Название теории возникновения государства | Основоположники | Суть теории | Достоинства | Недостатки |
Ирригационная | К. Виттфогель (современный немецкий ученый. Соч. «Восточный демпотизм» | Географическое расположение (юг, Африка) и климатические условия (периодическая засуха). Цель: проведение огромной работы по снабжению водой для засушливой территории. Каким образом: строительство ирригационных систем. Данные ирригационные системы надо было держать в порядке, защищать каналы от заливания, обеспечивать по ним судоходство. Для этого был создан огромный аппарат управления – управленцев-чиновников, которые осуществляли данную деятельность исключительно в этой области. Соответственно, главная их функция – управление, которая давала возможность не участвовать в материальном производстве. | Основана на конкретных исторических фактах (появление первых государств в Египет) | 1) уже существовали люди, обладающие определенными организационными качествами, потому как регулированию подлежало не только строительство ирригационных систем, но и обработка земли, распределение продуктов и пр.) 2) автор концентрирует внимание лишь на отдельной стороне жизни данного общества - строительство ирригационных путей, - которые являются в большей степени не ЦЕЛЬЮ, а СРЕДСТВОМ для получения прибавочного продукта, повышения благосостояния общества (а это было и раньше) 3) теория носит локальный характер – т.е. служит для объяснения процесса происхождения государства в регионах с жарким климатом, но не объясняет протекания данного процесса в других регионах земного шара |
Патриархальная | Платон (428-348 гг.до н.э.) – древнегреческий философ-идеалист. Соч.»Государство» Аристотель (384-322 гг.до н.э.) – древнегреческий философ и ученый. Соц. «Политика» Фильмер – английский ученый, XVII в. Соч. «Патриарх» | Географическое расположение: Древняя Греция, Древний Рим – холмистая местность (менее развито земледелие, более развито скотоводство). Новый источник питания – морской промысел. Следствие: развитие мореплавания, морская торговля с соседями. Управлением данной деятельностью изначально занимались старейшины, затем вожди, которые по мере увеличения населения, становились царями. Процесс создания государства шел по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, где царь – отец (патриарх) всего народа. Таким образом, государство – это продукт разросшейся семьи: - семья – первоначальная форма организованного общения; - потребность в общении заставляет семьи объединяться в роды, в племена, союзы племен, народности, которые уже объединены общностью исторического прошлого; - происходит утрата чувства кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы; - появляется власть, которая от отцовской переходит к власти государя, власть монарха | 1) понятия «семья» и «государство» - взаимосвязаны. Вождь, правитель – «отец» своих детей, т.е. относится к подданным не как к чужим, а как к своим, осуществляет свою власть во благо общества. Власть в государстве как в семье передается по наследству – сыну после смерти отца (наследуется) 2) Цель – установить в обществе как и в семье порядок. С помощью подчинения воле царя, отца. 3) Поддерживает веру в нерушимость государства, семьи с помощью компромисса и на учете взаимных интересов 4) Обуславливает потребность общества в главы человеческого сообщества, аккумулирующем весь жизненный опыт | 1) нельзя объяснить таким путем образование всех государств в различных частях мира 2) постоянные распри, междоусобицы, происходящие внутри государств (борьба за власть), возникновение революций в обществе противоречат понятию государства как единой семьи 3) противоречивость законов (регулируют и защищают интересы лишь одного, господствующего, класса – рабовладельцев, феодалов)) 4) жестокость и несправедливость законов по отношению к другому классу (рабов, зависимых крестьян) 5) оправдание с помощью этой теории монархической власти. Не берется во внимание другая форма правления – республика, как вовлечение инициативы народа в управление делами общества. |
Теологическая | Религиозные деятели Древнего Востока, Средневековой Европы (например, Фома Аквинский (1226-1274 гг.) – философ, теолог. Соч. «О правлении властителей» | Распространение получила в средние века. Государство – это результат «божественного промысла». Оно вечно как и сам Бог. Государь как наместник Бога на земле наделяется Церковью правом повелевать людьми, которые, в свою очередь беспрекословно подчиняются воле Государя. Государственная власть в лице царя – единственное объединяющее начало: без такой власти государство бы распалось. В соответствии с этим, определяется необходимость повиновения всем обществом такой власти, как повиновение самому Богу. Наследование власти – совершается по благовению Христа. Государственный аппарат – оружие для отражения неприятелей, усмирения крамольников, для разрешения внутренних и внешних споров. С уничтожением такой власти исчезнет порядок. Царь отвечает только перед Богом за вверенное ему попечительство царство, наказывает творящих зло врагов, распространяет учение Божье, создает условия для благочестивой жизни людей. | 1) была создана в средневековый период, во времена , когда все мироздание объяснялось на уровне религиозных текстов 2) в данный период была необходима, потому как позволяла установить в обществе порядок 3) отражала объективные реалии того времени, т.