Наши юбиляры. алексею александровичу бодалеву - 80 лет
Автор:
БОДАЛЕВ Алексей Александрович - российский психолог, специалист в области психологии общения, восприятия человека человеком, акмеологии - наш удивительный прекрасный соотечественник родился 13 октября 1923 г. в небольшом удмуртском городке Сарапул. Впоследствии семья переехала в Ленинград, и именно с этим городом у Алексея Александровича связаны самые трагические - он пережил там все дни блокады -и самые светлые годы - учебы в университете. Он окончил отделение психологии Ленинградского университета в 1950 г., аспирантуру ЛГУ - в 1953, став кандидатом педагогических наук по психологии.
Являясь учеником и последователем Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева, в начале 60-х гг. А. А. Бодалев первым в отечественной психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. В 1965 г. он защитил докторскую диссертацию по проблеме восприятия и понимания человека человеком, стал доктором педагогических наук по психологии (отдельной специальности "психология" в ВАКе тогда не было). На этой защите присутствовало много ученых самых разных специальностей и профессий - настолько животрепещущей была (и остается!) тема общения. И лекции ассистента, затем доцента, а позднее - профессора Бодалева в ЛГУ вызывали большой интерес не только у студентов университета.
А дальше послужной список А. А. Бодалева таков. В течение многих лет он возглавлял кафедру общей психологии Ленинградского университета (1969 - 1976) и факультет психологии ЛГУ (1972 - 1976); затем факультет психологии МГУ (1979 - 1986), где также одновременно заведывал кафедрой общей психологии. В 1976 - 1986 гг. он - академик-секретарь, в 1986 - 1989 гг. - вице- президент АПН СССР, несколько сроков представлял нашу страну в Международной Ассоциации научной психологии.
В 1976 г. в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне - Психологический институт РАО) организовал первую в стране лабораторию по изучению социальной перцепции, в 1979 г. - первую психологическую консультацию помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. В составе сформированной А. А. Бодалевым в НИИ ОПП лаборатории "Психология общения в семье и школе" работали известные психологи- исследователи и практики: Г. А. Ковалев, Р. Л. Кричевский, Ю. Б. Некрасова, Т. А. Флоренская, А. Ф. Копьев и др.; коллектив ее стал координатором исследований, которые проводились в СССР по психологии познания людьми друг друга, а также по психологии общения. Под его руководством были организованы всесоюзные конференции по психологии общения в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Киеве, Барнауле, Гродно, Дрогобыче, Грозном, Краснодаре и ряде других городов страны. По их результатам под общей редакцией А. А. Бодалева были опубликованы сборники материалов и монографии.
С 1993 г. А. А. Бодалев руководит научно-иследовательской группой "Психология общения, развития и реабилитации личности" Психологического института РАО, являясь главным научным сотрудником этого института, а также профессором факультета психологии МГУ и Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. В 1993 г. он избирается академиком РАО, затем - академиком Международных академий Высшей школы (МАВШ), психологических (МАПсН), акмеологических наук (МААН), академии педагогических и социальных наук (АПСН), Балтийской педагогической академии, Международной академии имиджелогии (АИМ).
А. А. Бодалев создал оригинальную научную школу в психологии: под его руководством выполнены и успешно защищены 127 кандидатских и 27 докторских диссертаций. Основная проблематика - психология общения и акме. Первой теме Алексей Александрович верен всю жизнь, понимая общение как одно из самых значимых и многомерных социально-психологических явлений, которое с полным основанием может рассматриваться в качестве предмета как фундаментальных, так и прикладных исследований в психологии. (В 2000 г. в Москве и в 2003 г. в Ростове-на-Дону под руководством А. А. Бодалева проведены международные конференция по психологии общения и под его редакцией издан сборник тезисов). Вторую тему, ставшую в последнее десятилетие для него главной, он разрабатывает вслед за своим учителем Б. Г. Ананьевым, проводя в коллективе сотрудников РАГС исследование по выявлению психологических характеристик, помогающих человеку достигать акме (в 2002 г. ими подготовлено учебное пособие по акмеологии в 40 пл.!).
