Вопрос 16. Периодизация развития отечественного кино: 1896-1919.

Уже спустя несколько месяцев после парижских показов братьев Люмьер в России появляются первые кинематографические работы: например в апреле 1896г. была произведена съемка коронационных торжеств Николая II). 16-18 мая 1896г. были проведены первые кинопоказы в Москве. В июне Шарль Омон представил новое развлечение на Нижегородской ярмарке.

Кинопоказы быстро стали модными. Первый постоянный кинотеатр открылся по адресу СПб, Невский проспект, 46. Кинематограф под названием «Живая фотография» открылся незаметно, посещали его преимущественно дети. Показывали всего три картины. Первая - садовник, поливающий газоны. Вторая – Невский проспект. Третья – прибытие поезда. Кинотеатр быстро разорился. Первые российские съемки осуществлял артист «Театра Корша» Владимир Сашин. Фильмы демонстрировались после спектаклей и имели успех.

До 1908 г. существовала монополия зарубежного кинематографа в России: весь кинобизнес ограничивался прокатом зарубежных картин. Исключения составляли короткометражные фильмы о жизни царской семьи, и местные кинорепортажи. Но большую часть хроникальных лент снимали московские отделения «Пате» и «Гомон». Самый значительный успех принадлежит фильму компании «Пате» «Донские казаки» - 219 копий. В 1907 г. начинает выходить журнал «Кино» - первое российское периодическое издание о кинематографе. 28.10.1908г. вышел первый российский художественный фильм – короткометражная лента «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Одновременно с ним в Москве к съемкам приступает Александр Ханжонков. Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий»). В развитие кинопроизводства вносит вклад и профессиональный рост операторов — усложняется работа со светом, начинают применяться кашеты, совмещающие в кадре два или более снятых в разное время изображения. В фильме «Уход великого старца» (1912) оператор Александр Левицкий впервые в практике российского кино применил при съёмке некоторых эпизодов двойную экспозицию. Российское национальное кино удивительно быстро навёрстывает десятилетнее отставание от европейских киношкол и быстро дорастает до новаторских работ. Значительное число таких крупных достижений на счету киноателье Ханжонкова. В 1911 г. выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», поставленный Ханжонковым и Василием Гончаровым. В 1912 г. компания выпускает первый в мире сюжетный мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича. С начала 1910-х гг компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского кинопроизводства, у него начинают кинокарьеру первые звёзды русского кино Александра Гончарова, Андрей Громов, Иван Мозжухин, режиссёры В.Гончаров, Пётр Чардынин и В.Старевич. Помимо художественных фильмов компания Ханжонкова занималась созданием и распространением просветительского кино. В 1911 г. при торговом доме был открыт «Научный отдел», занимавшийся производством научных, видовых и этнографических картин на темы географии России, сельского хозяйства, фабрично-заводской промышленности, зоологии и ботаники, физики и химии, медицины и так далее. В 1913 г. на волне подъёма экономики начинается рост кинематографической промышленности, образуются новые фирмы — в том числе крупнейшая кинокомпания И. Н. Ермольева, среди снятых которой более чем 120 фильмов были такие картины, как «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1918) Протазанова. С началом войны количество снимаемых фильмов продолжало расти — в том числе из-за сокращения ввоза импортных фильмов из воюющей Европы. Именно на военное время приходится этап расцвета художественного российского кино. После поражения армии Врангеля большинство кинематографистов эмигрировали. Некоторые продолжали работать за рубежом (Мозжухин, Ермольев, Старевич), другие через некоторое время вернулись на родину (Ханжонков, Чардынин, Висковский). Российская кинопромышленность была в несколько этапов национализирована и стала основой для создания кинематографа РСФСР и СССР.



Наши рекомендации