к. первые государства были теократическими (сосредоточение в одних ругах одновременно и светской и духовной власти) | 1) Оправдывает неограниченную власть монарха 2) является ненаучной – посколько с помощью данной теории нельзя доказать то, что ею провозглашается, но также и нельзя ее опровергнуть (это вопросы больше философии) |
Теория насилия | | | | |
I) Теория внешнего насилия | К. Каутский (1854-1938) – немецкий философ, Л.Г. Гумплович (1838-1909) – австрийский ученый. Соч. «Общее учение о государстве» | Основа общественного развития – формы политических отношений Государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после. Государство – сила, навязанная в обществе извне (по принципу слабый подчиняется сильному). Для порабощения народов создаются государственные органы и принимаются для регулирования таких отношений специальные законы. Потому как государство необходимо слабым племенам, нежели сильным. В своем развитии такое государство проходит следующие этапы: - покорение одного народа другим - возникновение классов - постепенное смягчение неравенства классов - замена военного господства господством права - происхождение государства и права - соединение людей в народ - образование нации | 1) основана на исторических фактах 2) завоевание как одна из форм возникновения нового общества 3) государственный аппарат в таком государстве – это всегда завоеватели (сильные люди, умеющие организовать общество, подчинить общество в соответствии с определенными правилами) | 1) не является универсальной, т.к. не может объяснить процесс образования государства во всем мире (Египет, Китай – вост.путь) 2) факты завоевания носили вторичный характер к процессу создания государства (например, завоевание германцами римлян, нашествие Золотой Орды, которая даже после завоевания Древнерусского государства продолжала использовать протогосударственную форму объединения (вождество, кочевой образ жизни) |
II) Теория внутреннего насилия | Дюринг (1833-1921) – немецкий философ. Соч. «Ценность жизни» | Основа общественного развития – экономические отношения, как следствие политического регулирования. Главная идея: общество состоит из равных друг другу, соответственно, неравенство и рабы невозможны. Но люди не всегда имеют одинаковую точку зрения и могут спорить по определенным вопросам. Выход из такой ситуации: предложение привлечь третью сторону, которая дала бы возможность принять решение большинством голосов. Вывод: без господства большинства на меньшинством не может возникнуть государство. Собственность, классы, государство возникают в результате насилия одной части общества над другой | 1) подчинение меньшинства большинству – явление в обществе распространенное. 2) Можно согласиться также и с тем, что люди живущие в обществе, не всегда имеют одну и туже точку зрения на происходящие явления. Потому государство вполне может претендовать на роль третьей стороны, как структура выражающая общественные интересы, обладающая прерогативой применять насилие к той группе, которая не желает подчиняться воле большинства | 1) в качестве аксиомы данную теории принять нельзя (не всегда (исторический факт) государство стоит на стороне большинства (например, опричнина во времена правления Ивана Грозного и пр.). 2) В обществе изначально заложено генетическое неравенство, особенно это сказывается в социальной жизни (кто сильнее, умнее, успешнее). И не известно, в чью именно сторону – меньшинства или большинства? Встает вопрос: третья сила кого должна поддерживать: меньшинство или большинство? |
Расовая | Ж. Гобино (1816-1882) – французский социолог и писатель, один из основоположников расизма. Соч. «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ф. Ницше (1844-1900) – немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма. Соц. «Воля к власти» | Постулат: человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и др.