Наши юбиляры. диана борисовна богоявленская

Автор:

Диана Борисовна Богоявленская - известный психолог, один из ведущих исследователей в области психологии творчества и одаренности. Ею разработано новое направление, объединившее молодых и зрелых ученых, увлеченных не только перспективами изучения проблемы творчества, но и ее научной страстью и одержимостью.

В 1958 г. Богоявленская закончила МГУ по двум факультетам: философскому и психологическому. После нескольких лет работы в институтах им. Вишневского и проблем передачи информации она заканчивает аспирантуру Института психологии АПН СССР, в котором остается и работает по сей день.

С 1990 г. по настоящее время заведует лабораторией диагностики творчества ПИ РАО. Ее энтузиазм исследователя, высокий профессионализм привлекает молодежь - дипломников и аспирантов, которых она пестует с материнской любовью. Руководимая ею лаборатория диагностики творчества ПИ РАО, как ее дом и сердце открыты для всех, страстно и трепетно относящихся к науке. Она - автор около 200 научных работ, отражающих результаты 30-летних лонгитюдных исследований, трех книг, в том числе "Психология творческих способностей" (2002). Ее монография "Интеллектуальная активность как проблема творчества" уже 30 лет служит настольной книгой для психологов, интересующихся проблемой творчества.

Богоявленской разработано научное направление в области психологии творчества и одаренности, в рамках которой построена новая модель психологического эксперимента. Эта модель в виде большого ряда однотипных задач создавала возможность более полной имитации реальной деятельности, жизненной ситуации, а следовательно, позволяла подойти к исследованию тех феноменов, которые не могли быть обнаружены традиционными методами. Данная система открывала возможность исследования мышления уже за пределами решения исходной задачи, позволила впервые осуществить экспериментальное исследование "спонтанных открытий", не связанных прямо только с решением проблемной ситуации, поскольку схватывается смена самого предмета мыслительного анализа. Выход на "непредвиденные" открытия, новые закономерности, обнаружения которых не требуется для решения предъявляемых задач, задает новый слой деятельности, который представлен имплицитно. Он обнаруживает себя лишь в результате проявленной интеллектуальной активности (ИА). Именно действие, теряющее форму ответа - его результат шире, чем исходная цель - рассматривается ею в качестве творческого действия.

Новая модель эксперимента позволила построить ряд методик, образующих метод, условно названный "Креативное поле" (1969). Благодаря ему можно адекватно идентифицировать творческие способности и одаренность, что позволяет более эффективно осуществлять работу по их развитию и реализовывать индивидуализацию образования. Валидность метода была доказана на выборке более 7,5 тыс. испытуемых в течение 30 лет.

Метод позволяет объективно фиксировать момент выхода во второй слой - в "непредзаданное", т.е. момент развития деятельности по инициативе самого субъекта. Оно не объяснимо лишь проявлением интеллекта, а отражает нравственную интенцию. Это "сплав" способностей и структуры личности, где абстракция одной из сторон невозможна. Это означает, что внешне не стимулированный выход во второй слой не является результатом произвола, а отражает то, что отношение человека к внешнему миру опосредуется богатством его внутреннего мира.

Богоявленская эту способность полагает в качестве единицы анализа творчества. На ее основе как едином критерии проведена классификация всей феноменологии творчества и в соответствии с уровнями ИА построена его типология.

Рассмотрение творчества как не стимулированной деятельности, в определенном смысле представляет новую систему координат в изучении данной проблематики. "Не стимулированная деятельность" - это не только прямая альтернатива бихевиаристским тенденциям в науке, но представлениям о творчестве как адаптивной деятельности, это уход от дарвиновской парадигмы "организм - среда" к рассмотрению человека как субъекта деятельности. Действительно, "самочинное" развитие деятельности, совершаемое вне утилитарной потребности, по своей воле, свободному выбору, - это и есть проявление подлинного субъекта деятельности. Таким образом, творчество - это реализация и становление родовой сущности человека.

