Цыган встал на цыпочки и сказал цыпленку: «Цыц!».

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

♦ Нахождение слов с буквосочетаниями ЦЫ и ЦИ, применение алгоритма, нахождение необходимой информации в тексте

Метапредметные:

♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в группе .

Личностные

♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Оборудование:

ПК;

  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Проблемное объяснение нового знания.

4) Физ. минутка.

5) Первичное закрепление изученного материала.

6) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

7) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Деятельность учащихся Деятельность учителя УУД
I. Организационный момент Цель этапа :мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;   Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
  Приветствие. Проверка готовности к уроку. Подготовка класса к работе. Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь . Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
II. Актуализация знаний Цель этапа:актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; · актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; · зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.     Познавательные УУД Владеть приёмами анализа и систематизации материала.    
Работа у доски (3 человека работают с карточками) 1) Словарный диктант. -1 ученик обозначает орфограммы приставок, 2 – корня, 3 – корня. Объясните правописание. Определите, от каких условий зависит выбор написания. (от места в морфеме). * Прилетел, пришкольный, преумный, преграда. * Растение, выросли, изложение, предлагать. * Касается, коснулся, прикоснется, касание Лингвистическая разминка. Слайд № 2. Полил сильный дождь, и земля быстро намокла. (Самопроверка) Б) Разбор слова «полил» по составу. Слайд № 3. А) - В каком слове есть согласный, глухой, непарный, твердый, непарный звук? 1) щебет, 2) циркуль, 3) живее, 4) чугун (циркуль - [ц]).       Ответы на вопросы учителя.   Выделение изученных орфограмм в разных морфемах, определение верного написания слов.   А) - Запишите предложение, выделите грамматическую основу, начертите схему предложения.   Отгадывание фонетической загадки – Какие шипящие звуки вы здесь встретили? (ч щ ж ц). Какой шипящий звук отсутствует? (ш) – Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ» «жэ») – Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете? (ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У) – А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего) - Как вы думаете, почему я выделила этот звук? Какой слышится звук после Ц? - Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока. Познавательные ( логические – анализ объектов с целью выделения признаков), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).     Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).    
III. Проблемное объяснение нового знания · Цель этапа:организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания И-Ы после Ц; · сформулировать тему урока; · обозначить логическую необходимость изучения этой темы.   Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.  
Изучение нового материала А) Создание проблемной ситуации. Слайд №4.     Дета отвечают. Наша задача - разобраться, когда после ц нужно писать ы , а когда - и.     («Правописание буквосочетаний ЦЫ и ЦИ»). Слайд № 5. Запись темы урока (учитель записывает тему на доске, дети – в тетрадях). В) Работа в парах. Работа в парах: 1. Прочитайте: Умельцы, цирк, циркуль, певцы, цитрус, Куницын, скворцы, акация, Лисицын, секция. - Выделите морфемы, в которых встречается данная орфограмма . – Разбейте на группы, запишите. – Когда пишется цыс буквой ы? – Когда пишется цис буквой и? – Сделайте вывод.   2. Заполните таблицу.
I гр.  
   

Работа со статьей учебника (стр.41), нахождение правильных ответов на вопросы.

б) Проверка

(слова с орф. ЦЫ с буквой Ы

слова с орф. ЦИ с буквой И)

в) дети читают слова.

ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.

Дети делают вывод.

ВЫВОД: – Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется в окончании и суффиксе слова)

– Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в корне слова и в словах на -ция)Слайд № 6,7

ФИЗМИНУТКА

А теперь все дружно встали, передышку себе дали.

Если в слове пишем «ы», нужно нам подпрыгнуть,

Ну а если букву «и» - тянемся мы выше.

И- тянемся вверх.
Ы- подпрыгнуть.

Умницы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция, циркач, синицы, репетиция.

Запись на доске. Слайд №8

Цыган встал на цыпочки и сказал цыпленку: «Цыц!». - student2.ru

Дети читают слова цепочкой.

(ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)

– в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

Слайд № 9.

Цыган встал на цыпочки и сказал цыпленку: «Цыц!».

– Произнесём все вместе.

ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки. Добавьте себе в таблицу слова – исключения..

Слайд № 10.

Составление алгоритма рассуждения.

Алгоритм Слайд № 11.

(Дети проговаривают алгоритм)

Наши рекомендации