отношениях. Их можно разделить на: - высшие – субъекты господства (отличаются от других в вышеперечисленных отношениях. А потому могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать над всеми, навязывать волю остальным). А для этого им необходимо государство – организации власти постоянного господства - и низшие – объекты господства – не способны к созданию цивилизации. Выделяют три типа (расы): 1) гениальные люди – немногие 2) исполнители идей гениев, их правая рука, лучшие ученики – стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, судьи и пр.) 3) прочая масса непосредственных людей Государство – средство возникновения и продолжения насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. (распространена была в средневековье – период колонизации, появление фашизма) | 1) Разница людей носит биологический характер (априори мы не можем быть одинаковыми) 2) Действительно, общество развивалось и развивается до сих пор неравномерно (например, развитость Европы и Северной Америки (в промышленности, в науке, экономике, кибернетике) не достигнута пока в странах Азии, Африки. 3) с точки зрения психологии люди тоже разные: - по характеру: например, северные народы характеризуются спокойным, уравновешенным нравом, рациональным отношением к жизни; в отличие от южан – которым свойственна импульсивность, эмоциональность, вспыльчивость, - по возрасту (нации делятся на молодые, средневозрастные и старые) | 1) отвергает другие теории происхождения государства 2) С позиций ценностей сегодняшнего дня нет никаких оснований производить деление рас на высшие и низшие (потому как в большинстве государств в качестве основ, неотъемлемых принципов развития общества ставятся на первое место права и свободы человека (как основные ценности), приобретаемые с рождения |
Инцестная (половая) | К. Леви-Стросс (современный французский этнограф и социолог) соч. «Антропология», «Первобытно мышление» | Именно введение в ПОС запрета инцеста (кровосмешения) – исходный социальный факт в выделении человека из мира природы, который привел к возникновению государства. Запрет на инцест способствует развитию человеческого рода. Отказ права на женщину из своего рода дал возможность развивать отношения с соседскими общинами, производить товарообмен (обмен женщинами (брачный договор), обмен имуществом, пищей, словами-знаками, символами. Это заложило такую структурную основу общества как культура, которая дала возможность на своей основе заложить общие ритуалы, нормы, правила, запреты. Т.е. с помощью культуры появились социальные регуляторы. Поддержание запрета на инцест потребовало выделение из ПОС особой группы людей, которые бы контролировали соблюдение запрета, а также применяли принуждение за неисполнение запрета. В дальнейшим к основным функциям добавились другие общественные функции. Именно так происходит образование государства | 1) автор исходит из непреложного исторического факта, который имел место в развитии ПОС (от эндогамных к экзогамным отношениям) 2) запрет на инцест - выход общества из длительного исторического периода – недопущение вырождения человеческого рода 3) запрет на инцест оказал многоплановое воздействие на развитие общественных отношений между различными отрядами первобытного общества – начиная с военных контрактов, и постепенного перехода в разряд мирных договоров (которые являлись созидательными, имели прогрессивный характер) | 1) Прогресс человечества заключается не только в запрете на инцест (например, переход от присваивающего к производящему хозяйству – который является главным рубежом, отделившим человека от животных) 2) переход общества к запрещению инцеста нельзя назвать сознательным (вряд ли люди того времени имели возможность осознавать негативные последствия кровосмешения 3) инцестная теория не может дать полное представление о причинах возникновения государства, это всего лишь маленькая толика фактов, способствовавших дальнейшему изменению в ПОС |
Спортивная | Ортега-И-Гассет (1883-1955) – испанский философ и публицист. Соч. «Восстание масс», «История как система» | История возникновения государства как организации политической власти напрямую связана с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом. Изначально – это охотничьи и военные танцы, которые исполнялись перед отправлением в военный поход или на охоту (носили физкультурно-тренировочный характер). Успехи походов и охоты напрямую зависели от силы и здоровья человека. Осознание важности физической силы, необходимость ее тренировки приводило к развитию сознания человека. Развитие производительных сил, расширение трудового опыта привели к усложнению воспитанию людей и появлению физического воспитания, которые выполняли функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Переход от одной возрастной группы к другой – инициация (посвящение) – важный момент приема в род, племя (усиленная подготовка юношей (тренировка, закалка, участие в охоте и пр.) К инициации юношей готовили выделенные специально для такой деятельности старшие члены рода, которые имели большую физическую подготовку, опыт проведения испытаний. Таким образом, создавалась организация, в которую входили организаторы инициаций (авторитеты, подготавливающие молодежь к жизни) – родовая и военная аристократия. В этой организации каждый ее член имел определенные функции. Такая организация явилась в последствии прообразом