Организация психологической помощи

Организация педагогической помощи

1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".

3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

4. Формирование положительной Я - концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи

1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.

3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

6.Организация свободного времени "трудных" школьников

2. Составьте "Карту педагогического наблюдения за обучающимися" соответственно характеру Вашей педагогической деятельности (по выбору).

Карта педагогического наблюдения

В период с ________ по________уч.год. Объединение_______________

Ф.И.О__________________________________________________________________

ПДО___________________________________________________________________

Содержание наблюдений сентябрь   октябрь   ноябрь и       до май
1 Освоение программы                  
1.1Хорошее   + +            
1.2Удовлетворительное +                
2 Взаимоотношение со сверстниками                  
2.1 Хорошее + + +            
2.2 Удовлетворительное                  
3 Взаимоотношение со взрослыми                  
3.1Хорошее + + +            
3.2 Удовлетворительное                  
4 Проектная деятельность нет нет да            
и так далее                  

Билет 15

1. Раскройте специфику социально-педагогической работы с неформальными группами в детско-юношеской среде.

В работе социального педагога преобладают направления деятельности, связанные с переориентацией асоциальных групп или некоторых их членов в просоциальни. Механизмами переориентации является дезорганизация - процесс, направленный на разрушение структуры группы (связей между членами, дисциплины, согласованности), и реорганизация, которая заключается не только в перестройке структуры, но и изменении направленности. Содержание работы социального педагога заключается в выявлении авторитетных лиц в группе, изучении их интересов, социальных ролей, контроле за их поведением и привлечении к общественно полезных видов деятельности, проведении работы с лидерами групп, побуждении их изменить взгляды, позиции, поведение и воспитательной работе с членами группы с целью отрыва их от лидера, нейтрализации его влияния и снижение авторитета.

Реорганизовать все асоциальные группы в социальных нереально, поэтому приходится их разрушать с помощью таких приемов:

- Организования социально полезной деятельности группы, направленной на выдвижение определенных членов группы как новых лидеров;

- Организования ситуаций, которые будут способствовать закреплению за новым лидером ведущих официальных ролей

- Привлечение группы к интересным, увлекательных дел (участие в соревнованиях, выезд в лагерь и др.);

- Искусственное создание противоречий между лидером и членами группы;

- Привлечение лидеров неформальных групп к участию в организования общественно полезной деятельности.

Во взаимодействии с неформальными молодежными объединениями выделяют такие ее стратегии, методы и приемы (М. Синягина):

1. Стратегия сдерживания и репрессий. В ней наиболее полно проявляется конфликт поколений, часто приводит к еще большему сплочению и активизации неформальной группы или объединения. Однако по антисоциальных групп ее необходимо применять через использование таких "репрессивных" методов:

- Разрушение (дезорганизация внутренней структуры группы и механизмов управления групповой деятельностью)

- Отделение (физическое разъединение группы, не позволяет ей собираться и совершать преступления). Оно заключается в: переводе в другое учебное заведение; направлении нескольких членов группы в специализированный лагеря труда и отдыха, археологической экспедиции; переезда определенных членов группы в другой населенный пункт; направлении актива группы в спецшколу; привлечении участников группы в спортивную секцию или иного формального объединения. Необходимо учитывать следующие обстоятельства: отделения должно быть достаточно длительным, но не абсолютным, потому что часто это еще больше сплачивает группу.

2. Стратегия переориентации -нейтрализации, выдвижении альтернативных лидеров

3. Стратегия профилактики. Она заключается в направлении усилий на искоренение причин и условий, приводящих к возникновению асоциальных групп -привлечение ребенка к производительных, творческих видов деятельности, использования механизма "гедонистического риска", расширение сферы разрешительной деятельности, создание просоциальных групп и объединений подростков и молодежи (общественных организаций).

4. Стратегия нравственной паники. Это скорее способ реагирования общества, тоже может быть спланированным, продуманным и масштабным. Инициатором стратегии становятся СМИ. Риск заключается в своеобразной рекламе определенной асоциальной группы и, как следствие, увеличении ее популярности, активности и численности.

5. Стратегия понимания и диалога. Она предполагает понимание и восприятие молодежной культуры; переход от понимания как интерпретации к пониманию как коммуникации, диалога.

2. Составьте "Карту педагогического наблюдения за обучающимися" соответственно характеру Вашей педагогической деятельности (по выбору).

Карта педагогического наблюдения

В период с ________ по________уч.год. Объединение_______________

Ф.И.О__________________________________________________________________

ПДО___________________________________________________________________

Содержание наблюдений сентябрь   октябрь   ноябрь и       до май
1 Освоение программы                  
1.1Хорошее   + +            
1.2Удовлетворительное +                
2 Взаимоотношение со сверстниками                  
2.1 Хорошее + + +            
2.2 Удовлетворительное                  
3 Взаимоотношение со взрослыми                  
3.1Хорошее + + +            
3.2 Удовлетворительное                  
4 Проектная деятельность нет нет да            
и так далее                  

Наши рекомендации