Глава 11 взаимоотношения с персоналом
□ Виды и культура общения
□ Приемы общения с персоналом
□ Как узнать мнение подчиненных о себе и не допустить манипулирования собой
□ Как распознать нерадивого работника
Главная причина, по которой способным
руководителям не удается карьера, кроется в
том, что они плохо взаимодействуют со своими
коллегами и подчиненными.
Ли Яккока, американский менеджер
Работа руководителя подразумевает общение с большим количеством людей, посредством которого он узнает о нуждах людей, анализирует результаты их деятельности, воздействует, убеждает и т.д.
Можно разрабатывать гениальные проекты, но без умения понятно и тактично излагать свои мысли, а также слушать окружающих реализовать эти проекты не удастся.
Общение бывает письменным, устным, по телефону, электронной почте и т.д. Для каждого вида общения существуют, конечно, свои приемы и методы.
Общаясь, люди не только получают информацию, но и воспринимают тембр голоса, интонацию, мимику, жесты собеседников, которые существенно дополняют эту информацию.
Получая письменное сообщение, человек обращает внимание и на его оформление, расположение текста, шрифт, цвет и др. — все это либо усиливает, либо ослабляет текстовое содержание.
ВИДЫ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Общение — это форма деятельности людей, обеспечивающая возникновение психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.
Существуют следующие виды общения:• «контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.), т.е. набор жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях «контакт масок» даже необходим, чтобы люди «не задевали» друг друга, чтобы «отгородиться» от собеседника;
• примитивное общение, когда человека оценивают как нужный или мешающий объект: в первом случае активно вступают в контакт, во втором используют агрессивные, грубые реплики. Получив от собеседника желаемое, теряют интерес к нему, не скрывая этого;
• формально-ролевое общение, при котором регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;
• деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;
• духовное общение друзей, когда можно затронуть любую тему, не обязательно прибегая к помощи слов, — друг поймет вас и по выражению лица, жестам, интонации. Такое общение возможно в том случае, когда каждый участник может предвидеть реакции собеседника, знает его интересы, убеждения и т.д.;
• манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с помощью разных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты и т.п.), — в зависимости от особенностей собеседника;
• светское общение, при котором люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера такого рода коммуникаций.
Содержание общения может быть различным:
• передача информации от партнера к партнеру;
• восприятие партнерами друг друга;
• взаимная оценка;
• взаимное влияние партнеров;
• взаимодействие;
• управление групповой деятельностью и групповым поведением и т.д.
Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Цель делового общения — постановка определенных целей и конкретных задач. Этим оно отличается от общения в широком смысле слова. Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т.е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации
К формам делового общения относятся деловая беседа; деловые переговоры; спор, дискуссия, полемика; деловое совещание; публичное выступление; телефонные разговоры; деловая переписка.
Главные функции делового общения:
• организация совместной деятельности;
• формирование и развитие межличностных отношений;
• познание людьми друг друга.
От искусства делового общения руководителя зависят качество его работы, эмоциональный настрой работников, стабильность кадрового состава, социально-психологический климат в организации, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций, развитие деловых контактов, влияющее на экономическую ситуацию в организации.
Основу культуры общения составляют ее нравственные нормы: договоры должны выполняться (на этой норме строится все международное право), человек — наивысшая ценность в мире (заключение И. Канта), необходимость представлять себя на месте другого (библейская заповедь).
Деловое общение предполагает целый спектр умений руководителя:
• располагать к себе людей;
• работать с информацией;
• говорить;
• слушать;
• наблюдать (невербальный аспект);
• учитывать индивидуально-психологические особенности партнера по общению и др.
