Тема 1. Предмет психологии общения. Процесс коммуникации, его участники. Обратная связь в процессах коммуникации. Виды общения.
Для студентов 3 курса отделения психологии ИМЭМ
Автор-составитель доц. Н.В Сапрыгина
Содержание методических рекомендацій.Предложено изложение тем, вызывающих трудности у студентов. Представлены вопросы и задания для практических занятий. Приведены тестовые задания для контроля усвоения знаний студентами, используемые на практических занятиях и в домашних заданиях. Приведен список учебной литературы и литературы для выполнения самостоятельной работы.
Тематический план курса
Тема 1.Общение как феномен. Предмет психологии общения. Междисциплинарность изучения общения. Сущность общения. Роль общения в развитии личности и общества. Общение и коммуникация. Три стороны общения.
Тема 2.Исследование проблем общения отечественными и зарубежными психологами. Виды и функции общения.
Тема 3.Коммуникативнаяпроблематика в общении: зависимость общения от особенностей передаваемых коммуникантами сигналов. Кодирование и декодирование, семантика слов, содержание и смысл сообщения.
Тема 4.Признакисообщения (текста). Постулаты коммуникации. Подтекст.
Тема 5.Взаимосвязь языка и мышления. Речевая деятельность. Языковая способность. Освоение языковых навыков детьми в онтогенезе. Языковые навыки детей, находившихся в условиях социальной депривации.
Тема 6.Психологический феномен понимания. Понимание в общении. Понимание сообщения (текста). Понимание личности коммуниканта.
Тема 7.Социальная перцепция. Восприятие и интерпретация невербальных сигналов собеседника.
Тема 8.Интерактивная сторона общения. Трансактный анализ.Анализ конкретных ситуаций общения.
Тема 9.Особенности конкурентного взаимодействия в общении. Агрессивное и манипулятивное общение.
Тема 10. Особенности и приёмы эффективного общения.
Краткое изложение некоторых тем курса, вызывающих трудности в изучении
Тема 1. Предмет психологии общения. Процесс коммуникации, его участники. Обратная связь в процессах коммуникации. Виды общения.
Коммуникативный процесс –процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией
Обратная связь (англ. feedback — «обратное питание») — в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие.
Обратная связь – осознанный ответ автору действия или поступка для их регуляции.
В теории коммуникации под обратной связью понимают ответную реакцию получателя на сообщение источника. При обратной связи коммуникация становится двусторонним процессом, позволяя обеим сторонам корректировать свои цели и своё поведение по отношению друг к другу.
Обратная связь в ходе социальной коммуникации отлична от аналогичных процессов в автоматических системах, так как ответная реакция получателя не может быть предсказана со 100%-ой точностью.
Коммуникация.Английское слово communication происходит от латинского communicatio, которое в свою очередь происходит от латинского слова communis, что значит «общий».
Русское слово «общение» также происходит от слова «общий». Украинское слово «спілкування» происходит от слова спілка – союз, сообщество (при переводе с латыни использована калька: переведен корень commun – и суффикс -icatio). При общении используется общее и создаётся общее. Общим может быть принадлежность коммуникантов к одной социальной среде, группе, культуре, которая отражается в знании языка. Для общения необходимо, чтобы коммуниканты владели общим языком.
Следовательно, общение – это то, что делает людей общими, соединяет в сообщество. Раньше было выражение «сообщаться между собой» – связываться для передачи информации и ответа.
Обычно на вопрос, что такое общение, отвечают: «Это передача информации». Но общение шире, чем передача информации. Это и ответ собеседника на переданную информацию (обратная связь), и требование информации (вопрос), и восприятие коммуникантами друг друга, узнавание об эмоциях собеседников, понимание информации и понимание собеседника. Наконец, использование общения в каких-то целях: организация деятельности, достижение предметной цели, влияние на коммуниканта, использование его для помощи или манипуляции (обмана), создание впечатления, имиджа, эстетическое воздействие.
У общения есть положительные и отрицательные функции. Это сплочение людей или их разъединение по признаку свой/чужой, демонстрация власти, подавление другого, создание у него высокой/низкой самооценки, демонстрация агрессивности/доброжелательности, разрядка эмоций, создание и разрешение конфликта, причинение морального ущерба и похвала, возвеличивание, создание кумиров, белый и чёрный пиар и т.д.