государства. Таким образом, родовая и военная аристократия своим появлением обязана военно-физической подготовке. Но постепенно родовая и военная аристократия отстраняются от учстия в общественной жизни, связь между физическим трудом и воспитанием теряется, общество разделяется на 2 группы: управляющие и управляемые. | 1) Опирается на достоверные факты. Данная теория очень хорошо объясняла систему физического воспитания в Спарте, при помощи которого была создана сильная армия, позволившая утвердить гегемонию (предводительство, господство) в Греции. Олимпийские игры способствовали объединению греческих полисов и образованию единого Греческого государства | 1) Древняя Греция, пожалуй, единственное государство, где мы можем наблюдать проведение столь масштабных спортивных состязаний. Но данная теория не может объяснить процесс возникновения государств во всех регионах земного шара. 2) Теория не может объяснить всех глубинных процессов образования государства (а всего лишь одну сторону жизни человечества). Ведь более важное значение имеет все же материальное воспроизводство, о котором умалчивает эта теория |
Патримониальная | Галлер (1768-1854) – французский ученый. Соч. «Реставрация политической науки | Государство произошло из поземельной собственности (инстинкт территории). Издавна между общинами, племенами происходили стычки за территорию, которая являлась основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. В эпоху производящей экономики (общественное разделение труда: разделение труда на скотоводство, земледелие, ремесло) человек вообще оказывается привязанным накрепко к территории (оседлость). В ПОС земля принадлежала общине (находилась в коллективной собственности). Разделение общества на классы (управляющие и управляемые) обуславливает сосредоточение земли в руках вождей (главная функция – распоряжение землей по своему усмотрению). Что дает право утверждать, о том, что власть переходит государству и собственником земли объявляется государь (король, царь и т.п.). Право владения землей (первооснова господства над территорией) определяет статус власти, которая распространяется и на всех людей, проживающих на данной территории. Государь – патрон всей земли, что давало ему право распоряжения этой землей | Является исторически обоснованной. Появление государств в Германии, Франции, Англии, России. | 1) Оправдание монархической власти и феодального строя, которые дают возможность монарху создавать «собственное право» (Русская Правда, Салическая правда и пр.). Автор жил в XIX веке, в реакционное время после французской революции, был противником революции и пытался своей идеей восстановить монархическую власть 2) проигнорированы многие исторические события (факты военного завоевания), ведь государство возникает не когда территория объявляется чьей-то собственностью, а тогда, когда реально осуществляется ее защита, что можно сделать, если уже имеется соответствующий государственный механизм |
Органическая | Г. Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог. Соч. «Позитивная политика | Возникновение данной теории обусловлено успехами в развитии естествознания в XIX веке. Общество – своеобразный организм, который развивается по общему закону эволюции. Появление государства – результат эволюции. Идет сравнение общества с биологическим организмом (например, человеческий организм). Государство – «живое тело», в котором все его части имеют определенные функции: - правительство – функция мозга (регулирующая система в общественном организме, где право – импульсы, передаваемые мозгом по всему телу) - низшие классы (земледельцы, ремесленники) – система органов пищеварения, основной функцией которых – обеспечение жизнедеятельности организма - торговля, транспорт, иные средства сообщения – кровеносная (распределительная) система - господствующие классы – внешняя функция, т.е. обеспечение обороны | 1) Являлась популярной в XIX веке 2) Действительно, законы социальной жизни (законы общества) предопределяются законами естественными (потому как человек – сначала это биологически сформированный индивид, который обладает волей и сознанием; но потом, объединяясь в определенные группы, сообщества, становится существом социальным (общественным). Т.е. человек – творец природы – член общества – гражданин государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида будет означать гибель всего общества и государства. 3) Справедливое замечание, что все в мире взаимосвязано и находится в системе, т.е. автор выводит принцип системности на уровень всеобщего, универсального закона окружающего мира 4) Несомненно государство – это не продукт, навязанный обществу извне, а результат его постепенного развития (т.е. эволюции) | 1) Не объясняет глубинные процессы образования государства. Сравнивать общественную систему и биологическую систему между собой можно, но затруднительно, потому как каждая из них имеет свои законы, которые являются определяющими (это как сравнить продукты питания и «духовную пищу» людей: общее только одно, они позволяют человеку удовлетворять свои потребности (но эта мысль поверхностная), а если копнуть глубже, то мы найдем больше различий, чем сходств. 2) теория, по мнению многих ученых-правоведов является ненаучной (умозрительной) |
