Первый Элемент. Диалог с Голосами как методология: начало совместного приключения
В начале 1972 Сидра прочла статью Р. Ассаджоли по управлению воображением. Это произвело на нее большое впечатление, и она решила использовать эту технику в психотерапевтической практике. Люди получали прекрасные переживания, так что она захотела лучше исследовать это и, что самое важное, отправиться в «путешествие» сама. Она спросила у подруги, доктора Джин Холройд, главы психологической практики Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, о том, где можно узнать об этой технике подробнее.
Хэл преподавал юнгианскую психологию. Он только что демонстрировал в Калифорнийском Университете методы своей работы, где присутствовала Джин. Она порекомендовала Сидре встретиться с Хэлом и понаблюдать его методы. В феврале 1972 Сидра посетила Хэла, ясно дав понять, что ей не нужна персональная терапия, что ей не надо ничего менять в жизни, а она просто хочет попробовать несколько сессий, чтобы повысить свое мастерство ведущего.
За несколько первых сессий Сидра глубоко погрузилась в область творческого воображения. Её первым опытом было посвящение в древние мистерии богини. Можно сказать, что на этих глубинах мы и встретились. Почти сразу стало ясным, что мы оба на равных принимаем участие в исследованиях, и это не отношения учитель-ученик, и что Хэл мог продолжать работу только так. На глубинах такого рода могло существовать только равноправие. Мы начали делиться опытом во снах и визуализации, и в процессе одной из сессий мы заговорили об уязвимости, и каким необычным состоянием это для нас является.
Во время этого обсуждения Хэл предложил Сидре стать уязвленной, а не просто говорить об этом. Это было моментом воскрешения техники общения с субличностями. Термин Диалог с Голосами еще не родился. Он появился позже. В этом момент игра, в которую играл Хэл, переросла в нечто большее, и произошло рождение Диалога с Голосами.
Вот как Сидра вспоминает первый опыт:
Хэл попросил меня сменить местоположение и войти в уязвленность. Я знала, что это правильно. Я верила ему. Я настолько доверяла ему, что встала с дивана, на котором сидела, села на пол и положила голову на кофейный столик. В полной тишине я позволила себе войти в уязвленность, я буквально стала кем-то другим. Я стала ребенком, который по-другому ощущал мир. Я была полностью неподвижна. У меня было чувство, что субличность, которая сидит здесь, всю жизнь пряталась в пещере и только сейчас осмелилась выйти. Мир вокруг меня изменился, мое восприятие обострилось, цвета и звуки изменились, и я ощущала как энергия Хэла поддерживает меня (хотя это происходило за годы до того, как мы узнали об энергетике отношений). Для меня это было чуждо, я привыкла ощущать мир рационально, здравомысляще и контролировать ситуацию. Я ощутила, что наконец-то вошла в магический театр Германа Гессе!
Хэла очень удивил это опыт. Он ощутил присутствие ребенка и понял, что лучше ничего не говорить. Он находился в одной комнате с ребенком, который еще не умеет говорить, ребенок был самый настоящий, и субличности были настоящие. Когда Сидра встала со своего места и вернулась на диван – вернулась туда, что мы теперь называем «Осознающим Эго», мы оба сидели в тишине. Мы поняли, что произошло что-то очень важное.
Через неделю Сидра провела встречу с ребенком Хэла. У него были очень глубокие переживания. Это было рождение Маленького Гарри, качества, которое он до этого не знал. И исследования проводили уже не два человека, а четыре. Сидра и Лиза, и Хэл и Маленький Гарри. И у каждого были свои истории и мысли.
То есть работа началась с того, что мы называем «Внутренним Ребенком» – насколько нам известно, мы первыми применили этот термин. Он появился из отношений, в которых присутствовала сильная любовь. Такого в терапии еще не было. Наши дети были вполне реальными, и они помогли нам расширить и углубить наши совместные исследования. Мы не просто удивились тому, что случилось, мы были совершенно поражены. Если Внутренний Ребенок так реален, то кто еще там есть? В длинном холле магического театра полно дверей, которые стоит открыть. И мы встречались с мириадами субличностей, которые начали всплывать в нашем сознании.