11.2. ПРИЕМЫ ОБЩЕНИЯ С ПЕРСОНАЛОМ
При отсутствии взаимопонимания невозможны ни совместная работа или учеба, ни активный, интересный отдых, ни счастливая семейная жизнь, ни доброжелательность в отношениях. В организации нарушения взаимопонимания приводят к разрыву отношений, вызывают конфликты и, в конечном счете, ослабление коллектива. Знание механизмов взаимопонимания помогает понять и эффективно использовать закономерности общения людей, добиться сплочения коллектива, формирования позитивного психологического климата, при котором каждый член организации чувствует себя комфортно.
Иногда прекрасный работник не умеет вести себя с людьми — то он заносчив, а то и просто груб, то подчас робок и склонен к ненужному самоуничижению, может «взорваться», а потом испытывать дискомфорт из-за своей несдержанности. В итоге людям, которые работают рядом с ним, неудобно, неуютно.
Потому способность ладить с людьми относится к наиважнейшим профессиональным качествам руководителя.
Многим из нас особенно свойственно неумение слышать другого человека.
По данным статистики, в 50% случаев руководители компаний испытывают потребность развивать и совершенствовать свои навыки в общении с персоналом. Ведь непонимание, возникающее между участниками производственного процесса, начальником и сотрудником может нанести ущерб делу, не говоря уже о неизбежном ухудшении климата в коллективе. Зачастую начальство не может или не хочет ни говорить на одном языке с подчиненными, ни слышать их мнение. В результате сотрудники не понимают, чего от них хотят, и связан ли их труд с успехами компании.
По замечанию У. Йоманса, одного из наиболее авторитетных специалистов в области деловых отношений, треть нашего рабочего дня проходит в ситуациях, когда мы должны слушать, но выясняется, что мы не слышим даже четверти того, что слышать должны. Почему?
У. Йоманс приводит некоторые причины:
• мы думаем значительно быстрее, чем говорим, т.е. можем заранее предположить, что сейчас будет сказано, отчего нам становится скучно и наше внимание отключается;
• когда нам что-то говорят, мы не слушаем, а решаем, какой надо дать ответ;
• когда речь идет о каких-то новых идеях, которые почему-то нас не устраивают, мы, не выслушав все внимательно до конца, начинаем уже прикидывать, как эти идеи отвергнуть, как доказать, что они несостоятельны;
• нам просто не нравится говорящий, поэтому мы невнимательны;
• мы не понимаем, о чем идет речь, либо потому, что нам плохо объясняют, либо потому, что материал сложный; нам, однако, не хочется выглядеть глупыми, и мы делаем вид, что все поняли, киваем головой как бы в знак согласия, а сами в это время думаем о чем-то другом.
Итак, одна из проблем общения состоит в том, что люди не обучены слушанию.
Без общения не сможет сформироваться коллектив, именно посредством общения руководитель направляет действия своих подчиненных. Практика управления выработала определенные особенности таких взаимоотношений, принципы их правильного построения.
Во-первых, всегда нужно соблюдать правила этики, а во-вторых, следует использовать следующие сравнительно несложные, но важные приемы, сформулированные Д. Карнеги и рассмотренные ранее:
• не осуждать, а стараться понять человека;
• искренне признавать наличие у него положительных качеств;
• представлять себя на его месте.
Практика общения с подчиненными должна преследовать какие-то целевые задачи управленческого общения, опираться на его нравственные начала.
Психологическая цель — добиться гармонии взаимоотношений с подчиненными. Функциональные задачи руководителей в деловом общении с подчиненными можно сформулировать следующим образом:
• предоставить подчиненным возможность почувствовать свою значимость;
• лучше узнать и понять подчиненных;
• расположить подчиненных к себе, повышать и поддерживать свой авторитет;
• умело влиять на позицию подчиненных.
Рассмотрим практические приемы, с помощью которых можно добиться решения поставленных задач общения с подчиненными.
