Доказательство валидности по критерию
Доказательством критериальной валидности могут быть факты, свидетельствующие о том, что между результатами теста (предсказывающая переменная) и некоторым критерием существует систематичная и значимая связь. Критерий - это внешний по отношению к данному тесту результат измерения какого-либо атрибута или характеристики поведения, относительно которого будет проводиться оценка. В индустриально-организационной психологии часто используются такие критерии, как Уровень текучести кадров и абсентеизма, выполнение работы, обучаемость и скорость продвижения по службе.
Предсказывающая переменная.
В качестве примера ситуации, когда важны доказательства валидности теста по критерию, рассмотрим большую организацию, где собираются провести тест способностей к арифметическим вычислениям, чтобы отобрать стажеров для отдела зарплаты. Компания хочет с помощью этого теста сделать индивидуальные прогнозы успеха обучения по программе подготовки, чтобы не тратить понапрасну деньги на подготовку кандидатов, непригодных для этой работы. Если прогнозы (выводы), сделанные По результатам этого теста, валидны, то люди с более высокими результатами должны также: 1) быстрее освоить материал программы подготовки и 2) делать меньше ошибок. Эти переменные являются критериями.
На рис. 3.3 представлен точечный график, отражающий связь между результатами теста способностей к арифметическим вычислениям, полученными для 16 стажеров отдела зарплаты, и оценками их работы, выставленными через две недели после начала подготовки. На графике ясно прослеживается тенденция: высокие результаты тестирования сочетаются с высокими оценками. Такой график является доказательством критериальной валидности теста, то есть обоснованности прогнозов (выводов), деланных на основе результатов теста.
Рис. 3.3.Графическая иллюстрация критериальной валидности
Составление прогноза
Доказательство валидности по критерию означает, что результаты теста можно использовать для получения выводов в форме прогнозов. Поэтому основная процедура, используемая для сбора этих доказательств, называется составлением прогноза (predictive design).Вычисляется коэффициент корреляции между результатами теста и оценками, выставленными впоследствии тем же испытуемым по некоторому критерию. Именно такая процедура использовалась в примере, графически отображенном на рис. 3.3: выявлялась корреляция между результатами арифметического теста, полученными до приема на обучение, и оценками, выставленными руководителями после двух недель обучения по программе профессиональной подготовки.
Составление прогноза традиционно считается предпочтительным способом получения доказательств валидности по критерию, но его практическое применение имеет определенные недостатки. Главный из них связан с наличием нормального распределения испытуемых по всей шкале тестовых оценок. Для корректного использования предсказывающей схемы необходимо, чтобы диапазон результатов испытуемых из выборки, используемой при валидизации теста, был полным. Поэтому необходимо нанять несколько кандидатов с низкими результатами теста. Довольно трудно убедить работодателей в необходимости этого требования. Если тест будет использоваться для отбора при приеме на работу, естественно предположить, что люди, получившие низкие результаты теста, не смогут хорошо справляться с работой — так зачем же их нанимать?
Еще одна возможная проблема, связанная с составлением прогноза валидности по критерию, состоит в том, что между сбором данных теста (предсказывающая переменная) и сбором критериальных данных проходит некоторое время. При распространении прогнозов поведения на более далекое будущее их точность существенно снижается (Henry & Hulin, 1987; Hulin, Henry & Noon, 1990). Оценки начальников, которые, по-видимому, чаще всего используются в таких исследованиях в качестве критериев, могут быть особенно подвержены влиянию этой проблемы, поскольку они делаются в конкретный момент времени и касаются выполнения определенной работы. Одним из способов обойти эту проблему является использование параллельной (concurrent) схемы доказательства валидности по критерию.