Происхождение и развитие психики в филогенезе.
Для исследования этой проблемы нужен объективный критерий психики, т.е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.
В истории естествознания было несколько теорий:
- теория "панпсихизма" = душой наделена вся природа, в том числе и неживая (камни);
- теория "биопсихизма" = психика есть у всего живого, в том числе у растений;
- теория "антропопсихизма" = психика есть только у человека, а животные и растения - просто живые автоматы;
- теория "нейропсихизма" - психика есть только у тех существ, у которых есть нервная система.
Здесь критерии и психическом являются внешними, т.е. психика приписывалась какому-либо существу не на основе определенного его поведения, а на основе принадлежности к определенному классу объектов.
Более современные теории не опускаются в поисках психики ниже животного мира и базируются на внутренних, функциональных критериях.
Гипотеза А.Н.Леонтьева
В качестве объективного критерия психики А.Н.Леонтьев предлагает рассматривать способность живых существ реагировать на биологически нейтральные воздействия, т.е. такие воздействия, которые сами по себе не полезны и не вредны для животного; животное ими не питается и они не разрушают его организм. Однако они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и являются их потенциальными сигналами (напр., определенный звук предупреждает об опасности). Таким образом, отражение биологически нейтральных свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности живых существ - поведением.
С предложенным критерием связаны два фундаментальных понятия: "раздражимость" и "чувствительность".
Раздражимость - это способность живых существ реагировать на биологически значимые воздействия. (Напр., корни растений раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.)
Чувствительность - это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.
2 аспекта чувствительности:
- объективный (двигательное реагирование на объект);
- субъективный (внутреннее переживание, ощущение объекта). Функция ощущения - ориентировать организм относительно значимых условий среды, опосредовать его витальные приспособительные акты.
Раздражимость же не имеет субъективного аспекта.
Адаптивное значение психики: психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде.
Возникновение и развитие психики в животном мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно.
А.Н. Северцов выделил 2 разных способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды:
1) путем изменения строения и функционирования органов;
2) путем изменения поведения
а) медленное изменение наследственных форм поведения - инстинктов;
б) развитие способности к индивидуальному научению ("разумные действия" - быстрые изменения поведения в ответ на быстрые изменения среды).
Как появилась психика - область гипотез
А.Н.Леонтьев: Толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной среде к среде дискретных, вещно-формленных объектов.
Пример: Простейшие существовали в гомогенном растворе питательных веществ. Для их усвоения было достаточно простой раздражимости. Если биотических свойств, к которым были раздражимы организмы, было несколько, то реакция на одно из них могла подготавливать реакцию на другое. Какие-то свойства могли приобретать двоякую функцию: непосредственного участия в обмене веществ и сигнализации о другом жизненно важном воздействии.
Далее некоторые воздействия перестали быть витально значимыми сами по себе, однако организм продолжал на них реагировать. Это р обозначало появление чувствительности. Вместе с ней появилась способность организма отражать объективные связи между свойствами среды.
Главные тенденции развития психики:
- усложнение форм поведения (форм двигательной активности);
- совершенствование способности к индивидуальному научению;
- усложнение форм психического отражения.
Важные положения (А.Н.Леонтьева):
1) Каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим его миром. (Утверждение примата деятельности в развитии психического отражения.)
2) Имеет место несовпадение биологического и психического развития животных (=животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития, не обязательно обладает и более развитой психикой). Уровень психического развития животного определяется сложным соотношением таких факторов, как его морфология, условия жизни и поведенческая активность.