Экономическая | Платон, Сен-Симон (1760-1825) – французский мыслитель, социолог-утопист. Соч. «Новое христианство» | Платон: причины возникновения государства – общественное разделение труда. Сен-Симон: человеческий прогресс это прогресс в средствах производства (экономические продвижения общества): - Начальная стадия развития (господство принадлежит старейшинам и вождям) сменяется теологической (античность, феодализм: господство принадлежит священникам и феодалам), - потом наступает стадия метафизическая (период буржуазного миропорядка: господство принадлежит юристам и метафизикам, потом переходит к промышленникам), - вслед за ней – стадия позитивная (строй, который сделает жизнь людей, составляющих большинство, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения важнейших потребностей: господство принадлежит ученым | Данную концепцию взяли на вооружение классики марксизма-ленинизма (концепция о социально-экономической формации – классовая теория). Подтверждается многими историческими фактами | Экономическое развитие общества – не единственная характеристика человеческого развития (отрицание духовных, политических, идеологических, религиозных, психологических факторов, которые оказали прямое воздействие на процесс образования государства) |
Классовая | К.Маркс (1818-1883) – немецкий ученый, основоположник последовательного научного мировоззрения – диалектического и исторического материализма. Соц. «Капитал» Ф. Энгельс (1820-1895) – немецкий ученый, один из основоположников научного коммунизма. Соч. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» | Учение о социально-экономической (общественно-экономической) формации, т.е. историческом типе общества, основанном на определенном способе производства. Экономические отношения (способ производства, орудия труда, производственные отношения и пр.) – это экономический базис всех отношений в обществе. Государство и право (политическая надстройка) – целиком и полностью зависят от экономической структуры общества, ею определяются, ей соответствуют. Государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта (излишки), частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами (антагонистическими классами: класс господствующих и класс гнетенных). Чтобы эти классы «не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе», была создана сила, которая поддерживала с помощью определенных средств правопорядок в данном обществе – эта сила – государство, как «машина для подавления угнетенного класса, классом господствующим». Итог такого развития: когда роль государства будет исчерпана (государство перестанет быть необходимостью, которая является помехой производству), классы исчезнут так же неизбежно, как и появились. С исчезновением классов исчезнет и потребность в государстве. Общество по-новому организует производство, но уже на основе свободы и равенства производителей. А государственная машина займет «место в музее древности, рядом с прялкой и бронзовым топором» | 1) Классовую теорию безоговорочно поддерживал и пытался развить дальше В.И. Ленин 2) материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль. Поэтому на появление государства действительно повлияло: изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственность, общественное разделение труда и пр. 3) Благодаря такому научному труду Ф. Энгельса «Появление семьи, частной собственности и государства» мы имеем достаточно полное представление о жизни людей в первобытном обществе 4) правильно было отмечено, что с развитием производства (перехода от присваивающего хозяйства к производящему) происходит дифференциация людей (имущественная и социальная) | 1) Ошибочно представление о том, что экономическое развитие общества – не единственная характеристика человеческого развития (отрицание духовных, политических, идеологических, религиозных, психологических факторов, которые оказали прямое воздействие на процесс образования государства) – ошибка, которая повторяется вслед за Сен-Симоном 2) Тезис о том, что борьба – это неизбежный спутник общества, овладевшего производством – не верен (исторический факт – борьба идет в большинстве своем не внутри общества, а между племенами, союзами племен, народностями). Да и вообще: восстания, бунты внутри первобытного общества – невозможны, потому как пока делить было нечего, труд был совместным, собственность коллективная. 3) Государство – это не только машина подавления одних классов другими, оно охраняло прежде всего интересы всех проживающих на его территории 4) в теории защищается право на жизнь только азиатского (восточного) способа возникновения государства, а западный просто игнорируется |
