Проблема общения в психологии (под ред. Ломова Б.Д.) Е.В. Цуканова Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности

Стадия нашего исследования посвящалась анализу особенностей «видения» участниками совместной деятельности нарушений и затруднений делового общения и, в частности, причин их возникновения.

Как показали результаты первой стадии исследования, к наиболее действенным факторам, влияющим на характер делового общения, относятся особенности межличностных отношений, сложившихся между партнерами по совместной деятельности.

В соответствии с этим основная задача второй стадии исследования состояла в анализе различных форм нарушения делового общения, обусловленных фактором межличностных отношений.

Формулируя задачи конкретного экспериментального исследования [2, II], мы также учитывали, что, по данным ряда авторов [2, 11], на общение между участниками совместной деятельности (на его структуру, динамику и прочие особенности) существенное влияние оказывают некоторые ситуативные факторы, в частности пространственное ограничение, групповая изоляция и временной дефицит, причем последний, по мнению ряда исследователей, играет решающую роль в возникновении состояния психической напряженности, в том числе и эмоционального стресса как видовой ее формы.

Участники исследования - учащиеся старших классов трех средних школ г. Нежина в количестве 89 человек.

Исследование состояло из трех этапов:

1 (предварительный) социометрический опрос, по результатам которого комплектовались экспериментальные диады. Опрос проводился трижды с интервалом в полтора месяца. После третьего социометрического опроса были скомплектованы четыре тина экспериментальных диад. Каждый испытуемый в течение эксперимента входил поочередно в состав нескольких различных по своей структуре диад. Типы диад: 1 типа(- -)- учащиеся связаны взаимно отрицательными выборами, 2 типа (= = ) – учащиеся связаны взаимно положительными выборами, 3 типа (0 0) – учащиеся связаны отношениями взаимного безразличия, 4 типа (- +) – учащиеся, которые демонстрируют устойчивые разномодальные выборы.

2. Каждой из отобранных пар испытуемых предлагалось решить задачу на прохождение лабиринта. 3 серии экспериментов:

1) испытуемые работали индивидуально. Время решения не ограничивалось;

2) испытуемые работали в диадах. Время решения также не ограничивалось;

3) испытуемые в составе тех же диад работали в условиях дефицита времени (15 мин.).

3. Проводились индивидуальные беседы с испытуемыми, которые в ситуации совместной деятельности продемонстрировали наибольшие затруднения в общении с партнерами. Беседы были направлены в основном на выявление причин возникновения трудностей в общении в каждом конкретном случае.

В ходе исследования деловое общение анализировалось в соответствии с тремя выделенными С. Л. Рубинштейном этапами деятельности: планированием, исполнением, контролем [10].

!В своих представлениях о структуре делового общения мы основывались на разработанной Б. Ф. Ломовым схеме, согласно которой в процессе общения, осуществляемого в условиях совместной деятельности, можно выделить три фазы, или этапа: а) формирование «общих координат», направляющих все дальнейшее взаимодействие партнеров; б) формирование совместной программы общения, которая задает общую стратегию поведения участников взаимодействия; в) согласование динамики психических процессов и состояний во времени, а также формирование «общего фонда» знаний, умений и навыков; выработка общих позиций, т. е. формирование «совокупного субъекта» деятельности.

В ходе анализа результатов 2-й серии эксперимента установлено, что влияние межличностных отношений сказывается преимущественно на функционально-динамических характеристиках процесса общения; кроме этого, функции и динамика делового общения обусловливаются спецификой определенного этапа деятельности (планирование, наполнение, контроль), теми конкретными задачами и целями, которые встают перед испытуемыми на каждом из них.

Выявлено, что в оптимально функционирующих диадах ( + +) и (00) общение направлено на организацию и реализацию совместной деятельности. Деловое общение в этой диаде направлено на выполнение тех задач деятельности, которые встают перед испытуемыми на каждом из ее этапов:

1. Этап планирования. Осуществляется ориентировка в задаче: изучается инструкция, схема лабиринта. Происходит как бы поиск «общих координат» (Б. Ф. Ломов) совместной деятельности. Общение на этом этапе выполняет функцию установления контакта с партнером.

Испытуемым приходилось решать и сугубо коммуникативные задачи — осуществлять выбор средств общения, учитывая специфику экспериментального задания, которое требовало от испытуемых определенного сочетания вербальных и невербальных средств общения.

Осуществлялось также предварительное распределение функций между партнерами (испытуемые договаривались о поочередном прослеживании пути), а также намечался некоторый «магистральный» план решения задачи (запоминание правил прохождения лабиринта, нахождение пути выхода из лабиринта и его зарисовка).

2. Этап исполнения. Испытуемые приступали собственно к решению задачи. Основная функция общения на этом этапе деятельности состояла в координации взаимодействия между партнерами, которая осуществлялась посредством а) взаимной коррекции действий (указание на ошибочные действия партнера); б) обмена деловой информацией (поочередное предложение вариантов решения и их совместное обсуждение); в) периодического перераспределения между партнерами «рабочих» функции (поиск пути и его зарисовка).

С переходом к этому этапу существенно изменилась динамика общения, которое временами приобретало особую интенсивность (моменты выбора, затруднений).

