Нейро-логические уровни и нервная система

С точки зрения НЛП каждый уровень обучения, изменений или взаимодействия должен быть функцией какой-то формы нейро-лингвистического программирования. Одна из целей модели нейро-логических уровней – связать уровни классификации и обучения Бейтсона с нервной системой.

Сам Бейтсон («Шаги в направлении экологии разума») писал о том, что иерархия, сформированная разными уровнями обучения, соответствует «иерархиям структуры, которую мы можем – а в действительности должны – ожидать найти в кортикальных отделах мозга». Он утверждал, что «стоит ожидать появления классификации или иерархии нейропсихологических структур, изоморфных [разным уровням обучения]». Концепция нейро-логических уровней гласит, что разные логические уровни – это функция разных типов нейро-логической организации, и они мобилизуют все более и более глубинные уровни нейро-логической «цепи».

Например, когда у человека возникают трудности на уровне миссии и идентичности, это мобилизует гораздо более глубокие уровни нейрологии, чем те уровни неврологии, которые необходимы для того, чтобы двигать рукой. Чтобы воспринимать свое окружение, человек может пассивно адаптировать свои органы чувств. Чтобы действовать в определенном окружении, человеку нужно мобилизовать более обширные участки своей нервной системы. Чтобы координировать свои действия в сложной последовательности, например танцевать или вести автомобиль, нужно использовать еще более обширные части нервной системы. Чтобы формировать и проявлять убеждения и ценности, связанные со способностями, поведением и окружением, нужны еще более глубинные уровни нейрологии (в том числе и те, которые связаны с сердцем и пищеварением). Ощущение своего «я», личности возникает в результате тотальной мобилизации нервной системы на всех остальных уровнях. Поэтому в целом более высокие уровни процесса мобилизуют более глубокие уровни нервной системы.

Окружение состоит из таких факторов, как тип помещения или местности, погодные условия, тип и наличие пищи, уровень шума и так далее, – всего, что окружает человека или группу. Нейрологически наше восприятие окружения связано с информацией, поступающей от органов чувств и периферийной нервной системы. Например, воспринимая определенное окружение, человек смотрит глазами, чтобы увидеть те или иные объекты, слушает ушами, чтобы услышать важные звуки, и ощущает температуру воздуха кожей. При этом человек делает множество тонких и бессознательных изменений, чтобы поддерживать равновесие, реагировать на изменение интенсивности света и звука, приспособиться к изменению температуры и так далее. Поэтому периферическая нервная система отправляет информацию, связанную с окружением, в мозг, а также получает ее из мозга. Она отвечает за ощущения органов чувств и базовые рефлекторные реакции.

Поведение связано с конкретными физическими действиями и реакциями, посредством которых мы взаимодействуем с людьми и со своим окружением. Нейрологически наше внешнее поведение – результат активности в моторной системе (пирамидальной системе и мозжечке). Нерефлексивное, произвольное поведение активирует психомоторную систему, более глубокий уровень неврологи, чем органы чувств. Психомоторная система координирует наши физические действия и сознательные произвольные движения.

Способности связаны с ментальными стратегиями и картами, которые создают люди, чтобы управлять своим поведением в определенном контексте. Некоторые элементы поведения – это просто рефлекторные реакции на стимулы окружения, но основная часть наших действий таковыми не являются. Многие элементы нашего поведения – результат «ментальных карт» и других внутренних процессов, источник которых находится в мозге. Этот уровень опыта выходит за рамки восприятия нашего непосредственного окружения. К примеру, мы можем создавать образы вещей, которых нет в той комнате, где мы сейчас находимся.

Мы можем вспомнить события и разговоры, происходившие много лет назад. Можем представить себе события, которые могут произойти через много лет. Элементы поведения, которые не направляют та или иная внутренняя карта, план или стратегия, похожи на «коленные рефлексы», привычки или ритуалы. На уровне способностей мы можем выбирать, менять и адаптировать класс поведения к самым разным внешним ситуациям. Поэтому способность предполагает владение всем классом поведения – например, понимание, как что-то сделать в самых разных обстоятельствах.

Все это происходит в структуре нашего мозга в результате взаимодействия сенсорных нервов, моторной системы и коры мозга. Именно в коре (или сером веществе) мозга сенсорная информация от органов чувств представлена в форме ментальных карт. Эти карты связаны с другими ментальными репрезентациями либо созданы в воображении, а затем связаны с соответствующими действиями и реакциями. Например, исследования мозга обезьян показывают, что если моторная кора обезьяны повреждена или удалена, она все равно способна демонстрировать любые отдельные элементы поведения. Но при этом она теряет способность интегрировать поведение в более сложные координированные действия. Развитие способностей – самый «когнитивно интенсивный» из всех нейро-логических уровней. Этот тип обработки информации обычно сопровождается полуосознанными микродвижениями или «ключами доступа» (движения глаз, изменение ритма дыхания, небольшие изменения позы тела или тона голоса и так далее).

Ценности и убеждения связаны с фундаментальными суждениями и оценками по поводу самого себя, других людей и окружающего мира. От них зависит, какой смысл мы придаем событиям; они лежат в основе мотивации и культуры. Наши убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), поддерживающее или угнетающее определенные способности и поведение. Убеждения и ценности связаны с вопросом «Зачем?».