стр. 130
С 1995 вместе с В. Э. Чудновским А. А. Бодалев возглавляет ежегодные симпозиумы "Психологические аспекты смысла жизни и акме" (ПИ РАО), являясь членом редколлегии и одним из авторов сборников "Психолого- педагогические и философские аспекты смысла жизни и акме" (1997, 2000, 2001).
Из более 500 опубликованных им трудов 50 переведены и изданы в других странах (США, Франция, Германия, Канада, Япония, Мексика и др.). Основные его работы: "Восприятие человека человеком". Л., 1965; "Восприятие и понимание человека человеком". М., 1982; "Личность и общение". М., 1983; "Акмеология как учебная и научная дисциплина". М., 1993; "Психология общения". М. -Воронеж, 1996; "Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения". М., 1998. Книга "Как становятся великими и выдающимися", написанная в соавторстве с Л. А. Рудкевичем, выдержала уже два издания - М., 1997,2002 гг. Под общей редакций А. А. Бода- лева вышло немало учебников и учебных пособий: "Общая психодиагностика". М., 1989, СПб., 2000; "Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении". М., 1999; "Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения". М., 1999; "Социальная психология". М., 2001; "Рабочая книга практического психолога". М., 2001; "Общая и прикладная
акмеология". М, 2001; "Акмеология". М, 2002; "Социальная психология". М., 2002; "Политическая психология". М., 2003; "Акмеологическая основа эффективных политических коммуникаций". М., 2003. "Методология и методы социально-психологических исследований". М., 2003; "Организационная акмеология". М., 2003; "Политический менеджмент". М., 2003; "Психология развития, акмеология". М., 2003; "Психолого-акмеологические основы профессиональной деятельности политолога". М., 2003.
Коллеги, друзья Алексея Александровича знают его не только как крупного ученого, который внес заметный вклад в развитие психологической науки, но и как замечательную, яркую личность - эталон Человека в науке. Его уникальные качества, преданность учителям и делу всей своей жизни - нравственная школа для молодого поколения ученых.
Алексей Александрович! Ваши коллеги, ученики и близко знающие Вас сердечно поздравляют Вас со славным юбилеем и желают крепкого здоровья и новых творческих исканий во благо психологии.
Редакция и редколлегия "Психологического журнала" присоединяются к поздравлениям и пожеланиям Ваших коллег и ждут новых ярких публикаций на страницах нашего журнала.
* * *
22 - 23 апреля 2004 г. состоится X юбилейный симпозиум "Смысл жизни, акме и судьба человека: психологические и социально-педагогические аспекты" в Психологическом институте РАО - (ул. Моховая, 9-В, тел. 202 - 88 - 76, 317- 38 - 66). Оргкомитет: Л. Л. Бодалев, В. Э. Чудновский, Н. Л. Карпова, Г. А. Вайзер
стр. 131
Научная жизнь. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ"
Автор: П. Н. ЕРМАКОВ, В. А. ЛАБУНСКАЯ
С 30 октября по 1 ноября 2003 г. в Ростове-на-Дону, на базе факультета психологии Ростовского государственного университета проходила международная конференция, посвященная рассмотрению различных проблем психологии общения. В организации конференции приняли участие Российское психологическое общество, Институт психологии РАН, факультет психологии МГУ, Институт управления, бизнеса и права. Проведение конференции было приурочено к восьмидесятилетию академика А. А. Бодалева - почетного председателя организационного комитета.
Открыл конференцию декан факультета психологии РГУ, профессор П. Н. Ермаков - сопредседатель организационного комитета конференции. Он приветствовал участников конференции и отметил, что в зале присутствуют психологи, практически, из всех регионов России, а также ученые из Германии, Польши, Казахстана, Украины, Прибалтики. П. Н. Ермаков обратил внимание на то, что интерес к намеченной теме конференции был огромный со стороны психологического сообщества России, что подтверждается изданием материалов конференции объемом более 45 печатных листов и программой конференции, включающей различные виды и способы обсуждения проблем психологии общения. В заключении П. Н. Ермаков поздравил с юбилеем академика А. А. Бодалева.
