Функции семьи. Типы неправильного воспитания.

У ребенка одна модель мужчины и женщины –

его отец и мать. Всегда, в течение жизни,

сыновьи глаза взирают на наши души.

Э.Базен, французский писатель

План:

1. Различия между браком и периодом ухаживания

2. Факторы, влияющие на стабильность брака.

3. Общение в семье: конфликты и их преодоление.

4. Функции семьи.

5. Типы неправильного воспитания.

В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.

Различия между браком и периодом ухаживания. Основной причиной вступления в брак является любовь. Однако каждодневная будничная жизнь в семье проверяет любовь на прочность. трепетные, нежные чувства в период ухаживания расцветает в браке лишь в том случае, если супружеская пара понимает необходимость повседневной заботы о любви.

Во время ухаживания два будущих супруга встречаются тогда, когда им обоим удобно. Каждый убежден, что другой для него важнее всех людей на свете. После свадьбы приятное чувство, что ты для другого – весь мир, начинает подвергаться испытаниям, когда приходит понимание, что обязанности партнера вне семьи никуда не исчезают, их надо выполнять, иначе могут начаться неприятности.

В браке партнер раскрывается гораздо больше, чем во время ухаживания. Если влюбленные принимают своего избранника таким, какой он есть, со всеми недостатками, - тогда больше вероятности, что они будут жить спокойно и счастливо. А тех, кто строит планы на перевоспитание друг друга, постигнет неудача.

Факторы, влияющие на стабильность брака. результаты как отечественных, так и зарубежных исследований показывают, что на стабильность брака влияют следующие факторы:

· взаимное положительное впечатление друг о друге.

· знакомство в ситуации работы/учебы.

· период ухаживания – 1 – 1,5 года.

· инициатива о заключении брака со стороны мужчины.

· принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания

· положительная оценка успешности семейной жизни родителей.

· сопровождение регистрации брака свадебными торжествами.

· сексуальная совместимость.

В группу риска входят браки, характеризующиеся:

· ранним возрастом вступления в брак и у мужчины, и у женщины.

· превышением возраста жены над возрастом мужа.

· неустойчивостью отношений в период знакомства.

· наличием добрачной беременности.

· поздним возрастом вступлением в брак.

Необязательно, что все перечисленные факторы могут сыграть роковую роль, однако в таком браке необходимо более бережно относиться друг к другу.

Общение в семье: конфликты и их преодоление. Супруги временами ссорятся, переживают боль, разочарование, непонимание. Смогут ли они подняться выше мелких житейских бурь, встречающихся на их пути неприятностей и сохранить любовь и гармонию, целиком зависит от них.

Есть и такие способы избежать «домашних баталий»:

· конструктивные переговоры (обсуждается только актуальная ситуация, вызвавшая разногласия; не высказываются прошлые обиды, претензии).

· высказывание накопившихся чувств в спокойной обстановке

· регулярное (раз в неделю) обсуждение накопившихся проблем.

· составление брачного договора в начале совместной жизни с «прописыванием» пунктов возможных разногласий.

Функции семьи. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга. Гармоничная семья выполняет много различных функций.

Функции семьи – это сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением потребностей ее членов:

· Воспитательная функция – удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях.

· Хозяйственно-бытовая функция – удовлетворение материальных потребностей семьи, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. Главное – это присутствие взаимопомощи и заботы друг о друге.

· Функция первичного социального контроля – наличие определенных моральных норм поведения членов семьи, ответственность и обязательства в отношениях между супругами, родителями и детьми.

· Функция духовного общения – совместное проведение досуга, прогулки, посещение музеев, концертов, обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов.

· Эмоциональная функция – ощущение «крепкого тыла» помогает пережить трудности, неприятности на работе или даже потерю её.

· Сексуальная функция.

Типы неправильного воспитания:

1. Потворствующая гиперпротекция – ребенок находится в центре семьи, нет запретов и санкций.

2. Доминирующая гиперпротекция – ребенок в центре семьи, родители отдают ему много сил и времени, но лишают его самостоятельности, ребенок лишен свободы выбора, за него все решают родители.

3. Повышенная моральная ответственность – сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Ребенка часто стыдят, сравнивают, много обязанностей и мало прав, его проблемы и потребности игнорируются.

4. Эмоциональное отвержение – нежеланный ребенок, или мать не любила отца и т.д.

5. Жестокое отношение – эмоциональное отвержение + избиение.

6. Гипопротекция – ребенок предоставлен сам себе, без контроля.

Вопросы для проверки знаний по теме:

1.Что является решающим при вступлении в брак?

2.Назовите различия между периодом ухаживания и браком.

3.Какие отношения более рассчитаны на успех и продолжение брака: влюбленные принимают своего избранника таким, какой он есть, или те, кто строит планы на перевоспитание друг друга?

4.Какие факторы влияют на стабильность и нестабильность брака?

5.Как можно нейтрализовать конфликтные ситуации, возникающие в семье?

6.Охарактеризуйте различные функции, которые выполняет семья.

7.Какие типы негармоничного воспитания вы знаете?

8.Как сказывается на развитии личности ребенка воспитательный стиль «доминирующая и потворствующая гиперпротекция»?

9.Чем опасно для ребенка эмоциональное отвержение со стороны родителей?

10.Какие психологические проблемы родителей могут решаться за счет ребенка.

Наши рекомендации