ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

1. Основные понятия, проблемы, задачи, реалии и перспективы психологической диагностики; её место в системе психологической и педагогической наук и в системе других наук о человеке.

2. Основные понятия и термины науки психодиагностики.

3. Значимость психологического обследования для определения хода психического развития детей и его соответствия возрастным нормативам.

4. Основные классификации современных психодиагностических средств.

5. Требования к построению и проверке психодиагностических методик: валидность, репрезентативность, надёжность, стандартизация.

6. Основные направления психодиганостических методик.

7. Классические наборы, серии, батареи методик, использующихся для изучения различных сфер развития человека.

8. Стандартные наборы, серии, батареи психодиагностических методик, использующихся в ПМПК (консультациях, комиссиях, консилиумах).

9. Основные международные и государственные нормативно-правовые акты, обеспечивающие деятельность психологов и педагогов в системе психологической службы народного образования.

10. Профессионально-этические нормы в диагностике.

11. Виды и научные методы постановки психологического диагноза.

12. Специфику применения методов диагностики в различные возрастные периоды.

13. Специфику применения методов диагностики в работе с детьми и подростками, имеющими различные отклонения в развитии.

14. Направления использования компьютеров в психолого-педагогической практике.

15. Методы математической статистики, применяющиеся в психологии.

16. Основные требования к организации психодиагностического обследования и составлению заключения по его результатам.

Студент, изучивший дисциплину, долженуметь:

1. Грамотно и адекватно ситуации оперировать основными терминами и понятиями науки психодиагностики; уточнять их происхождение и сущность по словарям, давать им сравнительную характеристику.

2. Самостоятельно подбирать литературу, готовить доклады и сообщения по темам курса, публично выступать с докладами и защитой рефератов.

3. Грамотно и аккуратно работать с источниками специальной литературы: цитировать, конспектировать, аннотировать, реферировать.

4. Анализировать конкретную документацию на детей (медицинскую, психологическую, педагогическую).

5. Организовывать диагностическую работу с детьми и подростками во время педагогической практики и в ходе исследовательской деятельности в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ.

6. Подбирать валидные, надёжные психодиагностические методики, составлять их в блоки в зависимости от направления исследования, возраста испытуемых, а также с учётом особенностей их развития.

7. Применять в психологической диагностике компьютерные технологии.

8. Применять некоторые методы математической статистики для количественного анализа данных психодиагностического обследования и исследования.

9. Применять методы и методики в соответствии с уровнями (этапами) диагностического процесса: скрининг, дифференциальной и феноменологической диагностикой.

10. Организовывать психодиагностическое обследование, учитывая особенности детей и подростков с различными отклонениями в развитии.

11. Составлять и формулировать заключение по результатам психодиагностического обследования; делать выводы о возможном прогнозе развития ребёнка, давать рекомендации по дальнейшему психологическому сопровождению детей и подростков с отклонениями в развитии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Основная

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие. СПб.: Академия, 2006. 144 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0243/2_0243-1.shtml

2. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под. ред. Н. М. Назаровой. – М. Академия, 2008. – 400 с. 25 экз.

3. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под. ред. Н. М. Назаровой. – М. Академия, 2008. – 400 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0447/6_0447-1.shtml

4. Специальная психология [Текст]: учебное пособие для высш. пед. учеб. заведений /В.И. Лубовский (и др.); под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с. (10 экз.).

Дополнительная

1. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб. пособие в 3-х ч. / О.В. Алмазова / Урал. гос. пед. ун-т ; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. ч. 1 : Теоретические основы (217 экз.); ч. 2 : Виды психолого-педагогической помощи (217 экз.); ч.3 : Психологическая служба образования (210 экз.).

2. Андрущенко, Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Ю. Андрущенко. – М. : Академия, 2002. – 80 с.(4 экз.).

3. Введение в психодиагностику [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Психол. ин-т РАО ; под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : Академия, 1997. – 192 с. (26 экз).

4. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Велиева. – СПб. : Речь, 2005. – 238 с. (10 экз.).

5. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Велиева. – СПб. : Речь, 2005. – 238 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0333/4_0333-1.shtml

6. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] : информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – 3-е изд., доп. и испр. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 276 с. (2 экз.).

7. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] : информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – 3-е изд., доп. и испр. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 276 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0045/6_0045-1.shtml

8. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] : материалы для психол.-пед. изучения детей в дошкол. учреждениях и нач. кл. шк. / С. Д. Забрамная. – М. : Новая шк., 1998. – 144 с. (11 экз.).

9. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] : материалы для психол.-пед. изучения детей в дошкол. учреждениях и нач. кл. шк. / С. Д. Забрамная. – М. : Новая шк., 1998. – 144 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0308/6_0308-1.shtml

10. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии [Текст] : кн. для педагогов / Е.А. Стребелева [и др.] ; под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М. : Полиграф сервис, 2002. – 128 с. (20 экз.).

11. Немов, Р. С. Психология : в 3 кн. : кн. 3 : Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. – М. : Просвещение: Владос, 1995. – 512 с. ( экз.).

12. Немов, Р. С. Психология : в 3 кн. : кн. 3 : Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. – М. : Просвещение: Владос, 1995. – 512 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0231/2_0231-1.shtml

13. Немов, Р.С. Психологическое консультирование [Текст] : учеб. для студ. вузов / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 528 с. (2 экз.).

14. Немов, Р.С. Психологическое консультирование [Текст] : учеб. для студ. вузов / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 528 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0206/2_0206-1.shtml

15. Основы психодиагностики [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. А. Г. Шмелёва. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 542 с. (18 экз.).

16. Основы психодиагностики [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. А. Г. Шмелёва. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 542 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0243/3_0243-1.shtml

17. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] : пособие для воспитателей дошкол. учреждений / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 172 с. (5 экз.).

18. Принципы отбора детей во вспомогательные школы [Текст] / под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. – Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1973. – 224 с. (91 экз.).

19. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст] : хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб. : Питер, 2002. – 256 с. (10 экз.).

20. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка [Текст] : комплект рабочих материалов / М. М. Семаго [и др.] ; под общ. ред. М. М. Семаго. – М. : АРКТИ, 1999. – 136 с. (20 экз.).

21. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.] ; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М. : Академия, 2005. – 320 с. (10 экз.).

22. Семаго, Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М. : АРКТИ, 2001. – 208 с. (3 экз.).

23. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб. : Питер, 2001. – 752 с. (5 экз.); 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2004. – 896 с. (4 экз.)

24. Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. – М. : Академия, 2002. – 176 с. (30 экз.).

Периодические издания

1. Белопольская Н.Л., Улькина Н.А. Исследование возрастной идентификации у матерей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития // Дефектология, 2010. - № 1. – с. 23-30.

2. Белопольская Н.Л., Клеймёнова Н.П. Исследование зоны ближайшего эмоционального развития у детей с ЗПР // Дефектология, 2011. - № 2. – с. 36-43.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью // Дефектология, 2007. - № 6. – с. 49-59.

4. Заиграева Н.В. Особенности гендерных представлений у депривированных девочек-подростков с умственной отсталостью // Дефектология, 2011. - № 5. – с. 27-34.

5. Ильина Ю.А. Исследование взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с умеренной умственной отсталостью в условиях интегративной среды // Дефектология, 2007. - № 4. – с.18-25.

6. Исмаилова И.С. Особенности составления устных рассказов по сюжетной картине детьми с нарушениями зрения и интеллекта // Дефектология, 2009. - № 2. – с. 40-47.

7. Коробейников, И.А., Инденбаум Е.Л. Проблемы диагностики, коррекции и прогноза при организации сопровождения детей с легким психическим недоразвитием // Дефектология, 2009. - №5. – с. 22-28.

8. Костин И.А. Опыт использования теста Векслера в индивидуальной работе с подростком, страдающим аутизмом // Дефектология, 2010. - № 4. – с. 11-20.

9. Лубовский В.И., Новикова Г.Р., Шалимов В.Ф. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика ЗПР // Дефектология, 2011. - № 5. – с.17-26.

10. Моргачева Е.Н. Эволюция определения умственной отсталости в США (по материалам Американской ассоциации по вопросам интеллектуальных нарушений и нарушений развития) // Дефектология, 2010. - № 4. – с. 59-66.

11. Навицкая В. М. Перспективы применения семантического эксперимента как метода исследования особенностей осмысленного отношения умственно отсталого подростка к миру // Дефектология, 2008. - № 3. – с. 23-30.

12. Переверзева Д.С., Горбачевская Н.Л. Диагностика и коррекция зрительной когнитивной функции при раннем детском аутизме // Дефектология, 2010. – № 2. – с. 31-40.

13. Романова А.А. Особенности речи детей с аутистическими расстройствами //Дефектология, 2008 №2. – с.44-51

Наши рекомендации