На открытии конференции также выступили проректор РГУ, профессор А. М. Юрков, ректор ИУБиП, профессор И. Г. Акперов, первый заместитель директора института психологии РАН, профессор В. В. Знаков, председатель программного комитета, профессор В. А. Лабунская.
Первое пленарное заседание открывалось докладом академика А. А. Бодалева, который в своем выступлении обратил внимание присутствующих на динамику тем и проблем психологии общения, сравнив настоящую конференцию с той, которая проводилась в Москве в 2000 году. Он подчеркнул, что открывающаяся конференция продолжает ценную традицию проводить научные встречи не только в Москве, но и в тех городах, где психологические сообщества имеют свое определенно лицо и вносят значительный вклад в развитие психологии в стране. Далее А. А. Бодалев обратился к рассмотрению проблемы взаимосвязи межличностного познания и отношений между людьми.
На первом пленарном заседании прозвучали доклады, касающиеся вопросов самопонимания субъектов общения (В. В. Знаков, Москва), проблемы пространства коммуникации и его онтологического статуса (Т. Г. Лешкевич, Ростов-на-Дону). Актуальные проблемы и направления исследований имиджелогии и психологии общения обсуждались в докладе Е. А. Петровой (Москва). З. И. Рябикина (Краснодар) осветила проблему синхронизации процессов события в ситуации общения. Типы взаимодействия были представлены в докладе В. И. Панова (Москва).
На втором пленарном заседании с докладом, посвященном диагностике и управлению общением, выступила Н. Д. Творогова (Москва). О нейропсихологических, психопатологических и социальных механизмах нарушения перцептивной стороны общения доложила Ж. М. Глозман (Москва). И. Б. Котова (Ставрополь) обратилась к анализу проблемы приватного общения. Т. И. Пашукова (Украина) представила доклад: "Эгоцентризм как свойство Эго - системы и его проявление у субъектов общения", а Р. М. Шамионов (Саратов) привлек внимание присутствующих, рассмотрев общение как сферу и фактор субъективного благополучия личности.
О глубинной семантике межличностного общения говорил в своем докладе Е. А. Доценко (Тюмень), вопрос о детерминации и порождающих эффектах профессионального взаимодействия рассмотрела О. М. Краснорядцева (Томск). "Доверие" - аксиологическая составляющая личностно-развивающего педагогического общения" -тема доклада Т. П. Скрипкиной (Ростов-на-Дону). В заключение второго пленарного заседания с докладом "Общение с человеческим лицом": теоретический конструкт научного самоопределения и его связь с эмпирическим анализом общения" выступила В. А. Лабунская (Ростов-на-Дону).
Во второй день конференции обсуждались проблемы психологии общения на секциях: "Ценности-диалог-общение" (руководители: проф. Н. Л. Карпова (Москва), доцент Г. В. Дьяконов (Кировоград, Украина), доцент Л. И. Рюмшина (Ростов-на-Дону); "Междисциплинарный анализ феноменов общения" (руководители: проф. В. И. Панов (Москва), проф. О. Ю. Михайлова, доцент СТ. Джанерьян (Ростов-на-Дону); "Возрастная психология общения: дети, школьники, студенты как субъекты общения? (руководители:
стр. 132
проф. Т. П. Скрипкина, доцент Л. А. Дикая (Москва); "Проблемы психологии выражения, самораскрытия и влияния в межличностном общении" (руководители: проф. Е. А. Петрова (Москва), доцент И. П. Шкуратова (Ростов- на-Дону); "Психология делового общения" (руководители: прф. И. Г. Акперов, доцент Ж. В. Масликова (Ростов-на-Дону), доцент Л. Н. Ожигова (Краснодар).
