Подготовительные упражнения. 1. "Змейка" стандартная
1. "Змейка" стандартная
Задачи
1. Закрепление навыков руления одной и двумя руками при скоростном маневрировании.
2. Повышение скоростно-силовых качеств водителя.
Содержание: Водитель, а при поточном методе обучения — группа водителей, преодолевают трассу упражнения "змейка" , последовательно объезжая ограничители слева и справа.Маневрирование на трассе осуществляется за счет силового руления двумя способами: обеими руками с перехватом на боковом секторе рулевого колеса или одной рукой с перекатом через тыльную сторону кисти. Дозировка: по 12—15 мин непрерывного движения с интервалами 1 —2 мин для отдыха. Всего2—3 тыс. (!) поворотов за 6—8 занятий.
Методические указания: Упражнение отрабатывается в три этапа.
· Первый этап. Водители начинают выполнять упражнение на скорости, оптимальной для уровня их мастерства. Каждый последующий круг водители должны преодолевать на более высокой скорости, предварительно разгоняясь на переходной прямой. Однако скорость движения автомобиля в каждой попытке должна быть постоянной и равномерной. К третьему кругу каждый водитель должен довести скорость движения автомобиля по "змейке" до критической.
· Второй этап. Водители применяют способ переменного дросселирования. Подход к повороту и начало маневра, связанные с переходом от прямолинейного движения к движению по дуге, водитель осуществляет при полностью закрытом дросселе. Движение по дуге поворота и выравнивание автомобиля при переходе к прямолинейной траектории водитель выполняет с увеличением дросселирования до максимальной частоты вращения коленчатого вала к моменту выхода из поворота.
Поворот и выравнивание автомобиля осуществляются с помощью скоростного способа руления, на боковом секторе. При выходе автомобиля из поворота водитель не должен отпускать рулевое колесо для самопроизвольного выравнивания управляемых колес. Оно должно обеспечиваться при активной уступающей работе мышц обеих рук без потери контакта с рулевым колесом. Проскальзывание рук оценивается как ошибка водителя. Скорость движения следует довести до критической (до возникновения сноса передних колес).
· Третий этап. Водитель должен увеличить скорость движения на трассе до такого значения, чтобы для изменения траектории движения автомобиля ему необходимо было применить торможение рабочим тормозом перед входом в поворот. При выполнении упражнения грубыми ошибками будут считаться переход автомобиля в занос, снос передней оси или обеих осей одновременно в связи с резким дросселированием на дуге поворота. По мере повышения скорости следует обратить внимание водителей на сглаживание траектории, что достигается уменьшением амплитуды маневра в плане за счет уменьшения углов поворота управляемых колес.
Повышение скорости движения на трассе связано также с уменьшением времени на выполнение водителем действий и времени перехода от одной операции к другой, т.е. от торможения к рулению и дросселированию,от дросселирования к торможению. Уменьшения времени на выполнение операций можно достичь за счет повышения эффективности приемов, например, выполнить торможение с большей интенсивностью замедления, повысить частоту вращения коленчатого вала, обеспечить наилучшую динамику разгона при данном сцеплении шин с дорогой.
Траектория автомобиля должна выбираться с таким расчетом, чтобы заднее внутреннее колесо не наезжало на ограничители.
Типичные ошибки при рулении двумя руками:
· наклон корпуса при рулении в сторону выполняемого поворота;
· уменьшение или смещение угла захвата рулевого колеса при рулении двумя руками;
· удары ладонью по ободу рулевого колеса при перехватывании.
Типичные ошибки при рулении одной рукой:
· потеря контакта кисти руки с ободом рулевого колеса при выполнении переката;
· большой палец кисти после выполнения переката не переходит на внутреннюю сторону обода рулевого колеса;
· круговое вращение рулевого колеса осуществляется с помощью открытого захвата;
· проскальзывание кисти по ободу рулевого колеса при перекате через тыльную сторону ладони;
· рано начинается и поздно заканчивается перехват;
· переход в процессе выполнения упражнения на другой, привычный для водителя прием руления;
· отпускание обода рулевого колеса для самопроизвольного выравнивания автомобиля.
Типичные ошибки общего характера:
· торможение с блокированием колес или торможение на дуге поворота (контроль по стоп-сигналам);
· торможение на значительном расстоянии до поворота;
· большая амплитуда маневров,всвязисчемвре-мя прохождения трассы увеличивается;
· сбивание ограничителей. Водитель неправильно выбирает траекторию, не контролируя положения задних колес.
Организационные указания:
Выполнение упражнения на повышенной скорости движения требует высокой организованности обучаемых и четкого контроля за их действиями со стороны преподавателя (инструктора).
1. Преподаватель перед началом выполнения упражнения должен предупредить водителей о том, что на трассе запрещается резко тормозить и останавливаться, так как это может привести к попутному столкновению.
2. Во время отработки упражнения преподаватель должен находиться в безопасной зоне снаружи трассы и контролировать правильность действий водителей.
3. При дистанции между автомобилями более 20 м преподаватель должен дать водителю команду о ее сокращении. При этом водитель выезжает вправо в зону безопасности и, двигаясь прямолинейно, сокращает дистанцию до заданной.
4. При сокращении дистанции в процессе выполнения упражнения до 10—15 м преподаватель обязан предупредить об этом обучаемого, последний должен принять меры к ее увеличению.
5. Сигналом для окончания упражнения должна быть команда преподавателя: "Закончить упражнение!" . 11о этой команде направляющий заканчивает выполнение упражнения в середине разметки любой из сторон учебной площадки, выезжает на исходную позицию, останавливает автомобиль и выключает фары. Остальные водители, продолжая выполнять упражнение, завершают его в порядке очередности у того же ограничителя, что и направляющий, и, выезжая друг за другом на исходную позицию, выстраивают автомобиль в линию, выключая свет фар. Другой вариант предусматривает остановку на трассе всей группы одновременно.
