Без промежуточных целей не обойтись
Отсутствие четко сформулированных промежуточных целей привело к позорному поражению Британии на Олимпиаде-1968. Лин Дэвис из Уэльса завоевал золотую медаль по прыжкам в длину в 1964 г., и ожидалось, что призовые места займет он, а также Игорь Тер-Ованесян из СССР и чемпион США Ральф Бостон. Их соперником был очень неровно выступавший американец Боб Бимон, который в первой же попытке вдруг улетел более чем на полметра дальше прежнего мирового рекорда. Потрясающий результат, тем более если учесть, что за 30 с лишним лет с 1936 г. рекорд улучшился всего на 15 см. Дэвис, Бостон и Тер-Ованесян пали духом, и хотя Бостон в итоге получил бронзовую медаль, а советский прыгун занял четвертое место, оба они показали результат на 15 см ниже своих же достижений. Дэвис и вовсе не дотянул 30 см до своего лучшего результата и впоследствии пояснял, что думал только о золотой медали, это его и подвело. Если бы он поставил себе конкретную цель, например, прыгнуть на 8 м или показать лучший свой результат, и бился бы за нее, то вполне мог завоевать серебряную медаль. Та же ситуация, насколько я понимаю, повторилась 40 лет спустя на Олимпиаде в Пекине, когда Майкл Фелпс собрал все золотые медали в плавании, общим числом 11, при полной растерянности остальных участников.
К промежуточной и конечной цели бывает полезно добавить еще два элемента, которые нельзя в полном смысле слова назвать целями. В качестве примера укажем Ребекку Стивенс, первую представительницу Британии, поднявшуюся на Эверест. Она выступает с лекциями, посвященными этим достижениям, перед бизнесменами и школьниками. После ее вдохновенного рассказа не один подросток мчится домой с неотступной просьбой к родителям: отдать его в кружок альпинистов или хотя бы записать в спортклуб, где есть стена для упражнения в скалолазании. Фраза «Я покорю Эверест» звучит по-детски, но ведь это заветная мечта, которая побуждает к действию. Иной раз человек должен напомнить себе или получить напоминание со стороны в виде правильно поставленного вопроса: что вдохновило его взяться за то или иное дело, почему он продолжает им заниматься. Это – цель-мечта. После многолетней подготовки Ребекка Стивенс достигла такого мастерства, что покорение Эвереста из мечты превратилось в достижимую конечную цель – настолько, насколько покорение Эвереста вообще можно оценивать рационально! Но и дальше требовалось много работы, дополнительные тренировки, акклиматизация и т. д. Если бы Ребекка не вложилась целиком в этот процесс, Эверест так и остался бы для нее мечтой. «Сколько вы готовы вложить в этот процесс?» – такой вопрос я часто задаю на стадии определения и расстановки целей, о каком бы виде деятельности ни шла речь. И это я называю рабочей целью.
Разделять цели
Хотя директора компаний вольны сами себе устанавливать цели, подчиненным они слишком часто «спускают» установки в виде категорических указаний. В таком случае исполнители не считают эти цели своими, а не разделяя эти цели, они и не будут с полной отдачей работать ради их достижения. Умный руководитель постарается, насколько возможно, отрешиться от собственной цели и заинтересовать промежуточное звено, поощряя менеджеров выдвигать «снизу» достаточно амбициозные цели. Но если директор этого не делает, ограничиваясь жесткими предписаниями, еще не все потеряно: менеджер промежуточного звена может предоставить своей команде какой-то выбор, предоставить инициативу в вопросах о том, как будет исполняться работа, кем и когда.
Коучинг владения целями
И даже если цель установлена как абсолютный императив, коучинг поможет исполнителям взять инициативу на себя. Как-то раз я обсуждал с полицейскими особенности огневой подготовки. «Каким образом абсолютные, незыблемые правила безопасности во время стрельбы могут сделаться для участников подготовки своими?» Я порекомендовал не обрушивать на людей инструкцию с самого начала, а, прибегнув к методам коучинга, провести дискуссию, в результате которой участники сами выработают свод правил, которые с большой вероятностью совпадут с существующей техникой безопасности. Если же новые правила в чем-то разойдутся с прежними, коучинг при минимальной помощи наставника поможет подопечному увидеть причину этих различий и осознать, чем старые правила лучше. Этот метод обеспечит гораздо более высокий уровень понимания и владения действующими правилами безопасности.
Чьи цели?
