Характеристика основных теорий происхождения государства и права. Многообразие теорий происхождения государства и права

Для того чтобы правильно понимать сущность любых социальных явлений, необходимо разобраться в том, каким образом эти явления возникли, какие факторы способствовали их появлению.

Вопрос о происхождении государства и права является одним из наиболее сложных для юридической науки. Обусловлено это, прежде всего, тем, что процессы формирования государственности у разных народов протекали различным образом и в различных условиях: таковы, например, сценарии происхождения государства у древних греков и древних германцев[2].

Как справедливо отмечает М. Н. Марченко, при рассмотрении проблем возникновения государства и права важно учитывать то, что сам процесс появления государства и права далеко не однозначен. С одной стороны, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права. Это процесс формирования государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на основе разложившихся по мере развития общества догосударственных и соответственно доправовых явлений, институтов и учреждений. С другой стороны, следует выделять процесс зарождения новых государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на базе ранее существовавших, но по каким-то причинам ушедших с общественно-политической сцены государственно-правовых явлений, институтов и учреждений[3].

Когда говорят о происхождении государства и права, то в первую очередь желают постигнуть сценарий первоначального возникновения данных явлений. Существует множество различных взглядов на то, как они возникали, и до сих пор научную дискуссию по данному вопросу нельзя считать исчерпанной.

Каковы же теории возникновения государства и права? Остановимся на наиболее значимых.

Теологическая теория (от греч. theos – бог, logos – слово, учение) – одна из исторически наиболее ранних теорий происхождения государства и права. К основным представителям данной теории можно отнести Фому Аквинского, Жака Маритена, идеологов ислама, современных католической и православной церквей. Наибольшее распространение теологическая теория получила в Средние века, когда требовалось обосновать божественный характер власти государя.

Суть данной теории сводится к тому, что государство и право объявляются результатами «божьего промысла». Законы государства рассматриваются не столько как плод деятельности людей, сколько как дар свыше. Такое представление содержится в мифах и религиозных преданиях большинства народов (характерным примером является библейская легенда, согласно которой законы древнееврейского государства были даны Моисею самим Богом[4]).

Патриархальная теория. Среди основателей этой теории можно упомянуть Платона и Аристотеля, рассматривавших возникновение государства как результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом, однако наиболее ярким представителем данной концепции считается английский мыслитель XVII в. Р. Филмер.

В трактате «Патриарх, или Естественная власть королей» (1680), ссылаясь на «естественное право отцовства», определяемое как превосходящее все человеческие установления, Р. Филмер доказывает неограниченность королевской власти. Концепция Р. Филмера тесно смыкается с теологической теорией: власть происходит от бога, а затем передается патриархом по наследству своим потомкам – королям.

Теория договорного происхождения государства (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, С. Пуфендорф, Ж. Ж. Руссо и др.) является наиболее распространенной для европейской политико-правовой мысли XVII-XVIII вв.

Согласно данной концепции, до возникновения государства и права люди пребывали в так называемом «естественном состоянии», характеризовавшимся отсутствием собственности и какого-либо социального неравенства. По версии Т. Гоббса, изложенной им в знаменитом трактате «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651)[5], в силу природного равенства и эгоистичных страстей людей человеческое общество оказалось в состоянии «войны всех против всех», которое удалось прекратить посредством учреждения общей для всех власти – государства. Учреждение государства, по Гоббсу, это общественный договор каждого члена общества с каждым, в силу которого отдельные индивиды передают часть своей свободы единому политическому телу.

Несколько отличается описание естественного состояния и обстоятельств заключения общественного договора в трактовках Дж. Локка и Ж. Ж. Руссо.

Расовая теория (Ж. де Гобино) – строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Согласно сторонникам данной теории, высшие расы имеют превосходство над низшими, а потому могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать[6]. Государство в соответствии с таким подходом есть не что иное как организация постоянного господства одних рас над другими. Описываемая теория, тезисы которой опровергаются научными данными, служила одним из идеологических оснований агрессивной политики нацистской Германии в 30-40-е годы прошлого века.

Органическая теория (Г. Спенсер, И. Блюнчли). Данная теория возникла в XIX в., и появление ее было обусловлено успехами в развитии естествознания.

В рамках данной теории государство рассматривается как своеобразный организм, развивающийся по общим законам эволюции. Государство в целом сравнивается с человеческим телом, его органы, выполняющие определенные функции, – с органами человеческого тела, а граждане государства – с клетками живого организма.

Согласно концепции Г. Спенсера, государство возникает одновременно с появлением людей и совершенно так же, как и организм, растет, специализируется, размножается и умирает.

Ирригационная теория(от лат. irrigatio – орошение), обязанная своим появлением немецкому историку К. Виттфогелю, обосновывает происхождение государства в странах Древнего Востока объективно существовавшей в этом засушливом регионе потребностью организовывать огромные массы людей для строительства оросительных сооружений.

Хотя данную теорию нельзя рассматривать в качестве единственной, исчерпывающим образом объясняющей процесс образования государства, ее справедливость неоспорима.

Теория инцеста. Данная концепция происхождения государства и права была выдвинута французским этнографом и социологом К. Леви-Строссом. Согласно данной теории, образование первых социальных норм и создание специальных органов власти и управления были связаны с необходимостью недопущения инцеста (кровосмешения) между представителями одного и того же рода. Из первичных органов контроля за нормальным воспроизводством рода постепенно сложилась государственность, а на место примитивных норм родовой общины пришло более четкое и строгое законодательство.

Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, О. Дюринг). В соответствии с данной теорией государство образуется в результате завоевания одного племени (народа) другим. Потребность в государстве связана не только с необходимостью утверждения завоевателя над покоренным племенем, но и с задачей предотвратить последующую войну между ними.

Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). В соответствии с данной теорией возникновение государства и права рассматривается как естественноисторический процесс развития общества. Возникновение государства здесь связывается прежде всего с причинами экономического плана: общественным разделением труда, появлением прибавочного продукта и частной собственности, последующим расколом общества на классы с противоположными экономическими интересами. Согласно марксистской теории, государство – исторически необходимая на определенном этапе развития человечества организация господства одних (имущих) классов над другими (неимущими).

Наши рекомендации