Во второй половине дня участники конференции имели возможность познакомиться с современными психологическими технологиями развития личности как субъекта общения, посетив ряд мастер-классов и тренингов- семинаров. Т. А. Шкурко (Ростов-на-Дону) провела мастер-класс "Развитие межличностных отношений методами танцевально-экспрессивного тренинга". Е. В. Могилевская на своем тренинге-семинаре показала методы оптимизации общения матери с ребенком на этапе беременности. Демонстрация научно-документального фильма "Человек может все" была включена в работу мастер-класса "Проблемы и перспективы групповой семейной логопсихотерапии", проведенного НЛ. Карповой. "Экспертиза самоопределения" - так назывался тренинг-семинар А. Л. Ткаченко (Украина).
В вечернее время проходили презентации учебных программ, методов диагностики общения, круглые столы: Т. И. Пашукова продемонстрировала методы диагностики и коррекции эгоцентризма; А. А. Ткаченко представил монографию "Духовно-природная психотерапия (Эсхатологический аспект). Личностная и профессиональная элитарность".
"Круглые столы" "Общение в медицине", организованный проф. Н. Д. Твороговой, доцентами И. Б. Ханиной (Москва), О. К. Труфановой, Д. В. Воронцовым (Ростов-на-Дону), и "Общение, доверие, толерантность" (ведущие: проф. П. Н. Ермаков и Т. П. Скрипкина, доцент И. В. Абакумова, Ростов-на- Дону) вызвали большой интерес у участников конференции. Завершилась работа второго дня конференции лекцией профессора В. А. Шкуратова "Эсхатология общения: из невидимого в несуществующее".
Третий день конференции начался работой секций: "Этнокультурные и тендерные исследования общения" (руководители: проф. В. В. Знаков (Москва), доцент Д. В. Воронцов (Ростов-на-Дону), Ю. А. Менджерицкая (Дортмунд); "Семейное общение: диагностика, коррекция" (руководители: доценты А. И. Тащева, Е. М. Агнаева (Ростов-на-Дону), Т. С. Чуйкова (Уфа); "Компетентное профессиональное общение: теория и практика" (руководители: доценты И. Б. Ханина (Москва), Е. В. Кузнецова (Ростов-на-Дону). Параллельно проводился круглый стол "Общение сквозь призму предпринимательской деятельности", организованный ректором ИУБиП, проф. И. Г. Акперовым, и проф. Т. П. Скрипкиной ,до-центомо Ж. В. Масликовой (Ростов-на-Дону).
После обеда участники конференции посетили мастер-класс Л. И. Рюмшиной (Ростов-на-Дону) "Защита от манипулятивных воздействий", который сопровождался презентацией учебного пособия "манипулятивные приемы в рекламе". В то же время работали тренинги-семинары: "Экология тендерных отношений в организации" (ведущая: Л. Н. Ожигова, Краснодар); "Экспрессия личности: интерпретация и оценка внешнего облика" (ведущие: В. А. Лабунская, Е. В. Белугина, Ростов-на-Дону); "Общение как средство профилактики травматических последствий экстремальных ситуаций" (ведущие: О. С. Васильева, Л. Р. Правдина, Ростов- на-Дону).
На заключительном пленарном заседании с сообщением об итогах секционной работы, круглых столов, мастер-классов и тренингов-семинаров выступили их руководители. Своими впечатлениями о содержании и организации конференции поделились ее участники. А. А. Бодалев отметил высокий научный уровень конференции, широту обсуждаемых проблем. Н. Л. Карпова предложила провести через три года следующую конференцию, посвященную психологии общения.
П. Н. Ермаков, В. А. Лабунская РГУ, Ростов н/Д
стр. 133
Научная жизнь. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ"
Автор: В. В. ГРИЦЕНКО
В сентябре 2003 г. под патронажем Института психологии РАН, Института этнологии и антропологии РАН и Института социологии РАН в Балашовском филиале Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского состоялась международная научная конференция "Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе".
Основная цель конференции - научный обмен информацией о динамике этнопсихологических и социокультурных процессов в изменяющемся мире, обсуждение задач и перспектив развития междисциплинарных связей в исследованиях, проводимых в рамках этнической и кросскультурной психологии, культурологии, социологии, антропологии.
стр. 133
Основные направления работы конференции:
* Актуальные теоретические и практические проблемы этнической и кросскультурной психологии в изменяющемся мире.