Если добавить, что существует ещё и автокоммуникация, когда человек общается с самим собой (думает, приказывает себе, ругает, анализирует себя и.т.д.), то получается, что ни одна сфера жизни человека не обходится без общения.
Диалог из 90-х годов. Женщина остановилась у палатки с одеждой. Спросила, сколько стоит кофточка. Получила ответ. Следующая реплика продавщицы: «Чего вы стоите здесь! Не будете брать – проходите». Продавщица сорвала на покупательнице дурное настроение, вызванное отсутствием покупателей. Здесь главное правило: не отвечать на таких же высоких тонах (хотя очень хочется, так как происходит эмоциональное заражение). Уйти от темы. Отвлечься на нейтральную тему: «Сердиться не стоит: погода хорошая».
Основные формы общения: диалог и монолог. Диалог – древнейшая, первоначальная форма общения. Реплики в диалоге один начинает, другой заканчивает, то есть сообщение создаётся двумя коммуникантами совместно. Монолог – форма общения во многом искусственная. Это может быть речь одного человека устная, письменная, речь про себя, характерно, что длинная, не перебиваемая. Для того, чтобы выслушать (прочитать) длинное сообщение, создаются особые условия. Предполагается, что тот, кто монологизирует, знает больше и обладает авторитетом. Правильно построенный монолог должен быть включён в диалогическое общение. Монологизирующий учитывает реакции собеседников и их предполагаемые вопросы. Но иногда монологизирующий не понимает собеседника или не хочет его слышать. Не замечает, как его перестают слушать, не отзывается на важные сигналы собеседников (психологическая глухота).
Поговорка: «Я ему про Фому, а он мне про Ерёму».
Общение вербальное и невербальное.
Информацию можно передавать при помощи языка, а можно без языка. Во втором случае это мимика и жесты. Иногда включаются паралингвистические средства (околоязыковые, помимо языка, но вместе с языком): необычные интонации, придыхания, вздохи, необычный ритм речи, покашливания, мычание.
Вербальные и невербальные сигналы предназначены для разной информации: язык – для точной информации о реальности, невербальная сигнализация – для выражения отношения к этой информации – эмоций, оценок, для самораскрытия собеседника.
В некоторых культурах накладывается запрет на интенсивную жестикуляцию: в России до 17 года в культурных кругах, в Японии. Считалось, что помогать языку руками не нужно: культурный человек всё может выразить словами. Сейчас некоторое количество жестов допускается. Жест-конфликтоген: указательный палец, направленный на человека. Его следует избегать категорически. Если не можете обойтись без указания на другого человека, показывайте на него ладонью.
В других культурах – в Италии, Испании – собеседники усиленно жестикулируют, и это считается нормальным.
Классификация жестов
Иллюстративные – что-то изображают, как бы рисуют.
Ритмические – повторяются с периодической правильностью, подчёркивают настойчивость говорящего.
Манипулятивные (не путать с манипуляцией как способом обмана собеседника) – прикосновения к своему телу или предметам на теле (накручивает прядь волос на палец, теребит серёжку) с целью успокоиться, взять себя в руки.
Символические (эмблематические) – переводятся при помощи фраз. Например, вращение указательного пальца возле виска – означает, что говорящий считает человека, о котором говорят, глупцом. В разных культурах могут быть различия в эмблематических жестах. Так, для обозначения глупости русский крутит у виска указательный палец, француз приставляет ребро ладони к виску и начинает сгибать и разгибать все пальцы сразу. У нас останавливают такси поднятой рукой, на Западе – опущенной вниз.
Жесты адаптаторы, регуляторы, афоректоры - регулируют изображение эмоций.
Для понимания собеседниками друг друга необходима общая база знаний – пресуппозиции (А.Вежбицкая). Общими должны быть информационное поле, поле восприятия (возможность получить сообщение).
Индивиды, участвующие в коммуникации, называются: коммуниканты (коммуникант-1. коммуникант-2 и т.д.). Исходя из того, кто посылает сообщение и кто его принимает, принято выделять лицо, которое создаёт сообщение. Его называют продуцент. Получателя сообщения называют реципиент. Иначе продуцента называют адресант, а получателя – адресат. Также, в основном в устной коммуникации, выделяют говорящего и слушающего.
