает постсоветский период его развития: процессы и явления в киноискусстве последних полутора десятилетий двадцатого века (1986-й -1990-е годы).
На состоявшемся в мае 1986 года V съезде Союза кинематографистов СССР, ставшем началом нового периода, резкой критике подверглись бюрократическая централизация кинопроизводства, идеологический контроль за процессом творчества и другие пороки системы государственной кинематографии. Этому периоду свойственны черты переходности, неустойчивости. Позже с достаточной определенностью проявились его негативные тенденции. В 1991 году прекратил свое существование СССР и, соответственно, советское многонациональное кино. Реформирующийся российский кинематограф начинает с активной конфронтации с наследием советского кино, его
идеологией и его приоритетами. Экран почти безразличен к зрительскому отклику, решает полемические внутрикинематографические задачи, ведет борьбу с прошлым на своей территории. Происходит разгосударствление кинопроизводства и проката При сохранении определенной государственной поддержки кинематограф в России пытается идти по пути частного и кооперативного предпринимательства. Это оборачивается сначала коротким период «многокартинья» за счет продукции многочисленных кооперативных студий, а затем - общим сокращением кинопроизводства вследствие сокращения государственного финансирования. Со всей остротой встает проблема выживания отечественного кино. Предпринимаются попытки преодолеть производственный и творческий кризис. К концу 1990-х годов появляются признаки возрождения отечественного кинопроизводства. На экраны выходят картины, вызывающие широкий зрительский интерес. Со второй половины 90-х годов происходит становление продюсерского кинематографа, что привело к смене образной выразительности, традиционной для отечественного фильма. Усилилось влияние других экранных искусств.
Явления и тенденции, наблюдаемые в начале нового века, истоки которых уходят в 1990-е годы, еще далеки от завершения, они не стали историей - это сегодняшний и завтрашний день отечественного кино. Поэтому киноискусство данного периода пока целесообразно рассматривать не в курсе истории отечественного кино, а в рамках курса «Мастерство кинокритика» и семинара «Современный фильм», опирающихся на материалы текущего кинопроцесса.
Изложенная выше периодизация лежит в основе курса «История отечественного кино», читаемого во ВГИКе, она, в основном, принята также во многих других учебных и научно-исследовательских учреждениях, отражена в исследованиях по истории кино
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ КУРСА
По окончании курса студенты должны обладать конкретными знаниями об основных закономерностях и тенденциях исторического развития отечественного киноискусства и его отдельных периодах, о своеобразии и творческой эволюции ведущих мастеров. Студенты должны уметь квалифицированно анализировать и оценивать явления и процессы, характеризующие развитие отечественного киноискусства на протяжении его истории. Знания, полученные в процессе изучения курса, студенты должны использовать в своей будущей профессиональной деятельности в качестве киноведа, критика, редактора киностудий и телеканалов, методиста в системе кинофикации и проката, лектора и т.п.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
В обобщенном виде методологические и теоретические основы курса истории отечественного кино представлены во Введении. Проблемно-тематический анализ кинопроцесса в рамках отдельных периодов истории отечественного кино сочетается в курсе с исследованием творчества наиболее значительных мастеров кино, их теоретических взглядов и созданных ими фильмов. Синтетическая природа кино и коллективный характер кинотворчества предопределяют необходимость анализировать при этом не только работу режиссера, но и других ведущих участников создания кинопроизведения.
В курсе рассматривается главным образом история игрового кино. Лишь в разделах «Рождение советского кино», «Киноискусство 20-х годов», «Киноискусство в годы Великой Отечественной войны» речь идет также и о развитии хроникально-документального кино, которое в эти периоды оказывало особое влияние на художественно-игровой кинематограф. Более полно развитие документального и научно-популярного кино изучается в рамках курса «История и теория неигровых видов кино» История отечественного анимационного фильма изучается в рамках курса «История и
теория художественной мультипликации».
«История отечественного кино» читается на киноведческом отделении ВГИКа на I-V
I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры
фильмов, индивидуальная работа студентов.
j В лекциях освещаются важнейшие проблемы истории кино, характеризуются
отдельные периоды его развития, особенности и эволюция творчества ведущих мастеров, идейно-художественное своеобразие фильмов.
На семинарских занятиях закрепляется пройденный материал, обсуждаются подготовленные студентами учебные и курсовые работы.
Учебные просмотры знакомят студентов с наиболее значительными и характерными произведениями отечественного кино. Просмотры предваряются вступительным словом педагога.
) Кроме аудиторных занятий по истории кино, учебным планом предусмотрены также
индивидуальные консультации, в процессе которых педагог может оказать методическую помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям, дополнительно разъяснить материал курса, ориентировать студентов в выборе темы курсовых работ, консультировать в процессе их написания. Индивидуальные консультации, так же, как и семинарские занятия, являются одной из форм контроля за усвоением студентами материала курса и их самостоятельной работой.
В процессе обучения студенты пишут курсовые работы по истории отечественного кино. Эти работы имеют целью самостоятельное научно-творческое осмысление конкретных вопросов истории отечественного киноискусства, развитие навыков научного исследования в области киноведения. Они являются необходимым этапом, предваряющим работу студентов над дипломными сочинениями. Курсовая работа должна быть написана на основе просмотренных фильмов, изучения соответствующей киноведческой, общеэстетической литературы и архивных материалов. Темы курсовых
| работ утверждаются педагогом, исходя из содержания программы курса и с учетом
индивидуальных возможностей и научных интересов студента. Курсовые работы, как правило, оцениваются зачетом с дифференцированной оценкой. В конце каждого семестра студенты сдают зачеты или экзамены.