* Трансформация этнической идентичности в условиях социальной нестабильности.
* Межэтническая напряженность и толерантность в межличностном и межгрупповом взаимодействии.
* Взаимодействие культуры и личности. Особенности функционирования и воспроизводства культур.
* Роль этноконфессиональных и духовных ценностей в развитии современного общества.
* Маргинальная личность/группа в ракурсе этнической психологии, культурологии, социологии.
* Этнические миграции и проблемы интеграции/аккультурации.
* Социально-психологическая адаптация личности/группы в трансформирующемся мире.
* Этнопсихологические и этнопедагогические аспекты межэтнической коммуникации.
* Этнопсихологические аспекты современной психотерапии.
В работе конференции приняли участие ученые из России, а также стран СНГ и Балтии. К обсуждаемым на ней проблемам проявили интерес не только научные сотрудники, преподаватели вузов, но и учителя, практические психологи, студенты.
Было заслушано 5 пленарных докладов, организована работа 3 секций.
Н. М. Лебедева (Москва) в докладе "Социальный заказ России отечественной этнопсихологии", подчеркивая важность для возрождения России проведения такой конференции именно в российской глубинке, наметила основные направления, на которых должны быть представлены знания, опыт, практические достижения современных психологов.
Первая задача психологов - проанализировать изменения этнической и гражданской идентичности россиян не только за последние 10 - 15 лет, но и на протяжении всего XX века, осмыслить изменения в структуре их ценностных ориентации и в межэтнических отношениях.
Одна из первостепенных задач современной психологии - способствовать формированию в общественном сознании таких ценностей, которые являются базовыми для развития демократического и гражданского общества: в первую очередь личностные ценности, равенства отношений, межличностного доверия. Докладчик подчеркнула, что человеческой природе свойственны универсальные конструктивные позитивные психологические способности, которые нуждаются в развитии и поддержке общества. Это способности: к творчеству, созданию нового; к внутренней включенности в свою деятельность; к автономии и независимости и др. Важными задачами, стоящими перед психологами, является формирование установок на здоровье и здоровый образ жизни, на долгожительство, так как здоровье и социальный оптимизм тесно связаны.
Наличие ясной позитивной коллективной общероссийской, гражданской идентичности - это основа для удовлетворенности жизнью, для экономического и социального развития общества. Поэтому важнейшей задачей является гармонизация межкультурного диалога, введение в образовательную среду практических образовательных программ, направленных на формирование отношения к России как поликультурной стране, чтобы у детей с самого раннего возраста не было этнических предубеждений, чтобы Россия не столкнулась с межнациональными локальными войнами ни внутри ее, ни за ее пределами.
Доклад Е. Н. Резникова (Москва) был посвящен анализу результатов эмпирического исследования структуры ценностных ориентации русских, проживающих на территории Костромской области в городской и сельской местности.
Сравнение ценностей-средств в городе и селе показало, что коллективистские ценности присущи обеим выборкам, но в селе они проявляются ярче. В целом категоричный вывод о преобладании коллективистских или индивидуалистических ценностей сделать невозможно.
И. К. Апине (Рига) в своем докладе "Русские вне России - метаморфозы идентичности" проанализировала этапы формирования новой идентичности русскоязычных в Латвии после развала СССР и охарактеризовала новое состояние идентичности русских, опираясь на результаты последних (2000 - 2003 гг.) социологических исследований.
Как считает автор, обе части латвийского общества (латыши и нелатыши) преодолевают каждая свой тип кризиса идентичности и выходят на новое ее состояние. Для русских - это внутренняя этническая консолидация на базе русского языка и русской культуры, более высокий уровень самоорганизации и культурной активности.
Идентичность современного русского населения характеризует настрой на интеграцию, ассимиляцию, сепарацию, но два ее варианта - полярные. Это уходящая советскость части пожилых людей с невысоким социальным статусом, кото-
стр. 134
рые, очевидно, останутся негражданами. Самая же перспективная - это молодое поколение, образованное, успешно решающее свои личные проблемы, обладающее высоким уровнем самосознания, позитивно настроенное к государству (еврорусские).