Основной формой коммуникации, как уже сказано, является диалог. В диалоге коммуниканты меняются местами. Когда адресат отвечает на сообщение, он становится адресантом, продуцентом, коммуникантом-1.
Выделяют индивидуальное (межличностное) общение и групповое (массовое) (Г. Андреева). Во втором случае адресатом выступает не один человек, а группа.
Коммуникация выделяется как особый вид деятельности (А.А. Леонтьев), но также рассматривается как составляющая других видов деятельности, поскольку помогает решать задачи, возникшие вне коммуникации, в ситуациях с мотивами, целями, лежащими за пределами ситуации общения. По этой причине, поскольку коммуникация обслуживает ситуации с внекоммуникативными проблемами, изучение коммуникации как самостоятельной деятельности бывает затруднено.
Б.Ф. Ломов предполагал, что изучение коммуникации следует проводить на нескольких уровнях.
1) Макроуровень. Общение индивида с людьми рассматривается как важнейшая сторона его жизни. Акцент делается на анализе психического развития индивида и взаимодействии его с другими людьми. Изучение коммуникации индивида здесь сопоставимо с изучением личностного развития.
2) Мезоуровень. Главный акцент делается на содержании общения: в каких ситуациях и с какой целью. Анализируются используемые средства общения, передаваемые идеи, переживания.
3) Микроуровень. Акцент на анализе единиц общения и коммуникативных актов (трансакций). Главное – взаимодействующая группа (связка) сообщений, предполагающая изменение позиции собеседника или ситуации. Каков ответ, какая следует реакция?
Средством общения являются естественный язык и сходные с ним знаковые системы. К последним принадлежат искусственные языки, паралингвистические средства (жесты, интонации и др. способы передачи информации, сопровождающие общение), а также символы, образы, метафоры, ритмика, композиция и другие способы подачи информации в искусстве.
Цели коммуникации: 1) передача информации, 2) волеизъявление и 3) воздействие (влияние).
Передача информации традиционно считалась основной функцией коммуникации. В этом качестве изучалось содержание сообщения с помощью филологических и герменевтических подходов. Идеалом коммуникации при передаче информации считается понимание её реципиентом.
Под воздействием понимается сообщение с целью: 1) изменения эмоционального состояния собеседника 2) изменения ценностных систем собеседника, 3) изменения его поведения (А.А. Леонтьев). В отличие от волеизъявления, воздействие не содержит прямой команды или просьбы.
Целью эмоционального влияния на собеседника может быть:
– стремление вызвать эмпатию, сопереживание: передать такое же эмоциональное состояние, какое испытывает адресант (если я печалюсь, то хочу, чтобы собеседник тоже загрустил),
– стремление вызвать эмоциональное состояние, несходное с состоянием адресанта (если передаётся угроза, то её цель – вызвать страх; а адресант не собирается испытывать страх, наоборот – ваш страх вызовет у него радость).
Изменение ценностных систем адресата достигается путём :
– логического убеждения – рассуждений, доказательств и раскрытия их связей с темой сообщения,
– аргументов «к человеку» – к чувствам, к тому, что дорого, ненависть, к тому. Что должно вызвать возмущение и т. д. Называние родины Матерью, возмущение против гибели детей в войнах. Разделение военных кампаний на наступательные (несправедливые) и оборонительные (справедливые). Примеры несправедливой жестокости где-либо и др.
Тема 3. Коммуникативная сторона общения. Постулаты коммуникации.
Постулаты впервые сформулировали независимо друг от друга Ревзины и Грайс. Имеются в виду правила построения сообщений в монологах и диалогах. Эти правила чётко действуют в эффективной коммуникации, но не были сформулированы. Их нарушение воспринимается коммуникантом как шутка, глупость, абсурд, оскорбление.
Постулат истинности. Сообщение должно соответствовать некоей реальности, объективной или субъективной.
Постулат информативности. Сообщения не должны передавать общеизвестное, а должны быть интересным для коммуникантов, значит, передавать новое, связанное с их потребностями в знании. В то же время не должно грешить лишними подробностями.
Постулат тождества. Партнёры должны быть уверены, что говорят об одном и том же.