Следующие несколько лет мы занимались этими исследованиями. На этой ранней стадии еще не было создано теории, не было Осознающего Эго. Мы были просто двумя исследователями, которые просто любили друг друга и не знали, куда катится их жизнь. Мы знали только то, что это насыщенный, творческий и уникальный опыт, и что он укрепляет нашу связь на всем протяжении нашего пути. Мы все еще уделяли внимание визуализации и снам, но на этой ранней стадии диалоги захватили нас. Теория появилась позже.
Наша работа по взаимоотношениям началась благодаря яркому опыту в начале этих исследований. Одна из ранних визуализаций Сидры была такой: античный минойский корабль плывет по мифическим морям. Мы оба на этом корабле, и его парус украшен золотым глазом – глазом Бога, который хранит нас в нашем путешествии. Как часть этой визуализации, мы говорим, что наше путешествие никогда не закончится. Это значит, что нам неизвестно, что впереди. У нас не должно быть постоянного дома, никогда, сходя на берег, мы не будем проводить там более одной ночи. И это было настоящим началом наших отношений – отношений, у которых мы учились.
Второй элемент. Психология субличностей (Начало теории)
Трудно определить, когда и как наши теоретические заключения начали соединяться с нашей работой. Мы оба были психологами (практикующими психотерапевтами). Что-то происходило и быстро менялось, и, естественно, мы стали систематизировать наши мысли по поводу событий.
Первое, что мы поняли, было то, что субличности внутри нас ведут себя так же как реальные люди, и к ним нужно относиться с большим уважением. Если они чувствовали, что их осуждают или ими манипулируют, они уходили. С самого начала стало ясно, что чтобы субличность оставалась с ведущим, он должен находиться в «здесь и сейчас» – субличность требует энергетической поддержки, чтобы удерживать ее. Это произошло задолго до значительного усложнения энергетического развития Диалога с Голосами. Однако, это было только началом.
Второй элемент. Первичные и отстранённые «Я»
В самом начале наших исследований мы обнаружили, что мы состоим из Первичных «Я», группы субличностей, которые определяют нашу личность. (Мы думали, как их лучше называть – Доминантными или Первичными «Я», но остановились на Первичных). Нам это казалось очень простым. Но почему мы не замечали этого раньше? Мы – группа субличностей, с которыми мы себя отождествляем, и которые становятся личностью или тем, как мы демонстрируем себя миру.
Естественно, в процессе сотрудничества был сделан следующий шаг. Всякий раз, когда мы отождествляем себя с Первичным «Я», то с другой стороны должна существовать противоположность. Мы назвали это Отстраненными «Я». Термин Отстраненное «Я» впервые употребил Натаниэль Бранден. Когда он говорил об Отстраненном «Я», он имел ввиду эмоции, которые отстраняются рационально мыслящими людьми. Мы поговорили с Натаниэлем об этом, и он согласился с применением этого термина нами. Мы благодарны ему за его щедрость, так как термины Отстраненные и Первичные «Я» прекрасно сочетаются.
За первые несколько лет эти идеи упрочнились. Раньше мы считали основным Первичным «Я» Защитника-Контролера, субличность, которая устанавливает основные правила и охраняет вход в наш внутренний мир. Мы рассматривали Защитника/Контролера как субличность, которая собирает и систематизирует информацию об окружающем мире так, чтобы она была нам понятна, субличность, которая защищает нас и контролирует наше поведение и окружение.
Прошло некоторое время до того, как мы поняли, что это всего лишь общий термин, что каждое Первичное «Я» действует как Защитник и Контролер по-своему, по-своему рассматривает окружающий мир, каждое Первичное «Я» живет по своим правилам. Термин Защитник-Контролер до сих пор используется многими учителями, и это лучшая субличность для первого знакомства с Диалогом с Голосами. Он представляет то, что обычно врачи называют первичным защитным механизмом личности.
Однако, мы не рассматриваем субличности с точки зрения защиты, в первую очередь, мы рассматриваем их приспособляемость и творчество и уважаем их попытки улучшить жизнь человека. Мы рассматриваем их как достойные высшего уважения главные субличности, необходимые для того, чтобы выжить, достичь успеха, иметь возможность (хотя и ограниченную) общаться с другими.