Идентичность будущего - транснационализм, считает автор. Выпускники школ национальных меньшинств (украинские, польские, еврейские), возможно, будут иметь гибкие, текучие идентичности, одновременно ощущая связь с Латвией (их родиной) и этническими родинами их родителей.
В. Н. Павленко (Харьков) представила доклад "Развитие толерантности: теоретический и эмпирический аспекты". На основе анализа результатов исследования, выполненного в рамках украинско-австралийского проекта, автор подчеркивает, что общий уровень расовой и этнической толерантности в целом по выборке школьников и студентов Украины (независимо от их этнической принадлежности) достаточно высок, выше среднего; представление о собственной толерантности всегда превышает представление о толерантности других людей; испытуемые настроены более толерантно к расовым и этническим группам, если речь идет о проявлениях интолерантности на поведенческом уровне, несколько меньше - на уровне вербальных проявлений и значительно меньше - на уровне мнений. Иными словами, молодое поколение Украины допускает возможность и считает более правомерным иметь дискриминирующие представления, менее правомерным - выражать их в речи и наиболее предосудительным - вести себя в соответствии с этими представлениями. В докладе был дан анализ возрастной динамики толерантности, показано соотношение между толерантностью и такими психологическими феноменами, как идентичность, агрессивность, локус контроля.
В докладе А. В. Сухарева (Москва) "Основы психологического этнофункционального подхода к психическому развитию, воспитанию и психопрофилактике" освещались преимущества применения авторского подхода для диагностики и коррекции различных психических расстройств и отклонений, а также осуществления процесса воспитания неразрывно во внутренней и внешней среде человека. Этнофункциональный подход является методологией, актуальной для исследования человека в современной культурно-исторической ситуации. Он позволяет осуществлять психопрофилактику психической дезадаптации, а также наркоманий без упоминания о самих наркотиках, ибо нередко такое упоминание и обсуждение с детьми соответствующих ситуаций приводит к возникновению у них интереса к наркотикам.
Этнофункциональный подход продуктивен в целях психологического консультирования в связи с межэтническими конфликтами, поскольку не дает возможности навешивать этнические "ярлыкы" и обеспечивает этническое самоопределение в процессе разрешения конфликтов, обусловленных этнофункциональными рассогласованиями конкретных элементов психики.
На секционном заседании "Актуальные теоретические и практические проблемы этнической и кросскультурной психологии" (сопредседатели Н. М. Лебедева и В. Н. Павленко) активный интерес слушателей вызвал доклад А. П. Татарко (Москва) "Взаимосвязь этнической идентичности и стратегий межкультурного взаимодействия в поликультурных регионах России", в котором докладчик показал влияние таких социально- психологических факторов, как уровень воспринимаемой дискриминации и религиозности, на проявление этнической интолерантности в поликультурных регионах России. В зависимости от характеристик этнической идентичности (валентности и четкости) выделены 4 стратегии межкультурного взаимодействия.
На конференции был заслушан и обсужден ряд докладов, посвященных проблемам аккультурации этнических мигрантов и адаптации вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья в различных регионах РФ.
Л. В. Миллер (Москва) в докладе "Особенности каузальной атрибуции и поведения в конфликтной неопределенной ситуации" рассказала о взаимосвязи характера каузальной атрибуции со степенью адаптированности личности на межличностном и межгрупповом уровнях, с такими личностными характеристиками, как нейротизм, доброжелательность, эскапизм, интернальность и др.
Э. А. Ахмадуллина (Казань) на примере изучения особенностей мотивационной сферы личности эмигрантов - бывших граждан России, а теперь жителей Англии показала изменения, происходящие в мотивационно- ценностной сфере личности эмигрантов в процессе аккультурации.
В. В. Константинов (Пенза) сообщил о существовании взаимосвязи между успешностью социально-психологической адаптации и типом поселения (диффузный или компактный) вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья в Пензенской и Ульяновской областях.