3. Этап контроля. Проверка найденного решения задачи. Основная функция общения на этом этапе состояла в достижении согласия между партнерами в оценке результатов деятельности.

Таким образом, функции и динамика общения в диадах (0 0) всецело определялись спецификой этапов деятельности, теми конкретными задачами и целями, которые вставали перед испытуемыми на каждом из них, т.е. и по форме и по сути общение было деловым.

Как показал дальнейший анализ, в тех диадах, где характер ежличностных отношений между испытуемыми был иным, наблюдалось существенное изменение делового общения по сравнению с диадами (00) на каждом из этапов совместной деятельности.

Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о том, что характер межличностных отношений, сложившихся между партнерами по совместной деятельности, в значительной степени определяет и характер делового общения между ними.

В ходе эксперимента также установлено, что межличностные отношения, обусловливая характер делового общения, оказывают влияние и на эффективность совместной деятельности (+ + выше индивидуальной, - - ниже индивидуальной).

Одним из наиболее характерных проявлений нарушения делового общения, обусловленных фактором межличностных отношений, является феномен «симуляции несогласия»: демонстрация ложного несогласия, сознательная дезинформация партнера, поиск оснований для доказательства «правильности» явно ошибочных вариантов решения, отвержение верных предложений партнера. (только в (- -)). Специфичность проявлений симуляции несогласия позволяет квалифицировать данный феномен как скрытую, завуалированную форму демонстрации негативных межличностных отношений.

Для изучения влияния временного дефицита на характер протекания делового общения в диадах разных типов была проведена 3-я серия эксперимента. В этих опытах наблюдалось появление свернутых форм межличностного общения. Процесс свертывания деловой коммуникации происходил в основном за счет изменений в характере использования средств общения и проявлялся в снижении коммуникативной насыщенности делового взаимодействия.

Свертывание общения не мешало успешности делового взаимодействия лишь до тех пор, пока уровень коммуникативной насыщенности не достигал нижнего критического предела. Таким образом, в диадах разных типов критический уровень коммуникативной насыщенности делового взаимодействия различен: процесс снижения коммуникативной насыщенности делового взаимодействия в диадах (++) и (0 0) достигает значительноболее низкого уровня, чем в диадах (- - ) и ( - +).

Необходимо учитывать содержание общения: если в диадах (++) и (00) преобладали темы делового характера, а в диадах типа (- + ) появление тем с «неделовым» содержанием только намечалось, то в довольно значительной части диад типа (- -) «выяснению отношений» отводилось практически все время.

Свертывание делового общения в основном осуществлялось за счет уменьшения количества взаимных речевых обращений (снижалась коммуникативная насыщенность делового взаимодействия) при одновременном расширении спектра используемых невербальных средств.

В ходе эксперимента была выявлена еще одна характерная исключительно для диад типа (++) особенность делового общения: дублирование сообщаемой информации с помощью параллельного использования вербальных и невербальных средств коммуникации. Как правило, такое дублирование использовалось в тех случаях, когда взаимопонимание испытуемых несколько нарушалось из-за недостаточности той информации, которая передавалась с помощью либо только вербальных, либо только невербальных средств общения. Таким образом, дублирование в передаче информации, появляющееся в основном при возникновении затруднений в деловом общении, может, по-видимому, рассматриваться как один из способов оптимизации делового взаимодействия.

При введении в экспериментальную ситуацию фактора временного дефицита нам не удалось обнаружить сколько-нибудь значительных изменений в деловом взаимодействии испытуемых, связанных разномодальными отношениями (+ —): коммуникативная насыщенность делового взаимодействия в диадах этого типа оставалась практически на том же уровне, что и при решении задачи в условиях неограниченного времени.

Таким образом, лимит времени в данном эксперименте сам по себе, по-видимому, не мог быть фактором, затрудняющим деловое взаимодействие. Он становился таковым лишь косвенно, когда испытуемые, «подгоняемые» сознанием временного дефицита и желанием уложиться в отпущенное для решения задачи время, вольно или невольно заменяли уже сложившиеся и ставшие для них привычными способы коммуникации чрезмерно свернутыми формами делового общения. В результате недостаточности или сроченности прямых и обратных связей между партнерами в процессе обмена деловой информацией межличностная коммуникация оказывалась нарушенной.

Таким образом, можно говорить о том, что влияние временнОго дефицита сказывалось в основном на изменениях в структуре и динамике процесса делового взаимодействия, которые и являлись в этом случае непосредственной причиной снижения его эффективности.

Проведенное исследование позволяет сделать некоторые выводы относительно влияния межличностных отношений на особенности протекания делового общения. Установлено, что наличие между участниками взаимодействия негативных отношений может приводить к существенным нарушениям делового общения, которые обнаруживаются в форме симуляции несогласия, преднамеренной дезинформации партнера, ухода от делового общения, увеличения доли неделового общения в общем объеме коммуникации. Обнаружено также, что в условиях временнОго дефицита происходит свертывание делового общения, которое проявляется в снижении коммуникативной насыщенности взаимодействия и изменении соттношения используемых средств общения в пользу невербальных. Установлено, что при введении лимита времени свертывание делового общения в диадах разных типов различается по степени и характеру.

Наши рекомендации