Нейрологически убеждения связаны с лимбический системой и гипоталамусом, расположенными в среднем мозге. Лимбическая система связана с эмоциями и долгосрочной памятью. Во многом лимбическая система – более «примитивная» структура, чем кора мозга. Она служит для интеграции информации, поступающей от коры, и регулирует деятельность автономной нервной системы (контролирующей базовые функции тела – сердцебиение, сокращение зрачков и так далее). Убеждения являются результатом деятельности более глубоких структур мозга, и поэтому они приводят к изменениям фундаментальных физиологических функций тела, отвечающих за различные бессознательные реакции. В самом деле, мы знаем, что по-настоящему во что-то верим, потому что это «что-то» вызывает у нас физиологические реакции: «сердце бьется», «кровь закипает» или «бегут мурашки по спине» (ни одну из этих реакций невозможно вызвать сознательно). Именно так детектор лжи определяет, говорит ли человек правду. Люди демонстрируют разные физиологические реакции, когда верят в то, что говорят, и когда лгут или что-то утаивают.

Именно благодаря тесной связи между убеждениями и более глубокими физиологическими функциями убеждения оказывают такое мощное влияние на здоровье и на процесс исцеления (как в случае эффекта плацебо). Ожидания, созданные нашими убеждениями, влияют на глубокие уровни неврологии и иногда приводят к невероятным физиологическим последствиям. Например, женщина усыновила ребенка. При этом она верила, что мама кормит ребенка грудным молоком. В итоге у нее действительно началась лактация, и молока хватало, чтобы кормить усыновленного ребенка!

Уровень идентичности связан с ощущением того, кто мы. Восприятие собственной идентичности организует наши убеждения, способности и поведение в целостную систему. Наше ощущение идентичности также связано с восприятием себя по отношению к более обширным системам, частью которых мы являемся. Оно определяет наше ощущение «роли», «цели» и «миссии». В нашей неврологии идентичность можно ассоциировать с нервной системой в целом; возможно, она затрагивает глубокие структуры мозга, например ретикулярную формацию. Ретикулярная формация – это большая группа клеток в глубине ствола мозга. Ткани из этой области простираются сквозь ядро таламуса к большим областям коры. Ретикулярная формация регулирует состояния бодрствования; ее разрушение на уровне среднего мозга приводит к состоянию комы. (И наоборот, при повреждении областей коры мозга сознание часто сохраняется.)

Идентичность также физиологически связана с иммунной системой, эндокринной системой и другими глубинными функциями поддержания жизни. Поэтому изменение или трансформация идентичности может оказать огромное и почти мгновенное влияние на физиологию человека. Медицинские исследования людей с расстройствами по типу множественной личности (Путнам,1984) подтверждают, что когда пациент переходит от одной своей «личности» к другой, в его теле происходят существенные и драматичные изменения. Например, волновые паттерны мозга для разных «личностей» обычно оказываются совершенно разными. Иногда у таких пациентов есть несколько пар очков, потому что у разных «личностей» – разная острота зрения. У других есть аллергия, но только в одной «личности», но не в другой. Один из самых интересных примеров физиологических изменений, связанных со сменой идентичности, – это женщина, которую положили в больницу по поводу диабета. Она «сбивала с толку врачей, потому что в одной из ее „личностей“ у нее не было никаких симптомов диабета» (Гоулман, 1985).

Опыт духовного уровня связан с ощущением того, что мы являемся частью чего-то большего, на очень глубоком уровне. Это осознание того, что Грегори Бейтсон называл «связующим паттерном», связывающим все вещи в единое, более обширное целое. Мы, как личности, являемся подсистемой этой большей системы. Переживание этого уровня связано с ощущением цели и миссии нашей жизни. Это ответы на вопросы «Для кого?» и «Для чего?» Вероятно, именно на этот уровень указывал Бейтсон, когда говорил об Обучении IV.

Неврологически процессы духовного уровня связаны с неким «полем отношений» между нашей собственной нервной системой и нервными системами других людей, формирующим нечто вроде большой, общей нервной системы. Результаты этого поля взаимодействия иногда называют групповым «разумом», групповым «духом» или «коллективным сознанием». Это поле также включает в себя «нервные системы» или сети обработки информации других существ и даже нашего окружения.

В целом нейро-логические уровни представляют собой иерархию нейро-физиологических цепочек.

A. Духовный. Поле — нервные системы участников, в сочетании формирующие более обширную систему.

Б. Идентичность. Нервная система в целом — глубинные функции поддержания жизни (например, иммунная система, эндокринная система и ретикулярная формация).

B. Убеждения и ценности. Лимбическая система и система автономного контроля (например, сердцебиение, сокращение зрачков и так далее) – бессознательные реакции.

Г. Способности. Кортикальные системы — полуосознанные действия (движения глаз, поза и так далее).

Д. Поведение. Моторная система (пирамидальная и мозжечок) – сознательные действия.

Е. Окружение. Периферийная нервная система — ощущения и рефлекторные реакции.

Нейро-логические уровни и нервная система - student2.ru

Иерархия нервной системы

Наши рекомендации