2. "Змейка" смещенная
Задачи:
1. Изучение техники управления автомобилем при сносе передних колес в повороте.
2. Совершенствование техники скоростного и силового руления.
3. Формирование "чувства" траектории при прохождении сочлененных поворотов.
Содержание: Водитель (а при поточном методе обучения — группа водителей) преодолевает трассу "змейка" , разметка которой смещена от общей оси вправо и влево на 2—4 м. Перед входом в каждый поворот дросселирование резко прекращается, а затем плавно увеличивается, чтобы к момевту выхода из поворота частота вращения коленчатого вала двигателя достигла максимального значения. Поворот рулевого колеса осуществляется двумя руками с перекрестными захватами на боковом секторе рулевого колеса, выравнивание — одной либо двумя руками с активным сопротивлением самовыравниванию автомобиля.
Дозировка: 500— 1000 поворотов в 6—8 занятиях или 10—12 мин в каждом занятии.
Методические указания: Упражнение выполняется в трех режимах.
· Геометрический. В нем осваивается геометрия движения. Траектории следующих друг за другом поворотов сочленяются между собой в непрерывную кривую. Каждому маневру предшествует "заход" — увеличение дуги, препятствующее наезду задних колес на разметку при срезании поворота. В этом режиме совершенствуется техника силового и скоростного руления, отрабатываемая ранее в упражнении "змейка стандартная" .
· Скоростной. Выполняется с использованием приемов торможения и дросселирования. Перед входом в поворот водитель подтормаживает двига телем, дуга преодолевается им при переменном дросселировании с увеличением на выходе частоты вращения коленчатого вала до максимальных значений.
· Критический. Создаются условия для возникновения двух типичных критических ситуаций: снос передних колес на входе в поворот и занос задней оси на выходе.
Имитация сноса достигается входом в поворот на чрезмерной скорости и резким дросселированием при повернутых колесах. Стабилизация автомобиля обеспечивается уменьшением угла поворота колес и прекращением дросселирования. Имитация заноса достигается резким дросселированием на дуге поворота, стабилизация автомобиля — уменьшением дросселирования и скоростным рулением в сторону заноса.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
· притормаживание рабочим тормозом;
· отпускание рулевого колеса при выходе из поворота для самопроизвольного выравнивания управляемых колес;
· постоянное дросселирование при прохождении трассы упражнения;
· снижение заданной скорости движения по трассе, уменьшение или увеличение дистанции между автомобилями;
· неправильное расположение рук на рулевом колесе при рулении или изменение способа руления.
Организационные указания
1. При выезде из исходного положения водители сразу должны установить заданную дистанцию.
2. Безопасную дистанцию преподаватель контролирует способами, описанными в упр. 1.
3. По команде преподавателя об окончании упражнения водители двигаются за направляющим с размеченной трассы, устанавливают автомобили по порядку на исходной позиции.
4. Преподаватель (инструктор) может непосредственно контролировать действия водителей, поочередно (выборочно) останавливая одного из них, но с обязательным выездом автомобиля с трассы. Возобновление выполнения упражнения должно сопровождаться подачей сигнала маневрирования и соблюдением мер безопасности.
Загрузка-поворот-тяга
Задачи
1. Изучение координации действий рулевым колесом и дросселем при экстренном маневрировании автомобиля.
2. Отработка навыков повышения управляемости автомобилем при прохождении поворотов.
Содержание:
Двигаясь по трассе с разметкой типа "змейка стандартная" с шагом 15—20 м, водитель перед каждым маневром тормозит двигателем, резко закрывая дроссельные заслонки карбюратора, поворачивает рулевое колесо и тотчас увеличивает частоту вращения коленчатого вала двигателя, добиваясь тяги на дуге поворота.
Дозировка: 200—500 поворотов в двух-трех занятиях.
Методические указания
Задача упражнения заключается в том, чтобы научиться совмещать начальную фазу каждой операции с заключительной предыдущей. Сложность координации обусловлена малой продолжительностью рабочей фазы "загрузка" (примерно 0,1 с), при которой управляемость автомобиля повышается или снижается, если последующее действие водителя выполняет с опозданием.
Так как повороты следуют один за другим, протяженность прямолинейного участка всего8—10 м, то понятно, почему выполнение упражнения представляет серьезные трудности для водителя любой квалификации.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
· временный разрыв между тремя последовательными операциями;
· неэффективная загрузка из-за того, что дроссель закрывается заранее;
· опоздание "тяги" или ее излишек.
Организационные указания
1. Если квалификация водителей низкая и возникают методические трудности в освоении упражнения, то следует перейти к расчлененному методу со следующими режимами выполнения: поворот-тяга; загрузка-поворот; загрузка-поворот-тяга(целостное выполнение).
2. Следует иметь в виду, что по мере освоения существенно возрастает скорость движения. Это может привести к сокращению безопасной дистанции между участниками обучения.
3. Упражнение предполагает резкий вход в поворот из-за краткости первой фазы, поэтому целесообразно рекомендовать рывковый способ руления.
Упражнение по своей значимости является одним из центральных в комплексе, так как позволяет на ранних стадиях обучения существенно повысить безопасность. Перенос структуры действий на другие упражнения вполне оправдан и даже необходим.
Следует отметить, что большинство водителей, кроме гонщиков высокой квалификации, не знакомы с данной технологией. Поэтому это упражнение можно отнести к "ноу-хау" (самые существенные секреты водительского мастерства, изучаемые впервые)