Предоставление подчиненным возможности почувствовать собственную значимость достигается следующими приемами:
1) привлечение их к решению проблем, проявление уважения к их мнению;
2) предоставление им возможности проявлять инициативу, стимулирование их самостоятельности;
3) подчеркивание важности выполняемой ими работы;
4) поощрение хорошо выполненного задания;
5) уважение личного достоинства подчиненных (следует помнить, что нельзя делать подчиненному замечания в присутствии третьих лиц, что сожаление и разочарование, высказанные руководителем, действуют лучше, чем критика и угрозы).
Для более широкого привлечения подчиненных к решению проблем руководитель должен не столько использовать приказы, административные возможности, сколько чаще советоваться с подчиненными и в случае необходимости признавать и свои ошибки.
Лучше узнать подчиненного. Для решения этой задачи следует:
1) изучать заботы, нужды и настроение каждого сотрудника, периодически проводить беседы наедине;
2) предоставить подчиненным возможность проявлять отношение к руководству, независимо оттого, хорошее оно или плохое. Сначала надо выслушать критику в свой адрес, установить ее причины и мотивы, а уже потом реагировать на нее;
3) отказаться от демонстрации своего превосходства, которая создает барьер между руководителем и подчиненным;
4) попытаться увидеть ситуацию, представив себя на месте подчиненного.
Повышать свой авторитет. Для этого рекомендуется:
1) не бросать слов на ветер: если обещание дано, оно обязательно должно быть выполнено;
2) быть справедливым, объективным и беспристрастным по отношению ко всем подчиненным;
3) не уклоняться от решения возникающих проблем, не откладывать их решение;
4) не допускать, чтобы подчиненные ждали или искали руководителя, особенно в том случае, когда время и место встречи заранее им назначено (следует беречь не только свое, но и чужое время);
5) не отдавать распоряжения, не будучи уверенным в том, что их можно выполнить;
6) уметь слушать, высказывать искренний интерес к своим подчиненным.
Руководитель не должен проявлять своих эмоций в отношениях с подчиненными. Постоянная приветливость, выдержанность, самообладание играют важнейшую роль в управленческом общении.
Разговор руководителя с подчиненным должен быть спокойным, кратким, логичным, по возможности наполненным примерами.
Как уже говорилось, одной из функциональных основных задач управленческого общения является организация руководителем четкой системы информированности подчиненных обо всем, что может затрагивать их интересы. Высокая информированность подчиненных снижает потенциальные возможности возникновения конфликтных ситуаций, повышает сплоченность коллектива, улучшает морально-психологический климат.
В процессе общения с подчиненными руководитель не должен оставаться в стороне от решения их проблем. Необходимо своевременно вмешиваться в ход дела и в случае необходимости немедленно принимать решения.
Умело влиять на позицию подчиненного — ключевая задача руководства. Ее решению способствует выполнение следующих правил:
1) будьте искренни в отношениях с людьми (помните, что руководитель — пример для подчиненных);
2) относитесь к подчиненным так, как вы хотели бы, чтобы ваш начальник относился к вам;
3) чаше убеждайте, реже наказывайте;
4) никогда не теряйте самообладания, будьте выдержаны и приветливы;
5) разговаривайте спокойно и доброжелательно, проявите дружеское расположение;
6) подробно информируйте подчиненных обо всем, что затрагивает их интересы;
7) отдав распоряжение, обязательно проверьте исполнение;
8) не торопитесь вступать в спор с подчиненными — недоразумения никогда не уничтожить с помощью пререканий;
9) проявляйте сочувствие к желаниям подчиненных, и они скорее поймут вас; взывайте к благородным побуждениям.
Самая сложная задача руководителя — необходимость изменить уже сложившуюся позицию человека.
Критика, угрозы, запугивания здесь не помогут. Решить эту проблему легче с помощью приемов, предложенных Д. Карнеги (см. главу 9).
П.З. КАК УЗНАТЬ МНЕНИЕ ПОДЧИНЕННЫХ О СЕБЕ И НЕ ДОПУСТИТЬ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОБОЙ
Любой руководитель хочет знать мнение подчиненных о себе и своей деятельности, чтобы изменить стиль своей работы, внести изменения в практику работы с людьми и т.д.