Ни в коем нельзя недооценивать значение выбора и принятия ответственности для внутренней мотивации. Например, если служащие отдела продаж выдвигают цели, существенно заниженные по сравнению с желаниями босса, ему следует тщательно обдумать последствия, прежде чем отвергнуть эти цифры и навязать собственные. Лучше в таком случае проглотить амбиции и согласиться с установками подчиненных: настаивая на своем, босс, как это ни парадоксально, снизит эффективность работы группы, хотя с виду поставит более высокую цель. Даже если цифры начальства и не покажутся подчиненным нереалистичными, их демотивирует уже сам факт, что их лишили права голоса. Разумеется, у босса, если он вполне уверен в своих расчетах, остается еще один вариант действий: отталкиваясь от цифры, предложенной отделом продаж, понемногу с помощью коучинга повышать ее, задавая вопросы и помогая членам команды преодолеть барьеры и решиться на большее. В таком случае они примут на себя ответственность за тот план, который будет согласован в итоге.
Признаки правильной цели
Помимо того, чтобы подкрепить конечную цель, которая не в вашей власти, промежуточной, за которую вы отвечаете, надо еще позаботиться о том, чтобы цели соответствовали установкам и характеристикам, обозначенным следующими тремя аббревиатурами:
ЧИСТО (SMART)
Цели должны быть:
• Ч етко сформулированы;
• И змеримы;
• С огласованы;
• Т очно соответствовать реальности;
• О пределены во времени.
ЯСНО (PURE):
Цели:
• Я сны и понятны;
• С ущественны;
• Н е противоречат морали;
• О птимистичны.
И главное, помните ЗАКОН , т. е.:
• З аконность;
• А мбициозность;
• К орректность и уместность;
• О храна окружающей среды;
• Н епременно все записать!
Едва ли нужно объяснять, для чего нашим целям нужно столько характеристик. Это и так понятно, добавлю лишь несколько наблюдений. Если цель не соответствует реальности , гаснет надежда, но если в цели нет вызова, нет амбиции, не будет и мотивации . В этот промежуток, чтобы была и надежда, и мотивация, должна попасть любая цель.
Почему при формулировке цели так важен оптимизм? Что будет, если вместо позитивной формулировки прибегнуть к негативной, например: «Нельзя вечно плестись в хвосте региональных продаж»? На чем в таком случае сосредоточится внимание? Разумеется, на жалком положении компании! О чем думает человек, которому велели не думать о красном шарике? Что будет с ребенком, которого задергали: «Не урони стакан, не выплесни воду, не сделай такую и сякую ошибку»? Мне нравится анекдот про игру в крикет: калитка взята, новый бэтсмен выходит на замену, и, когда он идет вдоль белого частокола ограждения, кто-то из зрителей шутит: «Не промахнись по первому мячу». Все это время, пока игрок добирается до линии ворот, он только и думает, что о первом мяче, и, конечно же, промахивается. Негативную цель нетрудно превратить в позитивную, слегка поменяв формулировку: «Мы займем четвертое место и даже поднимемся выше» или «Я сумею отбить первый мяч, как бы его ни закручивали».
На чем сосредоточишься, то и получишь. Думаешь о неудаче – жди провала.
Цели обязательно должны быть согласованы и одобрены всеми сторонами: и боссом, который хочет их определить, и менеджером, и командой, которая будет непосредственно исполнять задачу. Без такого соглашения команда не почувствует себя инициативной и ответственной, и это отрицательно скажется на результатах.
Коучинг стремится устранить и внешние, и внутренние препятствия на пути к цели.
Слова о законности , моральности и экологичности могут показаться лишними или даже ханжескими, но дело в том, что в этих вопросах каждый сам себе судья, и для полной уверенности нужно всегда следовать наиболее высокому стандарту. У молодых людей этические требования, как правило, выше, чем у старших, оправдывающих себя тем, что «так повелось исстари». К тому же в нынешней обстановке любая кратковременная выгода от более эластичной совести перевешивается современными призывами к ответственности в бизнесе и общественной жизни в целом и риском разоблачения со стороны недовольного потребителя или некоммерческой организации. В книге «Совершенство в спорте» Дэвид Химери цитирует высказывание сэра Майкла Эдвардса[10]:
Вы не зазовете к себе ЛУЧШИХ специалистов, если не станете соблюдать высочайшие стандарты деловой этики. Пусть, срезая углы, вы сэкономите 1000 фунтов, убытки от того, что вы отпугнули хороших людей, составят не менее 20 000 фунтов.
Приходится порой прилагать усилие к тому, чтобы цели стали для всех ясны и понятны. У всех есть какие-то предвзятые представления, из-за чего может быть неправильно понята даже та цель, в формулировке которой человек участвовал.