Постулат общей памяти.Коммуниканты должны помнить, о чём говорилось раньше в данном разговоре
Постулат целесообразности. У сообщения должна быть цель или несколько взаимосвязанных целей.
Постулат мотивированности. Комуникант не должен говорить бессмысленности, когда его намерение не соответствует сказанному. У человека должна быть причина, почему он говорит то или другое. Сообщения без мотивации порождают психически больные.
Постулат семантической связности. Коммуниканты не должны говорить бессмыслицу, использовать несочетаемые понятия (Кефир рекомендуется для желудка, почек, аппендицита и апофеоза).
Рассмотрите следующие примеры и определите, какие постулаты в них нарушены.
Сидят две птички. Особенно левая.
Ехала деревня мимо мужика. А из-под собаки лают ворота.
Миша не поступил в консерваторию. – Миша живёт за границей. Он учится на психолога. – О каком Мише ты говоришь? – О Мише, Серёжином двоюродном брате. – А я о Мише – сыне тёти Шуры.
Основной принципы коммуникации -принцип корпоративности. Коммуниканты не вредят друг другу, а сотрудничают. Одна из целей – понимание, вернее, взаимопонимание.
Противоположное – давление, демонстрация власти.
Отсюда запрет говорить на языке, которого не понимает часть присутствующих. Ограничение использования тех слов, которых не знает другой собеседник. Стремление пояснить непонятное.
Жанры текста. В зависимости от жанров используются разные стили и приёмы. В научном тексте недопустимы коннотации. Оценка высказывается стандартными формулами, не используются метафоры и сравнения, не используются жаргонные слова. Однако всё это возможно в небольших дозах в газетной статье.
В большей степени используется в художественном тексте, где всё же преобладают положительные коннотации и метафоры с положительным значением. В разговоре на жаргоне преобладают отрицательные коннотации и метафоры с отрицательным значением (скукожилась и почесала, то есть пошла).
К требованиям жанра относятся ограничения на длину текста.
Цели сообщения.
И.А.Стернин выделил следующие цели:
1. предметная – нужно выполнить какие-то действия, связанные чаще всего с объектами. Например, у покупателя в магазине цель – что-то купить.
2. сохранение коммуникативного равновесия. Построить общение так, чтобы независимо от того, получили ли вы желаемое, у другого коммуниканта не исчезло желание с вами общаться: не ссориться с ним, не подавлять его, не создавать конфликт.
Все виды взаимодействия делятся на кооперацию и конкуренцию. При кооперации цели общения: взаимопонимание, согласие, сотрудничество.
При конкуренции цели: давление, требование подчинения, демонстрация власти, игнорирование интересов собеседника, манипуляция.
Общение считается эффективным, если оно даёт положительный результат для каждого из вступивших в общение коммуникантов. При этом важно правило сохранения коммуникативного равновесия.
Идеалом общения является достижение оптимальной ситуации для всех коммуникантов и её улучшение по сравнению с положением до начала коммуникации (Н.В. Гришина). Социолог Т.Ньюком полагал, что цель общения – достижение согласия. Для этого необходимо взаимопонимание. Промежуточным результатом общения, если мы оцениваем его как положительное, является компромисс.
Часто бывает, когда один коммуникант стремится к выгоде только для себя, а польза для другого не является его задачей. В крайнем выражении эта позиция приводит к обману и манипуляции собеседником. Другой ощущает эту ситуацию как несправедливую. Возможно, что и другой собеседник стремится к обману и манипуляции.
Влияние (influence) – изменение эмоционального состояния, ценностей. Влияние осуществляется субъектом - личностью или группой лиц.
Воздействие (impact) – вызывание изменений в одной или нескольких сферах адресата: когнитивной, эмоциональной, поведенческой, ценностной при помощи особенностей сообщения. Воздействие осуществляется информационным объектом – сообщением. Роль личности коммуниканта при информационном воздействии не так велика, как при влиянии.
Тема 3. Коммуникативная сторона общения. Расшифровка сигналов.