Разработкой этого направления Богоявленская занималась все последующие голы. В ее докторской диссертации "Психологические основы

стр. 116

интеллектуальной активности" (1988г.) представлены исследования функции, структуры и генезиса исследуемого феномена, которые изучены вместе с учениками в срезовых и лонгитюдных исследованиях в течение 30 лет.

Постоянно подчеркивая свою принадлежность к школе Рубинштейна, Богоявленская далее развивает одно из значимых положений его теории: рассмотрения мышления как процесса и как деятельности. Экспериментальные исследования этой школы ограничивались рассмотрением мышления как процесса. Метод Богоявленской, включив "отношение человека к миру" в исследование самого процесса мышления, позволил перейти к экспериментальному исследованию мышления как деятельности и понять логику развития самого процесса.

Разработанный ею подход был положен в основу отечественной теории, отмеченной государственной премией Президента в области образования 1999 г. Исходная теоретико-методическая позиция реализуется в работе в учреждениях образования. Д. Б. Богоявленской ведется работа по повышению профессиональной подготовки кадров. Она - научный руководитель экспериментальных площадок. В системе образования ее высоко ценят как выдающегося ученого-теоретика, участвующего в разработке проблем народного образования. При ее непосредственном участии и руководстве научно-исследовательская лаборатория комплексной диагностики, созданная при УВК N 7619 превратилась в коллектив, способный успешно решать задачи, связанные с диагностикой, коррекцией и профилактикой отклонений в развитии детей.

Богоявленская является ответственным редактором ряда научных трудов, в частности, 8-ми томов Ежегодника РПО. Под ее редакцией издано семь сборников по проблемам творчества и одаренности. Она - член редколлегии ряда научных журналов, член спецсоветов ПИ РАО и МПГУ.

С 1997 г. Диана Борисовна - член, а затем зам. председателя координационного совета Президентской программы "Одаренные дети". Она фактически стала руководителем работы коллектива по разработке отечественной концепции одаренности. Под ее руководством защищено 12 кандидатских диссертаций и 40 дипломных работ в МГУ и МПГУ; разработан авторский курс по психологии творческих способностей, который читается в ведущих вузах страны.

С 1989 г. Богоявленская избирается действительным членом Российских Академий: естественных наук, менежмента в образовании и культуре и Международных академий: творчества, психологических наук.

Увлеченный исследователь, Д. Б. Богоявленская - крупный организатор науки. С 1990 г. она - председатель Московского отделения Российского психологического общества, с 1996 г. - член Президиума координационного совета РПО. Как руководитель Московского Общества Психологов она много делает для развития российской науки в трудное для нее время, объединяя психологов Москвы и других регионов для продуктивного обсуждения и решения животрепещущих проблем практики, фундаментальной науки, истории психологии. Только за последние три года по ее инициативе и под председательством проведены две международные конференции по рабочей концепция одаренности в Самаре ив Воронеже, две конференции молодых ученых, юбилейная сессия (115-летие) Московского Общества Психологов; разработаны и реализованы программы двух Всероссийских конференций РПО (1996, 2002). Признана она и за рубежом - названа американской Биографической академией "Выдающейся женщиной 2001 года".

За научные достижения и их реализацию в практику Д. Б. Богоявленская награждена многими медалями, в том числе им. К. Д. Ушинского (1998), Почетным знаком имени "Петра Великого" за достижения в социальном образовании (2001). Она - лауреат премии федеральной целевой программы, президентской программы "Дети России" за особый вклад в работу с одаренными детьми.

Д. Б. Богоявленская - образец преданного и бескорыстного служения науке. Те, кому довелось ближе узнать ее, любят ее как надежного и преданного друга, как чуткого, открытого и отзывчивого человека, умеющего не только сострадать, но и прийти на помощь в трудную минуту и, что не менее важно, радоваться чужим успехам и удачам. Наше признание было бы неполным, если бы мы не сказали, что при всей ее научной одержимости и огромном объеме работы она остается обаятельной женщиной вне возраста.

Редакция и редколлегия "Психологического журнала", друзья и коллеги сердечно поздравляют Диану Борисовну с юбилеем и желают ей здоровья, счастья и творческого долголетия на благо психологической науки.

стр. 117

Наши рекомендации