В докладах Т. П. Дурасановой и И. В. Тулушевой (Балашов) на материале взрослой и подростковой выборок подробно освещались представления жителей г. Балашова о проблемах миграции и самих мигрантах.
Доклад П. Я. Шустовой (Балашов) был посвящен анализу основных результатов исследования
стр. 135
адаптации детей вынужденных мигрантов и беженцев из стран ближнего зарубежья в Саратовской области. Прослежена взаимосвязь уровня удовлетворенности различными сферами жизнедеятельности и реальной и перспективной адаптации. Проанализированы условия, способствующие вхождению детей российских переселенцев в новое сообщество. Дан сравнительный анализ социально-психологической адаптации детей коренных жителей и детей российских переселенцев.
О. Я. Емельянова (Воронеж) рассмотрела психолого-педагогические аспекты решения проблем мигрантов (на примере Воронежской области), подчеркнув необходимость создания практических программ по реабилитации и адаптации, интеллектуальному развитию, ускорению обучения детей вынужденных переселенцев, в том числе из Чеченской республики.
Т. Н. Смотрова (Балашов) проанализировала ценностные ориентации представителей азербайджанского, армянского и чеченского этносов, проживающих на территории Саратовской области.
В докладе Е. А. Земсковой (Балашов) была представлена попытка анализа причин кавказофобии в российском обществе.
Доклады философов А. Г. Догалакова (Балашов) "Геополитические истины и судьба русского этноса", В. В. Филатова (Балашов) "Национальная идея как фактор направленного этногенеза" и В. В. Чебана (Балашов) "Национальная воронка..." вызвали оживленную дискуссию о судьбе России и русского народа, роли этнических миграций в изменении демографической ситуации в стране, о новых формах национальной идеологии и воспитания патриотизма.
Й. Мардоса (Вильнюс) на материале религиозного праздника "атлайдай" (в переводе означает "отпуск") в Литве показал роль этноконфессиональных и духовных ценностей в укреплении семейных традиций, воспитании патриотизма и позитивной гражданской идентичности.
И. А. Красилышков (Саратов) представил разработанную в соавторстве с Р. Х. Тугушевым методику для диагностики самоотношения личности при конфликте в диаде "уверенность-неуверенность" в себе, которая может быть также успешно применена в этнических группах для диагностики межэтнической напряженности и нестабильности.
Т. В. Платонова (Балашов) в докладе "Усадьба как среда бытования провинциального дворянина" раскрыла социально-культурные и психологические особенности усадебного мира конца XVIII - начала XIX вв., показала истоки зарождения и формирования других социально-культурных сред на территории Саратовской губернии.
Е. А. Юрьева (Харьков) в докладе "Этнопедагогика в подготовке учителей начальных классов" поставила вопрос о значимости гражданского воспитания в полиэтничных регионах, о необходимости расширения этнопсихологических знаний и умений для снятия негативного отношения и предубеждений учителей к детям, принадлежащим к иным этносам.
Главными темами дискуссии, вызванной докладом Е. А. Юрьевой, стали предмет этнопедагогики, формы подготовки педагогов к поликультурному образованию и воспитанию, соотношение понятий "народная педагогика", "этнопедагогика", "этнопсихология".
В завершении работы секции "Взаимодействие личности и культуры" Е. Н. Резниковым и А. В. Сухаревым (Москва) был проведен краткий опрос студентов Балашовского филиала Саратовского госуниверситета, также принимавших активное участие в работе секционных заседаний, в целях выявления их отношения к обсуждаемым проблемам и научных интересов.
В ходе работы конференции был осуществлен обмен информацией на различных уровнях, обнаружены новые возможности для дальнейших взаимодействий между учеными разных дисциплин и стран, скорректированы некоторые темы научных теоретико-практических исследований.
К открытию конференции был выпущен сборник "Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Международной научной конференции" / Отв. ред. В. В. Гриценко. Балашов: Изд-во "Николаев", 2003. 404 с.
В. В. Гриценко, доктор психол. наук, председатель оргкомитета конференции, г. Балашов
стр. 136