Ч. Осгуд предложил считать понимание декодированием сообщения. Язык представляет собой набор знаков, где каждое слово подразумевает определённое значение (обычно несколько значений). Продуцент использует знаки языка и правила соединения слов и создаёт текст. При этом продуцент кодирует свою идею, которой нет в языке и его знаках. Реципиент использует знание того, какие значения закреплены за словами, воссоздаёт из значений содержание сообщения и стремится получить исходную идею. Проблема, по Осгуду, в том, что в результате декодирования первоначальная кодируемая идея полностью не восстанавливается. Причины этого в том, что 1) собеседники представляют собой разные индивидуальности, разный опыт 2) у собеседников разные образы реальности и несколько отличающиеся способы описания этой реальности словами, 3) разные приёмы и навыки кодирования и раскодирования, 4) слова обладают не только общими, но и индивидуальными значениями (об этом писал В.Вундт).
При кодировании и декодировании используется семантика.
Семантика – значение слова. (Этим словом также называется наука о значениях). Единицы семантики – семы (элементы или компоненты значения). На формальном уровне мы соединяем слова в текст, а на уровне семантики создаём цепочку значений. Сложность в том, что слова имеют больше чем одно значение. Декодируя, реципиент выбирает подходящее значение при помощи своего знания темы и по признаку сочетаемости с другими компонентами значения в этой фразе.
Целесообразно выделять семы общие и частные (конкретные).
Выделяют денотативное значение (описывающее объекты или состояния реальности) и коннотативное – дополнительное, выражающее отношение к объектам-денотатам и их оценку. Коннотативное значение часто выражается при помощи суффиксов.
Коннотативные семы бывают положительными и отрицательными. Выявляются при помощи метатекствых фраз: «и это хорошо», «и это плохо».
Слова, означающие положительные или отрицательные эмоции: весело, означающие ценности: счастье. Слова-символы.
Примеры. День, праздник – денотативное значение, по оценочному значению нейтральны.
Денёчек – слово содержит положительную коннотацию и отношение: маленький.
Ленивый – свойство человека, слово содержит отрицательную коннотацию.
Хороший – слов с оценочным значением, других сем не содержит.
Найдите перевод и происхождение слов велеречивый, витиеватый, многоглаголание.
Для чего нужен анализ коннотаций? При помощи слов с коннотациями и обозначения ценностей можно повлиять на собеседника – вызвать у него положительные или отрицательные эмоции, заставить воспринять оценку явления, навязываемую адресантом.
Вы обнаруживаете также, что значение зависит от того, к кому или чему применяется слово. Например, слово хищник может быть нейтральным, если обозначает животное, принадлежащее к биологическому отряду хищников. Если это слово применяется к человеку, оно получает отрицательную коннотацию.
Найдите слова, в которых появление коннотаций зависит от объекта, описываемого словом.
Тюфяк, шляпа, заяц, ястреб, голубь, кошка, утка, король, медведь, опытный.
Также возникновение эмоций при помощи слов зависит от вашего личного опыта, с которым связаны некоторые слова (это субъективные коннотации и ассоциации).
Сделайте вывод о возможности эмоционального воздействия при помощи семантики.
Тема 4. Этика общения
Этика –правила эффективного бесконфликтного поведения.В основе этики лежат культурные стереотипы правильного поведения – вежливость, а также принцип корпоративности – стремление избежать конфликта и нанесения морального ущерба собеседнику.
Такт (в общении) – умение понять психологические проблемы и переживания собеседника или догадаться о них в конкретной ситуации общения, чтобы избежать упоминания о них в разговоре с целью ненанесения морального ущерба.
Существуют пословицы, напоминающие о необходимости такта:
В доме повешенного не говорят о верёвке (рус.), не говори при лысом о тыквах (татар.).
Тактичность – способность понимать переживания и проблемы собеседника в конкретной ситуации общения и избегать упоминания о них в разговоре, чтобы не нанести морального ущерба собеседнику.
Примеры тактичного поведения можно встретить в старинных английских притчах.
1.В замок пригласили гостей. Гости собрались в холле у камина. В холле сумрачно. Все кресла заняты. Входит молодая девушка с заплаканными глазами. Что должен сделать джентльмен? Встать с кресла и уступить ей место, скажете вы. Это будет вежливо. А что должен сделать джентльмен, чтобы поступить не только вежливо, но и тактично? Он уступает место и пододвигает кресло подальше от камина. Чтобы другие гости не увидели, что глаза девушки заплаканы.