Это можно сделать:
• обратясь к людям, которые искренне, доброжелательно относятся к своему руководителю и которым можно доверять;
• внимательно прислушиваясь и анализируя критические замечания, высказываемые сотрудниками на собраниях и совещаниях;
• узнав мнение формальных и неформальных лидеров коллектива;
• общаясь с коллегами равного уровня;
• анализируя причины увольнений персонала;
• в ходе выборов руководителя в какие-либо органы управления, представления его к поощрениям и др.;
• выяснив отношение подчиненных к предлагаемым руководством новшествам;
• выяснив отношение подчиненных к поручениям, данным руководителем;
• в ходе различных конфликтных ситуаций;
• в ходе неформального общения (праздники, торжества);
• путем анонимного анкетирования.
Манипуляция прочно вошла в нашу жизнь. В деятельности кадровика, менеджера по персоналу она занимает важное место. Однако манипуляция — это оружие не только в руках начальника, но и в руках подчиненных. Первым общепризнанным манипулятором был Никколо Макиавелли, политик и философ XVI в. Благодаря его идеям о манипуляции в психологическую диагностику был введен термин «макиавеллизм», т.е. способность человека косвенно управлять поведением других людей [138].
Манипуляции со стороны подчиненных возможны, если для этого созданы условия: не отлажены бизнес-процедуры, сотрудники точно не знают свои обязанности. Хорошая почва для манипуляций — большое количество незанятого рабочего времени и доступ к ресурсам компании (Интернет, телефон, база данных). Идеальных компаний, где царит абсолютный порядок, нет1.
Руководитель может стать объектом манипулирования со стороны подчиненных. Поэтому важно знать и вовремя распознать следующие приемы их воздействия:
1) дозирование или искажение информации.
Любому руководителю часто приходится сталкиваться как с намеренным, так и ненамеренным дозированием информации. Причины могут быть разными: злой умысел, страх подчиненного, его неопытность и др.
Иногда руководитель сам провоцирует своих подчиненных на искажение информации. Отсутствие у него проницательности, неумение определить интересы подчиненных, нежелание признаться в наличии негативных явлений внутри компании создают благоприятную среду для манипулирования.
Чтобы не допускать информационного манипулирования, необходимо оценивать всю запрашиваемую информацию с точки зрения ее достоверности. Чтобы лучше понимать цели и стремления подчиненных, нужно чаще общаться с ними, в частности обсуждать детали работы с конкретным исполнителем;
2) превращение манипулятора в «незаменимого».
Как правило, этот прием чаше всего используют люди, работающие в специфической, малоизвестной руководителю сфере — бухгалтеры, руководители службы безопасности, системные администраторы, менеджеры по продажам и др. Проблема многих российских компаний заключается в недостаточном развитии института менеджеров-заместителей;
3) перекладывание ответственности на руководителя.
В некоторых случаях подчиненный, желая снять с себя ответственность, перекладывает обязанность принятия решения на руководителя, объясняя это особой важностью данного решения. Часто
См.: Щам А. Как подчиненные могут манипулировать руководителем // Генеральный директор. № 4. 2008.
руководители сами провоцируют такое манипулирование, постоянно вмешиваясь в дела подчиненных. Руководитель, владеющий методом делегирования полномочий, сможет достаточно быстро определить, что относится к сфере его деятельности, а что — к сфере деятельности подчиненных. Важно также при подборе людей на руководящие должности оценивать степень их самостоятельности в принятии решений, готовности принимать на себя ответственность;
4) навязывание решения как единственно возможного.
Часто это отмечается при найме нового персонала или продвижении по службе: линейный менеджер предлагает руководителю на выбор две кандидатуры — одну никуда не годную и вторую, которую он сам продвигает: на фоне плохого кандидата «свой» кажется более приемлемым. Руководитель же считает, что выбор сделал он сам;
5) искажение информации или смещение акцентов в ней от имени руководителя;
6) сведение счетов при помощи руководителя.
