Теория социальной работы в первой половине XX в.
В исследованиях М. Ричмонд, В. Робинсон, О. Ранк,
Г. Гамильтон, Ф. Бистека
В теоретических исследованиях М. Ричмонд описывает методы индивидуальной работы с нуждающимися. В своем исследовании она опирается на теорию психоанализа З. Фрейда. Она подготовила большой труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Ричманд считает, что в первую очередь следует изменить негативное социальное окружение людей, испытывающих бедность и нищету. В начале XX в. получает распространение идеология индивидуального подхода к нуждам клиентов, которая охватывает отдельные области социальной работы: медицинскую, консультирование, проблемы пенологии (наказание в тюрьмах), детского попечительства.
Складываются принципы индивидуальной работы:
1. Неумение человека приспособиться к окружающей среде в результате экономических и социальных факторов.
2. При объяснении социальных явлений использовать биологические и интеллектуальные возможности.
3. Независимо от социального статуса все люди достойны уважения.
4. Исследовать все стороны жизни клиента: социальные, экономические, семейные, интеллектуальные.
5. При работе с клиентом использовать дружеские отношения.
6. После установления диагноза социальный работник составляет план лечения и знакомит с ним клиента. В основе взаимоотношений должны лежать доброта и дружелюбие.
В 1917 г. выходит книга М. Ричмонд «Социальные диагнозы», в которой рассматриваются теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы. В теорию социальной работы Ричманд вводит термины из медицинской практики: «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением. Позже данная модель социальной работы будет обозначена как «медицинская модель» индивидуальной работы. М. Ричмонд называет социальную работу искусством помощи. М. Ричмонд вводит термин «интервенция» – т.е. вмешательство со стороны социального работника, а также «директивное» и «недирективное лечение». «Директивное лечение» включает доверительные отношения между социальным работником и клиентом: применяются внушение, убеждение, дискуссии. «Недирективное лечение» – процесс помощи на изменение среды обитания.
М. Ричмонд выводит основные этапы интервенции:
1) получение информации;
2) диагноз (состояние социального отклонения);
3) прогноз (перспектива улучшения);
4) лечение (оказание помощи клиенту);
Ричмонд осуществляет переход к методам социально-психологического воздействия. Описывает процесс взаимодействия социального работника и клиента. «Социальные диагнозы» ознаменовали новую эру в развитии индивидуальной социальной работы.
Грейс Мейкус через 20 лет после публикации этой книги писал, что исследования М. Ричмонд явились выдающейся школой.
С 1921-1930 гг. в теории и практике социальной работы применяются концепции бихевиористской школы, фрейдисткой и школы Юнга. Психоанализ расширил представление о диагнозе и предложил научный метод изучения не только личности, но и социальных отклонений.
В процессе социальной помощи выделяются интерактивные элементы:
1) использование ресурсов;
2) помощь клиенту в осознании его проблем;
3) помощь клиенту в развитии способности работать на свои внешние социальные программы.
С 1922 г. М. Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», принципы взаимодействия социального работника и клиента. Ричмонд называет «принципами ментальной гигиены» следующие требования:
1) симпатизировать клиенту;
2) отдавать ему предпочтение;
3) поощрять его;
4) совместно с ним строить ясные планы действий.
Ричмонд заложила основы школы социальной работы, которая получила название – «диагностическая школа».
В. Робинсон в индивидуальной работе за основу берет не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта. Особое место уделяется прошлому опыту клиента, его детским переживаниям и ценностям.
О. Ранк и Дж. Тафт представили «функциональную школу социальной работы», отталкиваясь от учения Фрейда, они считали, что кризисное состояние личности вызывают родовые травмы. Функциональная школа в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента, причем основная цель в том, чтобы клиент осознал и принял помощь, тогда социальный работник и клиент становятся партнерами и несут равную ответственность.
В 1928 г. на Милфордской конференции социальных работников были определены основные аспекты социальной работы:
1. Знание типичных отклонений от норм социальной жизни.
2. Знание норм человеческого общения.
3. Подробное ознакомление с условиями жизни человека, попавшего в затруднительное положение.
4. Применение общепринятых методов помощи людям, нуждающимся в социальной поддержке.
5. Использование ресурсов местной общины в социальном лечении.
6. Применение научных знаний и опыта в индивидуальном подходе.
7. Философия индивидуального подхода в социальной работе.
В 1930-1945 гг. формируются подходы к групповой социальной работе. Г. Гамильтон расширяет понятие «диагноз», складывается ситуационный подход, включающий предвидение и психологическую поддержку.
Предвидение – это осознание и понимание клиентом своих трудностей, что помогает социальному работнику эффективно вмешиваться в ситуацию.
Психологическая поддержка – помощь в обретении клиентом уверенности.
В 1945-1960 гг. Ф. Бистек определяет основные принципы взаимодействия социального работника и клиента:
1) индивидуализация;
2) открытость в выражении чувств;
3) конфиденциальность.
Харис Перлман на основе диагностической и функциональной школы социальной работы предложила новую модель индивидуальной работы – «метод решения проблем», включающий понятия: место, проблема, процесс, ресурсы.
Процесс осуществляется через определенные целенаправленные действия. Процесс взаимодействия социального работника и клиента включает следующие процедуры:
1) идентификация проблем клиента и событий, которые её вызвали;
2) убеждение клиента и социального работника в правильности понимания проблемы;
3) сбор и анализ информации;
4) составление плана взаимодействия и его реализация.
В 1961-1970 гг. складываются международные школы по проблемам теории социальной работы.
Например, в Германии социальная работа является активной составной частью социальной системы ФРГ. Социальная работа носит многоуровневый характер – приватный (частный) уровень, «добровольно-общественный» (благотворительные общества), «коммунальный» (местный) и государственный.
В 60-е гг. развернулась дискуссия о реальном вкладе социальной работы в общественную жизнь.
В США теория социальной работы развивается по трем направлениям:
1) теория развития традиционных методов;
2) развитие комплексного подхода, объединяющего теорию и практику в единую систему;
3) разработка подходов к специфическим группам клиентов.
Ф. Холлис и Р. Смолли предложили «концепцию приближения», выделив следующие теоретические концепты: оценка, личность в ситуации, процесс, «интервенция» (вмешательство).