Психологическая | Г.Тард (1843-1904) – французский социолог. Соч. «Социальные законы» Л.И. Петражицкий (1867-1931) – русский юрист | Обращает внимание на то, что человек по своей природе имеет психологическую потребность жить в рамках организованного общества, нуждается в чувстве коллективного взаимодействия (т.е. человек – существо общественное, коллективное). Для достижения таких целей человек создает государство – организацию, объединяющую общество, создающую различные объединения (группы, коллективы, сообщества), т.е. то, в чем человек всегда нуждался по своей психической природе. Однако люди по своим психологическим качествам не равны. Не равны люди и по своей физической силе (слабые, сильные). Поэтому одни стремятся быть авторитетом, другие – подчиняться этому авторитету. Такое распределение психологических ролей дает людям состояние стабильности, уверенности в их поведении. Сильные, авторитетные становятся в последствии лидерами в обществе (представители публичной власти, служащие государственного аппарата - старейшины, вожди, потом монархи и пр.). А желающие подчиняться воле последних – население, принимающее данную власть и регулирующее свое поведение по законам, которые эта власть издает. | 1) Возникновение психологической теории в конце XIX века – большой прорыв в юридической науке, когда психология стала формироваться как самостоятельная наука, отрасль знаний (стали применяться экспериментальные методы, складываться крупные научные школы) 2) авторы теории справедливо замечают отличие психики человека (солидарность, чувство коллективизма) от психики животных (чувство стадности, рефлексы) 3) помимо основных причин возникновения государства (экономических, политических, социальных, культурных, бытовых и пр.), выделяют и психологические факторы. Именно основой вышеуказанных интересов является психика человека | 1) не дали развернутого учения о роли психики человека в образовании государства. Т.е., не видели разницы между такими психологическими качествами (сферами) людей как эмоциональная, мыслительная, волевая сферы. Ведь именно такие качества очень важны во взаимоотношениях между людьми (благодаря им выстраивается социальная «пирамида», разновидностью которой является государство, где сильные становятся естественными лидерами, стоят у «руля» государства и пр.) 2) цель создания государства – стремление к солидарности, которое присуще людям с рождения. Исторические факты говорят об обратном – люди с момента своего существования на земле воюют друг с другом постоянно, война – больше правило, чем исключение. 3) психологический фактор выделяют как основополагающий в создании государства (не учитывают другие важные факторы: социальный, культурный, религиозный, экономический и пр.) – ошибка многих предыдущих теорий. |
Договорная | Г. Гроций (1583-1645) – голландский юрист. Соч. «О праве войны и мира» Т. Гоббс (1588-1679) – английский философ. Соч. «Левиафан» Дж.Локк (1632-1704) – английский философ-материалист (создатель идеи либерализма). Соч. «Два трактата о правлении» Ж.Ж.Руссо (1712-1778) – французский писатель и философ. Соч. «Общественный договор» П.Гольбах (1723-1789) – французский философ-материалист. Соч. «Естественная политика» | По мнению всех указанных мыслителей, люди в силу объективных причин вынуждены были заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Они взаимно отказались от свободы (от свободы самосохранения) ради общественного порядка (ради спокойствия и стабильности). Ограничив себя в правах, ввели запрет делать то, что пагубно для жизни. Д.Дидро назвал такое соглашение – первичным договором (договором-объединением). Но кому люди отдали часть своих прав? Население заключило договор с публичной властью - Государством – которое стало иметь право издавать законы, которым должно было безоговорочно подчиняться все общество. Государство было снабжено санкциями и методами принуждения для реализации этих законов, а также вступать от имени народа в отношения между другими государствами. Такие договорные отношения (т.е. правящих с подвластными) можно назвать договором вторичным (договором-подчинением). Таким образом, в соответствии с данными договорами государство становится порождением разумной воли народа, человеческим учреждением. Если условия договора будут нарушены, то люди этот договор могут пересмотреть. | 1) выдвинули очень правильную идею: в основу положили самую важную человеческую черту – страх, чувство самосохранения. Именно такие чувства толкают людей к объединению, к достижению компромиссов с другими людьми 2) теория носит демократический характер – человек ценен сам по себе, а потому с рождения имеет права и свободы. Права и свободы настолько важны для человека, что он за них должен бороться вплоть до свержения публичной власти, которая злоупотребляет его доверием 3) благодаря этой теории были подточены феодальные устои. Именно на рубеже 17-18 веков постепенно возникло понимание того, что люди сами, а не монарх (феодал) должны распоряжаться судьбой человека, который само по себе ценен для общества (один из определяющих факторов отмены крепостного права) 4) теория порывала с религиозным представлением о происхождении государства и государственной власти 5) опиралась на общественную практику, а не носила умозрительный характер (т.