2.В замок пригласили гостей. Они разместились в разных комнатах. Трубочист, которого не успели предупредить о приезде гостей, проверял дымоходы и спустился по трубе в камин одной из комнат. В комнате он увидел молодую девушку, которая переодевалась. Он сказал: «Простите, сэр!» и полез назад в дымоход. Когда он сказал: «Простите», он поступил вежливо. Когда он сказал: «Сэр», он поступил тактично. Он сделал вид, что не заметил, какого пола гость. Это должно было успокоить девушку.
Ситуация. Девушка должна позвонить по телефону свое знакомой. Эта знакомая слепая. У девушки в голове сложился такой текст: «Здравствуй, это я, Надя! Я выполнила твоё поручение. Я была в издательстве. Они сказали, что твоя книга не только понравилась, но будет иметь спрос. Вот видишь, я говорила, что всё будет в порядке. Они нарисовали красивую обложку. Вот увидишь, всем очень понравится».
Подумав, девушка сказала несколько другие слова. Откорректируйте сообщение с учётом того, что девушка старалась быть тактичной.
Безтактность– отсутствие такта, которое выражается в том, что говорящий невольно наносит моральный ущерб собеседнику. Если бы Надя в нашем примере произнесла своё сообщение, не подумав, она оказалась бы безтактной.
Если говорящий наносит моральный ущерб собеседнику намеренно, это не безтакность, а агрессия.
Вербальная агрессия.
Грубость. Грубость в математике – неразличение важных размерных показателей из-за выбора неудачной системы измерений. Например, когда отрез ткани измеряют в метрах, хотя для портного нужна точность измерения в сантиметрах.
Грубость в общении – намеренное нарушение коммуникативных правил.
Каких? 1. У собеседника имеются определённые ожидания. (Понятие «ожидания» (экспектации) впервые применил Л.С.Выготский в «Психологии искусства»). Если эти ожидания направлены на получение положительных эмоций, успешное общение, внимательность собеседника, и они нарушаются, то значит, собеседник проявил грубость, а ожидавший доброго отношения может обидеться. Пример грубости - в одесском анекдоте. Встреча двух знакомых. Первый говорит:
– А-а, здоров! – и протягивает ладонь. Второй протягивает ладонь в ответ. Первый отводит руку к плечу и показывает себе за спину:
-Ты там живёшь?
Второй ожидал рукопожатия и вправе обидеться на грубость.
2.Грубость, которая выражается в определённых словах. По этим словам она легче определяется. Например, это могут быть жаргонные слова вместо нейтральных: приплёлся, притащился, попёр вместо пришёл, морда, рожа, харя и т.д. вместо лицо, если они относятся к собеседнику, а не к постороннему. Семантика: уродство.
3 выражения, означающие, что собеседник – чужой, что он должен уйти, что его отключают от дальнейшего общения. Иди ты в баню. Вали отсюда. Закрой дверь с той стороны. Семантика: требование удалиться.
Это могут быть грубые сравнения или метафоры с негативной семантикой: плевать мне на тебя. Семантика: нападение, желание причинить увечье.
4.Угрозы. Часто символические. Моргала выколю, пасть порву. Чтоб ты сдох.
5.Проклятия. Академик Н.Я.Марр полагал, что язык обладает магической функцией. Человек верил: то, что сказано, сбудется. Поэтому во всех языках есть формулы пожелания добра и зла, происходящие от ритуальных заклинаний. Если это пожелания зла, это может быть обсценная лексика (табуированные слова – проклятия, связанные с сексуальностью, часто извращённой, и дефекацией). В африканских племенах человека, нарушившего правила племени, проклинали. Через некоторое время он умирал оттого, что верил в силу этого проклятия.
Итак, наблюдаем агрессивность в наших примерах грубости.
Христианство требует не отвечать злом на зло. Если вы не христианин, всё же следует прислушаться к этому совету. Как добрые, так и недобрые ваши порывы распознаются собеседником. Существует также эмоциональное заражение. Ваши злые и добрые эмоции могут быть переданы другому. Лучше передавать хорошее.
Словесное воздействие
Психологи говорят, что выражения типа: мне этого по горло хватает, у меня это в печёнках сидит, если человек их часто повторяет, со временем могут вызвать соответствующие соматические заболевания. Магическая функция слова здесь налицо.
