Организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов (в зрелом и старческом возрасте и т.д.)
Выделяются 4 раздела возрастной психологии:
- Перинатальная психология (от зачатия до рождения)
- Детская психология (от рождения до 17 лет).
- Психология взрослых, зрелых возрастов (юношеский возраст).
- Геронтология, или психология пожилого возраста.
Отрасли современной возрастной психологии:
- психология младенчества;
- психология детей раннего возраста;
- психология детей дошкольного возраста;
- психология младшего школьника;
- психология подростка;
- психология юношества;
- психология взрослости (зрелого человека);
- геронтология
Центральной категорией возрастной психологии является согласно теории деятельностного подхода А.Н.Леонтьева «личностью не рождаются, а становятся в социуме» - развитие.
С философских позиций, развитие – есть процесс качественных и количественных изменений, возникновение качественно новых форм и свойств, происходящих в социально-значимых условиях.
В психологическом словаре развитие личности определяется как процесс формирования личности, в качестве социального индивида в результате его социализации и воспитания.
Л.С. Выготский «Развитие ребенка – это присвоение им культурного, социального, исторического опыта в ходе организации взрослыми деятельности и общения. Развитие – это прежде всего возникновение нового».
В современной психологии приводится такое определение понятия: развитие есть сложное эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие изменения в самом человеке» (И.В. Зимняя).
Таким образом, общими характеристиками процесса развития являются:
- Развитие – это необратимый процесс;
- Развитие есть прогресс и регресс;
- Неравномерность развития;
- Единство изменения и сохранения.
Таким образом рассматривая вопросы о развитии, необходимо выделить основные условия психического развития ребенка: собственная активность ребенка, общение со взрослыми, включенность в деятельность.
Всякое развитие имеет свои источники. Движущими силами психического развития
являются диалектические противоречия, которые возникают, разрешаются и исчезают в процессе деятельности. Это приводит к образованию новых качеств и свойств психики. Противоречия возникают вследствие появления потребностей. Одни противоречия исчезают, другие возникают. В случае, если потребности не разрешаются, то это может иметь следующие последствия: 1) ЗПР; 2) ухудшается здоровье, возникают неврозы;
3) возникают кризисы, которые обостряются и затягиваются.
Условия и движущие силы психического развития
- Противоречия между уровнем психического развития и требованиями окружающих к личности ребенка (пришел в 1 класс – требования учителя).
- Противоречия между потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения (хочу, но не могу).
- Противоречие между уровнем психического развития и старыми формами взаимоотношений (подросток – взрослый)
- Движущей силой психического развития является сотрудничество ребенка со взрослым, который создает ему ЗБР.
- Движущей силой психического развития является закономерная смена ведущих видов деятельности, когда предыдущая деятельность как бы исчерпывает себя и появляется более адекватный вид деятельности.
- Движущей силой психического развития и показателем его нормального протекания является психологическое и психическое здоровье ребенка. В основе психического здоровья заложено развитие высших психических функций: память, мышление, воображение, речь. Нарушения в развитии этих процессов будут мешать удовлетворению потребностей ребенка. Психическое здоровье связано с тем, что человек находит достаточное удовлетворение потребностей, достойное место в жизни, определяется в ценностях, отношениях. Все это приводит к гармоническому развитию личности.
- Л.С. Выготский движущей силой психического развития называл процесс обучения.
Таким образом, возникающее в каждом возрасте внутреннее противоречие между возможностями ребенка и его новыми потребностями – естественный процесс, который становится движущей силой психического развития и причиной возрастных кризисов.