Перегрузка каналов восприятия
Одной из НЛП-техник является перегрузка каналов восприятия адресата воздействия. В период предвыборной кампании глаза обывателя не могут найти свободного от агитации места.
В его уши непрерывно вторгается информация от всех участников действа.
Почтовый ящик несчастного избирателя несколько раз в день загружается рекламным мусором от кандидатов. В результате перекупки общественные организации резко изменяют свою политическую ориентацию. То же делают и сами кандидаты исходя из сложившейся конъюнктуры избирательских предпочтений.
Для того чтобы понравиться избирателям, некоторые кандидаты идут на все, вплоть до хирургических операций по коррекции внешности.
Речевые уловки
Вот лишь некоторые советы НЛП-технологов для воздействия на подсознание слушателей:
1) используй слова, которые легко «представить», - у избирателя в голове должен родиться образ; к примеру, не говори «человек», уточни: «старик», «ребенок»;
2) прибегай к перемене интонации: в конце фразы понижай голос - это создаст эффект доверительности;
3) воздействуй на избирателя звукосочетаниями - это считается высшим пилотажем.
К примеру, звук «у» ассоциируется с чем-то большим, значительным, звук «и» - с маленьким звук «а» воспринимается как проявление уверенности, напора, а «о» - как бы расслабляет (к «окающим» людям у нас возникает доброжелательное отношение).
Неблагоприятное впечатление производят словосочетания СНГ, СПС, ЛДПР, не содержащие гласных букв. Другое дело ЕР («Единая Россия»).
Фон действия
Кроме слов, на подсознание влияют и определенные символы. Например, слоган Александра Лебедя «Есть такой человек - и ты его знаешь» произносился на фоне встающего солнца и широкой реки - самых значительных национальных символов для отечественного электората.
Для «охмурения» избирателя рекомендуется также использовать чистое поле (символ свободы), дорогу (но не асфальтированную) –
символ перемен, дом (символ тепла и единства), дерево (лучше березу) - символ женщины.
Введение в транс
С помощью специальных «ключевых» словечек или образов людей можно ввести в состояние транса, который они не осознают. Например, политик показывает с телеэкрана свои детские и школьные фотографии, мило рассказывая какие-то детальки. Умиляясь, мы развешиваем уши и перестаем обращать внимание на реальное поведение этого человека сегодня.
Тут нас, «тепленьких», И программируют. Сделать это можно, превращая планируемый результат в магическую формулу. Помните, перед референдумом избирателей призывали написать в бюллетенях «Да», «Да», «Нет», «Да»? А теперь попробуйте восстановить, на какие вопросы требовались эти ответы? Не помните. А последовательность «Да- Да - Нет - Да» запомнилась. Вот так и построено программирование поведения.
Эксплуатация внушающих возможностей языка
Исследования особенностей политической рекламы выявили приемы манипулирования избирателями, использующие суггестивные (внушающие) возможности языка. В частности, в работе Ю. Лисовой анализируются рекламные материалы и выступления региональных политических лидеров, баллотировавшихся по избирательным округам Ивановской области на выборах в 1999-2004 годах:
«В соответствии со структурой человеческой психики выделены рациональная, эмоциональная и волевая стороны языковой манипуляции в политической рекламе. Ориентация на рациональное начало формирует определенные представления человека об окружающей действительности. Для этих целей в региональной практике чаще всего используются методы построения ассоциаций, обобщения, ссылка на авторитет, избыточные сообщения, предложение нескольких вариантов поведения, конкретизация субъектов и объектов коммуникации. Для активизации мыслительных процессов в текстах также употребляются кавычки, многоточие, скобки.
Воздействие на эмоции электората осуществляется с помощью конструкций возможности и долженствования, негативных
утверждений, афоризмов, сравнительных степеней прилагательных, неопределенных обозначений, предикативной связи. В ходе анализа текстов выявлено, что для· повышения мотивации политического выбора используются как примитивные (страх, гнев, радость), так и высокие чувства (гордость, патриотизм, справедливость, любовь). Для вербального заражения применяются: личное обращение к избирателю, игра слов, эмоционально-экспрессивная лексика».
Влияние на волевые компоненты сознания направлено на эксплуатацию ценностей и желаний регионального социума. Применение языковых символов и стереотипов привлекает внимание и усиливает коммуникативные свойства письменных и устных сообщений.
Язык и стиль распространяемых листовок просты, легко и ясно понимаемы с первого прочтения. Из текстов намеренно исключены сложные слова и обороты, специальные термины, диалекты. Подобные конструкции свидетельствуют об ориентированности текстов на аудиторию с невысоким уровнем образования и культуры.
Анализ манипулятивных возможностей композиции и дизайна текстов политической рекламы показал, что составные части текста (заголовок, подзаголовок, иллюстрации, лозунги), как правило, комбинируются таким образом, чтобы контролировать движение глаз, соблюдать необходимую иерархию, привлекать внимание к отдельным компонентам. Для этого используется необычный шрифт, цветовыделение, стихотворная форма подачи информации и т. д.
Выявлено, что эмоциональная окрашенность текстов создает благоприятную психологическую атмосферу и обеспечивает доверие адресата предоставленному материалу. Информационная избыточность сообщения снижает уровень критичности сознания и отвлекает электорат от поиска других вариантов поведения. Отождествление кандидата со своим электоратом предопределяет симпатию к нему, а создание «образа врага» возможное негативное отношение к его оппоненту. Обращение к национальным, культурным и религиозным символам формирует податливость адресата к воздействию и обеспечивает желаемое его поведение. Комплексность и последовательность в использовании различных методов языкового манипулировани
усиливают зависимость мышления и поведения электората от воли манипуляторов [Лисова].