Э.Берн писал о родительском внушении. Родители говорят о ребёнке, что мальчик будет бандитом, девочка не выйдет замуж. Когда эти дети подрастают, им трудно нарушить родительское предписание. То есть возникает стремление стать бандитом (я если я не стану, то я плохой сын), не выходить замуж (а если я выйду, то я не послушаюсь отца). Взрослым людям трудно преодолеть эти попавшие в подсознание предписания.
Слово порождает образ.
Важно! Хотя не все слова означают образ, люди способны даже в абстрактных словах находить образы. А.Р. Лурия описал восприятие слов Соломоном Шерешевским, человеком с уникальной памятью. У Шерешевского возникали образные ассоциации на любые слова. Практически его восприятие было подобно видению кинорежиссёра: любой текст в его представлении вызывал серию образов.
Если у людей есть такое свойство, не следует им передавать в разговоре заведомо отрицательные образы (мне плевать). Представьте себе, как это воспримет человек с образным (эйдетическим) мышлением. Он увидит мысленно, как вы плюётесь. Вас это не украшает.
Разговор в троллейбусе. Бабушка говорит своей знакомой, что от внучки у неё сплошная морока. Внучка сидит рядом. Ей шесть лет, на вид она неагрессивна и не капризна. Вмешивается другая женщина. Почему вы говорите: морока? Морока означает мрак. Вам из-за этой девочки темно?
Бабушка отвечает, что морока значит забота. Женщина говорит, что морока и мрак одного корня. Есть и слово морок. Значит, из-за девочки возникает такая забота, от которой темно? Дети – это свет, считает женщина. Вам от неё никогда не было радостно? Бабушка смущается.
Добавим, что от этого же корня происходят слова мор и смерть. Кстати, оказалось, что девочку зовут Светлана (от слова свет).
Словесные корни и ассоциации работают на уровне подсознания. Иногда их влияние на возникновение образов и впечатлений не могут объяснить филологи. Но оно становится понятными при расшифровке ассоциаций.
Имена собственные и их воздействие.
В одном из фантастических рассказов героиню зовут Четверг Нонетот (перевод с английского). Приятно ли жить с именем Четверг?
В православии детям дают имена в честь святых и ангелов. Естественно, это воспитывает самоуважение. Не следует давать имена малоизвестные. В повести Гоголя «Шинель» ребёнку хотели дать имя Трифиллий или Варахасий. Хотя эти имена не случайно попали в календарь святых, они не прижились в славянской культуре.
Важно знать, в честь кого дано имя, что оно значит. Сейчас эта информация доступна. Какие люди с этим именем прославились и сослужили добрую службу человечеству.
Молодая женщина, которую звали Ирина, была вспыльчива. Она сказала подруге, что ира – это гнев. Диес ирэ – по-латыни это день гнева. Есть такое музыкальное произведение у Баха. Подруга удивилась и заметила, что Ира – это сокращённое имя. Полное имя - Ирина. По-гречески оно означает мир. Через некоторое время Ирина стала спокойнее. Изменилось самовосприятие женщины.
Навешивание ярлыков
Маленький ребёнок украл у мамы косметичку и стал играть ею. Мама нашла косметичку. Забрала и стала кричать мальчику, что он вор.
Не обобщайте. Не называйте человека существительным. Надо было использовать глагол, так как глаголы означают нечто временное. Ты украл (лучше: взял чужое), ты нехорошо сделал. Если вы упрекаете кого-то, говорите конкретно, когда и в чём он был неправ. Не обобщайте. Так ему легче будет контролировать себя.
От навешивания ярлыков часто переходят к оскорблениям: дура, тупица.
Оскорбление – унижение человеческого достоинства.
Обида – переживание человеком того, что его добрые чувства и добрые ожидания встречают в ответ равнодушие или грубость.
На врагов и на чужих, на которых не возлагают добрых ожиданий, не обижаются. Не обижаются, если сами не были доброжелательны и получили заслуженный отпор. Поэтому не надо упрекать того, кто обидчив. Старайтесь не наносить обиды: относиться к человеку хорошо, узнать о нём побольше и быть тактичными.