Занятие 11. Решим проблему
Цели: обучить участников способам эффективной коммуникации для разрешения проблем; предоставить возможность решения реально существующих конфликтных ситуаций; обеспечить эмоциональную поддержку.
Содержание занятия:
1.Приветсвие
Цели: создать благоприятную атмосферу; получить позитивную обратную связь.
Процедура проведения: Перебрасывая мяч, участники делают комплименты друг другу.
2.Основная часть
Информация об алгоритме решения конфликта
Психолог знакомит группу с шестью шагами беспроигрышного метода решения конфликтов по Г. Гордону. Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых необходимо знать и применять их, чтобы избежать лишних трудностей при решении конфликтов, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов.
Алгоритм разрешения конфликта представлен в виде таблицы (подготовить в качестве стимульного материала и раздать участникам на руки).
Шаги | Цели | Действия |
1.Распознавание и определение конфликта. | Вовлечь «партнера» в процесс решения проблемы. | Четко и немногословно сообщить «партнеру», что существует проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество «партнера» необходимо. |
2.Выработка возможных альтернативных решений. | Собрать как можно больше вариантов решения. | Узнать решения «партнера» (свои можно предоставить позже), не оценивая и не принижая предложенные им. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив. |
3.Оценка альтернативных решений. | Помочь «партнеру» высказать свое мнение по каждому варианту. | Предложить «партнеру» высказаться, какие из решений выглядят лучше, чем остальные; дать ему возможность выразить свои чувства и интересы, высказать мнение о наиболее приемлемом варианте и о том, что не устраивает (или устраивает) «партнера» в других вариантах решения конфликта. |
4.Выбор наиболее приемлемого решения. | Принять окончательное решение. | Узнать, что думает «партнер» о совместно выбранном решении, принимает ли он его. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге. |
5.Выработка способов выполнения решения. | Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения. | Обсудить вопросы типа: «Когда начнем? Кто будет следить за временем?» Каковы будут критерии качества выполняемой работы? и т.п. |
6.Контроль и оценка результатов. | Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения. | Интересоваться, по-прежнему ли партнер доволен принятым решением и его результатами. Сообщить о своих чувствах и мыслях по поводу результатов решения (они могут изменяться). Пересмотреть или скорректировать решение, если это потребуется. |
Упражнение «Решим проблему»
Цели: отработать алгоритм решения конфликта; создать условия для решения реальных проблемных ситуаций.
Процедура проведения: Работа осуществляется в паре, дети и родители пытаются решить конфликт, применяя полученную информацию. Затем по желанию участники могут продемонстрировать остальным результаты совместной работы.
Упражнение «Это здорово!»
Цели: создать условия для эмоциональной поддержки; стимулировать повышение самооценки.
Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу. Каждый по очереди выходит в центр круга и заявляет о любом своем качестве, умении или таланте. В ответ на каждое высказывание все те, кто стоят в кругу, хором отвечают: «Это здорово!», и одновременно поднимают большой палец правой руки.При обсуждении выясняют:
- что понравилось больше: быть в центре круга и получать позитивную поддержку другим?
- что чувствовали, стоя в центре круга?
- что чувствовали, давая поддержку другим?
Информирование и обсуждение правил поведения в конфликтной ситуации
Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам правила; затем дети и родители стараются прокомментировать каждое из них.
Правила заключаются в следующем:
1. Дай партнеру «выпустить пар»;
2. Не давай партнеру по конфликту отрицательных оценок;
3. Делай Я – сообщение, а не Ты – сообщение;
4. Не расширяй зону конфликта;
5. В конфликте третий лишний;
6. Извинись, если чувствуешь, что не прав.
Особый акцент необходимо сделать на использование Я – сообщение.
Психолог рассказывает о двух формах обращения к другому человеку: «ты – сообщениях» и «я – сообщениях».
Ты – сообщение часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у другого чувство обиды и горечи, желание защитить свое «Я».
Я – сообщение – более эффективный способ изменения поведения другого человека в желаемую сторону. В то же время сохраняются отношения между людьми.
Ведущий знакомит родителей с моделью Я – сообщение, которая состоит из трех основных частей:
1. событие (когда…, если…);
2. личная реакция (я чувствую…);
3. предпочитаемый исход (мне хотелось бы, чтобы…; я предпочел…; я был бы рад…).
В обращении может использоваться не полная форма Я – сообщения, а укороченная (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор» и т.п.).
Первоочередная цель Я – высказываний – не заставлять кого-то что-то сделать, а передать свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.
Упражнение «Строим мосты вместо стен…»
Цель: обучать участников выражению негативных чувств социально приемлемыми способами.
Процедура проведения: Ведущий предлагает родителям и детям потренироваться в применении Я – сообщения таким образом:
Дети описывают какой-то факт неприемлемого поведения со своей стороны, а родители формулируют Я – сообщение, затем озвучивают их в круг. Отмечаются наиболее удачные варианты.
Аналогичную работу выполняют и подростки, им могут предлагать ситуации, как родители, так и сверстники. (Например, излишняя эмоциональность и несправедливость со стороны родителей или ситуации, когда родители, в силу определенных обстоятельств, не выполнили своего обещания, недовольство поступком друга и т.д.).
По окончании упражнения участники делятся своими впечатлениями и мыслями.
3.Рефлексия
Процедура проведения: Встав в круг, участники аплодируют друг другу за работу на занятии.