Олимпийские амбиции
Самый убедительный пример правильного и успешного целеполагания я опять-таки нашел в истории Олимпийских игр и тоже в плавании, однако на этот раз мы перенесемся в более далекое прошлое, когда до рождения Майкла Фелпса оставалось еще лет десять. Американский студент Джон Нейбор наблюдал в 1972 г. на Олимпиаде в Мюнхене за сенсационными выступлениями Марка Спитца, ставшего обладателем семи высших олимпийских наград. Там и тогда Джон принял решение: в 1976-м он выиграет на Олимпиаде золото в заплыве на 100 м на спине. Хотя в то лето Джон уже победил на чемпионате страны среди юниоров, его результат отставал от олимпийского рекорда Спитца на 5 секунд – время, которое чрезвычайно трудно нагнать на такой короткой дистанции, тем более столь юному атлету.
Кто решил выиграть – выиграет. Кто настроен на поражение, скорее всего проиграет.
Джон решил сделать невозможное возможным следующим образом: во-первых, поставить себе промежуточную цель побить мировой рекорд, а во-вторых, разделить пять секунд (отставание в результате, которое ему следовало преодолеть) на количество тренировок, которое он мог осилить в ближайшие четыре года. Джон подсчитал, что за каждый час тренировки он должен улучшать результат на одну пятую мгновения, и это казалось ему осуществимым, если трудиться не только усердно, но и продуманно. И так все и вышло.
К 1976 г. Джон настолько улучшил свой результат, что отправился в Монреаль в качестве капитана американской команды и взял золото в плавании на спине и на 100, и на 200 м, причем на более короткой дистанции побил мировой рекорд, а на длинной – олимпийский.
Вот что значит правильно установить цель! Джон Нейбор четко определил свою конечную цель, что послужило для него хорошей мотивацией, и он подкрепил эту цель промежуточной, справиться с которой было вполне в его силах. Затем он выстроил систематический процесс, словно пирамиду, от подножия которой поднялся к вершине.
Пример занятия коучингом
В этих четырех главах, где разбираются основные стадии коучинга, я буду иллюстрировать главную мысль при помощи вымышленных занятий по коучингу некоего Джо Баттера. Джо – менеджер по работе с ключевыми клиентами лондонского рекламного агентства. Сперва он сделал стремительную карьеру, но в последние два года его продвижение замедлилось, что совпало со вступлением в средний возраст и появлением привычки к избыточному питью и питанию, отчего стала округляться талия. Недавно Джо решил похудеть и начал делать зарядку, но упражняться скучно, ничего не получается, он то ругает себя, то находит оправдания, словом, не хватает решимости и преданности. Джо поделился своими огорчениями с Майком, который вызвался стать его коучем.
МАЙК: Итак, Джо, чего ты хочешь достичь в результате этого разговора?
ДЖО: Надеюсь выработать план, как мне войти в форму.
МАЙК: На всю жизнь или на какой-то срок?
ДЖО: На всю жизнь – это уж слишком, к тому же план будет меняться по мере моих успехов. Нам бы реалистичную программу на ближайшие три месяца.
МАЙК: И все же кинем взгляд на долгосрочную перспективу. Почему ты вообще поставил себе такую задачу?
ДЖО: Я стал скверно себя чувствовать, сам себе не нравлюсь, это сказывается и на работе. Хочу поправить здоровье.
МАЙК: Отлично. Какой формы и к какому сроку ты бы хотел достичь?
ДЖО: Я бы хотел сбросить примерно шесть кило и через несколько месяцев не только взбегать по лестнице и догонять электричку без одышки, но и получать удовольствие от бега.
МАЙК: Назови точно желательный вес и срок.
ДЖО: Я хочу весить не более 84 килограммов к концу лета. Для этого надо сбросить шесть кило.
МАЙК: Назови точную дату.
ДЖО: 20 сентября.
МАЙК: Сегодня 19 февраля, у тебя есть семь месяцев.
ДЖО: Ага! Меньше килограмма в месяц. Может, дело пойдет и быстрее?
МАЙК: На сколько ты хочешь похудеть к 1 июня?
ДЖО: На четыре кило.
МАЙК: Можно сбросить вес, ограничив себя в еде, но более подтянутым от этого не станешь. По какому критерию будем судить, что ты вошел в норму?
ДЖО: С начала сентября я буду пробегать по 40 километров в неделю.
МАЙК: На определенной скорости?
ДЖО: Нет, с меня будет довольно и того, что я смогу столько пробежать, и я уж почувствую, достаточно ли я быстро бегу.
МАЙК: Я не предлагаю никаких цифр, Джо, ты сам должен поставить себе цель.
ДЖО: Ладно, километр за пять минут.