Любая организация — это своего рода коммунальная квартира, где возникают конфликты. Например, для большинства компаний типичны противоречия между отделами маркетинга и продаж, между маркетологами и производственниками, между производственниками и ремонтными службами. Осознавая это, руководитель легко сможет понять, чем продиктовано то или иное предложение подчиненных;
7) ограничение контактов руководителя с подчиненными и парт
нерами.
Чтобы оградить себя от подобных манипуляций, руководитель четко должен указать подчиненным, какие из его контактов внутри и вне компании являются приоритетными, какие из людей и в каких ситуациях имеют право непосредственно связываться ним. Для этого нужны периодические встречи руководителя с сотрудниками подразделений, имеющих дело с клиентами, партнерами и с персоналом;
8) клика — сговор группы влиятельных работников.
Сотрудники создают заговоры против руководителя чаще, чем
может показаться на первый взгляд, иногда — в целях эксплуатации его бизнеса. Руководитель обязан постоянно отслеживать интересы сложившихся групп, которые не должны противоречить интересам компании;
9) корыстное использование личных доверительных отношений с ру
ководителем.
Приближая к себе людей, руководитель должен понимать, что они становятся объектом усиленного внимания и воздействия сотрудников компании; лучше всего с самого начала оговорить условия своих отношений с приближенным лицом;
10) команда — лучшее средство.
Еще одна особенность руководителей, подверженных манипулированию, — это неумение работать в команде. Многие методы манипулирования начальником невозможны в присутствии других людей.
Меры контрманипулирования
План. Чтобы быть готовым к возможным исходам встречи, трудного разговора с сотрудником, незапланированного разрешения ситуации, смене обстоятельств, необходимо хорошо продумать ход встречи или беседы, наметить важные пункты, которые должны быть обсуждены, определить аспекты, которые могут быть подвергнуты пересмотру, и обозначить позиции, с которых нельзя отступить ни в коем случае. В плане можно наметить необходимые аргументы своей правоты, отходные пути, факты, к которым при необходимости можно прибегнуть, приемлемые варианты итогов встречи, возможные контраргументы противоположной стороне для достижения своей цели.
Тренировка. Чтобы первая реакция не была излишне эмоциональной и негативной и, следовательно, не повлияла отрицательным образом на исход переговоров в целом, нужно подготовить варианты ответов на манипулятивные приемы «соперника» и потренироваться.
Отсутствие реакции. Игнорирование манипулятивных воздействий, сдерживание спонтанных реакций, которых ожидает манипулятор, продолжение разговора в том же ключе — все это вынудит собеседника либо обострить отношения (что ему невыгодно), либо изменить тактику.
Уход. Когда манипулятор настаивает на вашем выборе (решении «здесь и сейчас»), рассчитывая на вашу однозначную реакцию, важно суметь прервать подобный контакт и уйти от прямого ответа. При условии манипулирования необходимо собрать всю важную информацию, касающуюся проблемы, взвесить все «за» и «против» и сделать окончательный, выгодный вам выбор, а затем сообщить его собеседнику.
Отпор. Жесткие действия, заставляющие другую сторону отказаться от манипулятивной тактики, очень часто оказываются самой выгодной и продуктивной реакцией на манипуляцию.
Принятие. Вы действуете таким образом, чтобы у манипулятора возникло впечатление, будто вы «приняли» манипулятивные уловки, и для разоблачения его истинных целей продолжаете беседу в том русле (в возможных пределах), на которое он рассчитывает.
Манипуляция. Используя манипулятивные техники в ответ на приемы партнера, можно поставить его на место и, возможно, даже выиграть.