е. доказана на практике, имеет под собой настоящие исторические примеры – например, договоры населения с князьями в Древней Руси), чем не могли похвастаться вышеуказанные теории | 1) Противоречие: с одной стороны указывается, что человек в своем «естественном состоянии» чувствует за собой право на свободу и собственность, хочет, чтобы они были защищены. Но с другой стороны готов посягать на свободу и собственность другого человека, который также хочет защиты и для себя. Следовательно, возникает борьба «всех против всех» (такая борьба происходит в животном мире – это не естественные законы, а биологические). Такое представление ложно. Ведь в обществе (ПОС) появляются и другие так называемые социальные нормы (обычаи, традиции, табу и пр.), которые нейтрализуют такой естественный отбор. Потому человек от животных и отличается разумом. 2) Сторонники договорной теории обращали внимание на права и свободу личности, рассматривая человека, который существовал сам по себе. Но в природе (даже в ПОС) мы не найдем человека, который живет в одиночестве. Человек не разделель существует в обществе (человек априори существо общественное) – семьи, роды, общины, племена и пр. Поэтому общественные группы – реальные субъекты исторического процесса. 3) неправильная трактовка «свободы» - человек не только никому не подчиняется, но и никого не подчиняет себе. Такое представление ложно. Человек с рождения не является полностью свободным (хотя бы зависимость от семьи до определенного возраста) 4) Представление о создании государства с помощью договора как сознательного творения человека – ложно. Согласие такое могут достичь только высокоразвитые люди, обладающие высоким интеллектом, способные договориться. На практике (исторические факты) – это практически невозможно. Для этого надо, чтобы каждый человек вышел за рамки своей социальной роли (причем добровольно) и самоподчинился другому |
Диффузионная | Гребнер (XIX-XX вв.) | Диффузия – распространение, растекание, рассеяние. Государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов другим. На передачу такого опыта влияет совершенствование производительных сил общества, транспортных средств, возрастание интеллекта человека. Все это должно позволить увидеть в других людях не противников (врагов), а сообщников, партнеров, перенять то положительное, чего достигли другие народы. Т.е. ничего не надо создавать заново если есть положительный опыт извне, его надо и применить. Передача опыта создания государства, как положительного опыта управления большими социальными образованиями и является сближающим фактором между народами, взаимообогащает их. В отличие от сторонников расовой теории такая передача опыта образования государства ни в коем случае не должна делить народы на низшие и высшие расы. Это длительный и постепенный процесс, при котором одни менее развитые народы, переняв у более развитых народов со временем приобретут такой же опыт («подтянутся» вслед за «старшими», более опытными). И это не зазорно – перенять в области управления то, что «наработали» другие народы. От такой передачи (диффузионного опыта) выиграют все | 1) процесс передачи опыта от одних народов другим – это объективно существующий процесс. Исторический факт: многие народы приобретают исторический опыт в разное время, движутся к единой цели, но с разной скоростью. Государство – это одна из стадий человеческого развития, которую должны пройти все народы. Просто одни проходят раньше, другие – позже (причина: разные климатические, географические, природные условия) 2) Построение государственности – это сложный процесс, в котором не исключены просчеты и ошибки. Поэтому вполне понятно, что народы, уже вступившие на путь развития государственности, могут поделиться своим опытом (как положительным, так и отрицательным) – во избежание повторов этих ошибок. | 1) в теории не раскрывается факт появления первого государства на земле. Нет отсчета появления государственности, с которой в последствии нужно перенять опыт построения (не у кого и не откуда) 2) Теория не раскрывает причины появления государства, не рассматриваются «неудавшиеся попытки» введения государственности во многих регионах земли (например, у индейцев в Америке (их пришлось ассимилировать (ассимиляция: уподобление, слияние, усвоение); у австралийских племен (они до сих пор пребывают в стадии ПОС) |