Теперь у Джо имеется цель занятия, долгосрочная цель и промежуточная цель. Его цели четко сформулированы, поддаются измерению и, вполне вероятно, обладают и другими качествами, о которых мы говорили. Поскольку в данном случае никакое начальство на него не давит, Джо сам берет на себя полную ответственность за достижение своих целей. А нам пора заняться реальностью.
8. Что такое реальность?
Когда реальность ясна, отчетливее проступают и цели.
Разобравшись с различными целями, мы должны сосредоточиться на текущей ситуации. Можно предположить, что цели не удастся установить, пока мы не поймем, какова текущая ситуация, а значит, начинать надо с реальности, а не с цели. Я отвергаю этот аргумент на том основании, что именно цель определяет наши ценности и задает направленность дискуссии. Пусть даже до рассмотрения ситуации цель определяется лишь расплывчато, все равно сперва нужно определить цель, а затем, разобравшись с реальностью, вновь сосредоточиться на целях и подкорректировать их, если ситуация не совпала с первоначальным представлением о ней.
Спортивные корни коучинга
При оценке реальности важнее всего соблюсти объективность. Наши мнения, суждения, ожидания, предрассудки, тревоги, надежды и страхи искажают объективность восприятия. Осознанность помогает нам принять вещи такими, каковы они есть, а самоосознанность распознает те внутренние факторы, которые искажают наше восприятие реальности. Большинство людей верит в свою объективность, однако абсолютной объективности не существует. В лучшем случае мы достигаем некоторой степени объективности, и чем ближе мы к ней, тем лучше.
Непредвзятость
На подступах к реальности нужно искать способы избежать вероятных искажений восприятия как со стороны коуча, так и со стороны подопечного. Для этого от коуча требуется высокий уровень непредвзятости и способность формулировать вопросы таким образом, чтобы получать от подопечного конкретные ответы. Вопрос «Какие причины повлияли на ваше решение?» вызовет более точный ответ, чем расплывчатое «Почему вы так поступили?», поскольку на этот вопрос подопечный склонен искать либо угодный коучу ответ, либо самооправдание.
Описание, а не осуждение
Коуч должен прибегать к описательной лексике чаще, чем к оценочной, и поощрять к этой же тактике подопечного. Это способствует поддержанию непредвзятости и объективности и уменьшает непродуктивную самокритику, от которой восприятие лишь притупляется. Удобнее всего проиллюстрировать эту мысль с помощью диаграммы.
Если судить по интонациям и используемым словам, обычный разговор, в том числе и беседа с сотрудниками, чаще всего смещается к левому краю этого спектра, а в коучинге мы стараемся приблизиться к правому краю. Чем точнее наши выражения и чем ближе к описанию, а не к оценке, тем меньше они содержат критики и тем продуктивнее коучинг.
Надо постараться по возможности придерживаться горизонтальной оси этой диаграммы. В конце концов, если мне попросту сообщат, что презентация не удалась, пользы от этого никакой, зато узнав, что выступление было четко структурированным, но монотонным, было кратким и выразительно проиллюстрированным, однако оказалось ниже уровня аудитории, я действительно смогу внести исправления. Разумеется, некоторые слова – например, названия цветов, размеры – по природе своей описательны, другие приобретают оценочный оттенок лишь в единой системе ценностей, третьи заведомо имеют такой оттенок («оживленный», «слабый»), а есть и оценочные по сути своей слова, такие как «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно». Характеризуя выстрел, недостаточно сказать стрелку, что он промахнулся, – это он и так знает, не стоит усугублять его переживания. Важно знать, что пуля попала на три сантиметра выше яблочка и на полтора правее: тогда стрелок сможет внести необходимые изменения и лучше прицелиться. Описание укрепляет самоуважение, критика его подрывает.
Реальные вопросы, примененные к самому себе, становятся наилучшим средством самооценки. Более подробно об этом и о том, как это способствует развитию личности, мы поговорим в главе 14, но надо сказать, что умение задавать эффективные реальные вопросы пригождается во многих случаях.
Глубокая осознанность
Если коуч задает вопросы и получает ответы на обычном уровне осознанности, то тем самым он помогает подопечному структурировать свои мысли, однако не проникает на новый, более глубокий уровень осознанности. Вот если подопечный вынужден сделать паузу перед ответом, если он в задумчивости смотрит на вопрошающего, это значит, что осознанность начала пробуждаться. Подопечный проникает в более глубокие слои собственного сознания в поисках нужной информации. Он как бы зарывается внутрь ящиков с файлами, отыскивая ответ, и, как только он найдет этот ответ, обретет новый уровень осознанности, а с ним и большую компетентность.