Ловушки коммуникаций, способы проверки качества коммуникаций
На самом деле передается 6 разновидностей информации:
- та, которую передали
- та, которую собирались послать
- та, которую получили
- ответ другого человека
- интерпретация другим нашей информации
- разница между ожидаемым и полученным ответом
Особое внимание уделяют среде передаче информации (Маршалл Макклюин: «Среда – это общение»).
Способы обработки информации:
- мышление (общение с самим собой)
- действие (дополняют и усиливают вербальную коммуникацию)
- наблюдение
- речь (максимальная скорость речи – 200 слов в минуту)
-
Достаточно большое искусство, основные рекомендации – умение концентрироваться на главном, это позволяет экономить время (например, при быстром чтении умение выбрать главное). - письмо
- чтение
Способы проверки качества коммуникаций (т.н. теория «5 С»):Информация должна быть
- ясной (clearity)
- полной (complete)
- краткой (cut)
- конкретной (concrete)
- корректной (correct)
Теории коммуникаторов.Выделяют 4 типа коммуникаторов
Развивающий | Управляющий | Уступчивый | Отстраненный |
Основная сила – в двунаправленности действий, стремится к выработке совместных решений. Самый прогрессивный вариант: 1+1=3 (при условии, что мы действуем в нестандартной ситуации). Но – низкая скорость передачи информации, но высокая точность (время тратится на согласование – консенсус). | Однонаправленная связь, нет альтернатив, обратная связь не предполагается – авторитарность, патернализм по отношению ко 2-ой стороне: 1+1=1. Большой «плюс» - быстрота передачи информации, применяется когда ситуация А). либо крайне положительная Б). либо негативная. Самый большой «минус» - сопротивление изменениям. | Вторая сторона управляющего коммуникатора (1+1=1); вторая сторона сама отдает первой инициативу, подчиняется или самоустраняется. Не применима в кризисных ситуациях. Самоустраненность, но «+» - когда у одной из сторон больше опыта и знаний. Развитие этого типа ведет к отстраненному коммуникатору | Сохранение существующих вещей. Боязнь внесения изменений. Такая позиция хороша при рассмотрении этических, моральных, юридических вопросов. |
Конфликты и стрессы. Управление конфликтами и стрессами в организации.
Понятие конфликта.
Конфликт ассоциируется чаще всего с агрессией, спорами, угрозами, враждебностью.
Согласно С.Робинсу, «конфликт может быть определен как ситуация, которая возникает, когда целенаправленное поведение одной группы в организации блокирует целенаправленное поведение другой».
Стрессы в организации возникают, например, от слишком большого или слишком маленького объема работы, от ролевого конфликта, неопределенности, скуки и других факторов и событий.
Проф. А.К.Зайцев, монография «Социальный конфликт на предприятии» -Калуга, 1993: основательное исследование таких подразделов проблемы как становление теории конфликта, разновидности и динамика развития конфликта, действующие силы конфликта, забастовки и др. Будем придерживаться его монографии.
Конфликт может быть:
· функциональным, вести к повышению эффективности организации
· дисфункциональным, ведущим в снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.
Выделяют 4 основных типа конфликта:
Внутриличностный
Межличностный