Намек. Мягкий намек партнеру, что его уловки раскрыты и вы не собираетесь действовать по его плану, вернет его «на землю» и, что не исключено, заставит его осознать, что в будущем с вами так поступать не стоит.
Откровение. Вы открыто заявляете собеседнику, что «раскусили» сущность и цели того, что он делает; детально объясняете то, что вам известно. В будущем он, скорее всего, подумает, прежде чем попытается манипулировать вами1.
Понимая, как человек становится заложником интересов своего окружения, руководители могут развить свои лидерские качества и усовершенствовать свой стиль управления. В этом случае им придется последовательно и решительно отвергать любые попытки манипуляторов парализовать их волю и налаживать более открытое, честное взаимодействие с сотрудниками.
Со своей стороны, и подчиненные должны помнить, что они могут отрицательно воздействовать на лидеров, а это опасно не только для руководителя, но и для них самих. Если подчиненные осознают, какую угрозу несет внутренний раздор, то будут осторожнее формулировать и высказывать свое мнение. Признав, что некоторые задачи может решить только руководитель, подчиненные сами увидят, где следует остановиться, а лидеры поймут, где нельзя уступать.
11.4. КАК РАСПОЗНАТЬ НЕРАДИВОГО РАБОТНИКА
Недобросовестные работники могут пользоваться следующими приемами, чтобы уклониться от выполнения задания или избежать ответственности:
• не закончив одного дела, просят поручить им какое-либо другое;
• стараются доказать руководителю, что задание было совсем не таким, как он утверждает, и что оно нигде не зафиксировано письменно; '
• заявляют, что раньше начальник говорил совсем обратное или, по крайней мере, соглашался с возражениями подчиненного;
• заявляют, что у них «мало прав», забывая, что права даются для наилучшего выполнения обязанностей, а не для оправдания своего бессилия;
• ссылаются на то, что им не оказывается помощь. Это дает им возможность уклоняться от ответственности и перекладывать на начальника часть своих функций;
См.: Шипилова О. Будьте осторожны! Вами манипулируют подчиненные // Кадры предприятия. № 11. 2002.
• доказывают, что поручаемое задание не входит в их обязанности и что им должен заниматься кто-то другой;
• стараются всегда выглядеть обиженными — можно будет оправдаться тем, что «в такой обстановке невозможно работать»;
• заявляют, что поручаемая работа им не по плечу («я не профессор», «я не могу все знать» и т.п.);
• обвиняют начальника в том, что его невозможно понять или с ним невозможно работать;
• немедленно признают себя виновным, каются и дают обещания исправиться;
• принимают задание, не указывая срока его выполнения, чтобы их было трудно обвинить в его срыве и невыполнении;
• занимаются в рабочее время общественной работой, не являющейся их обязанностью;
• исходят из принципа «делай — не делай, все равно ничего не изменишь».
В США исследовали, как часто сотрудники американских компаний не являются на работу, лживо объясняя это проблемами со здоровьем. Как оказалось, 35% работающих американцев прибегали к этому методу на протяжении последних 12 месяцев, а каждый 10-й делал это несколько раз.
Главной причиной обмана работодателя нерадивые сотрудники назвали срочную необходимость во времени для решения личных проблем. Второе и третье места заняли более прозаические причина: «проспал» и «необходимость отдыха». Многие звонят на работу, чтобы сообщить о тяжелой болезни, когда на самом деле всего лишь выпили лишнего накануне ночью.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы значение и сущность делового общения руководителя?
2. Назовите основные виды и содержание общения.
3. Назовите основные функциональные задачи общения руководителя с подчиненными.
4. Раскройте практические приемы общения с персоналом.
5. Каковы основные правила знакомства?
6. Каким образом можно заставить человека захотеть сделать что- либо?
7. Как выяснить мнение подчиненных о себе?
8. Как не допустить манипулирования со стороны подчиненных?
9. Каковы приемы уклонения от работы, используемые недобросовестными работниками?