Типы вопросов при работе с пациентами в рамках консультирования и психотерапии
(очень рекомендую выучить и понять)
Линейные вопросы. Эти вопросы ориентируют специалиста в области психического здоровья на ситуацию клиента, и они основываются на линейном предположении о содержании некоего психического феномена. В их основе лежит преимущественно исследовательская цель. Работа психотерапевта сравнима здесь с работой следователя или детектива. Это вопросы типа: «Кто это сделал?», «Где?», «Когда?» и «Почему?». Большинство интервью начинаются обычно с нескольких линейных вопросов. Часто это необходимо для присоединения к членам семьи через «линейный взгляд» на проблемную ситуацию. Таким способом психотерапевт пытается выяснить конкретную причину проблемы. Например, специалист может начать встречу с последовательности линейно ориентированных вопросов, аналогичных следующим. Вопрос к матери: «С какими проблемами вы пришли ко мне сегодня?» — «В основном, из-за наркомании сына», —- «Что вас так расстраивает?» — «Не знаю». — Вопрос к сыну: «У тебя трудности со школой?» — «Нет». — «Ты уходил из дома или воровал?» — «Нет». — «У тебя есть какие-то другие болезни?» — «Нет». — «Ты чем-то недавно переболел?» — «Нет». — «Бывают ли у тебя мысли о смерти?» — «Нет». —
Вопрос к матери: «Вы чувствуете себя виноватой из-за чего-то?» — «Нет». — К сыну: «Что-то беспокоит тебя? Что бы это могло быть?» — «Я действительно не знаю». — К матери: «Как выдумаете, почему ваш сын употребляет наркотики?» — «Даже не знаю. У него нет никаких желаний, он забросил учебу, занятия спортом». — «И как долго он в таком состоянии?» — «Три месяца. Вот уже три месяца, как он катится по наклонной плоскости». — «После чего все это началось? Чтото произошло?» — «Не могу вспомнить ничего особенного». — «Ктонибудь пытался ему помочь?» — «Нет». — «Почему?» — «Ну, лично я уже сыта по горло». — «Вы сами сильно напряжены?» — «Немного». — «И как долго все, что происходит с вашим сыном, вас тревожит?»...
Линейные вопросы по поводу проблем способствуют формированию клинической гипотезы: у клиента есть какое-то расстройство.
Циркулярные вопросы. Эти вопросы задаются, чтобы специалист мог также разобраться в ситуации клиента, но основаны они уже на циркулярной природе психических явлений. Мотив, лежащий в их основе, — исследовательско-раскрывающий. Психотерапевт действует как ученый, желающий получить новое открытие. Ведущая установка при постановке гипотез интеракционная и системная. Делается допущение, что одно явление как-то связано с другим. Вопросы формулируются для выяснения устойчивых картин взаимоотношений в кибернетической цепи, которые связывают личность, объект, действия, восприятия, идеи, чувства, события, установки, контекст. Системный психотерапевт может начать интервью следующим образом: «Какая проблема привела вас к нам?» — «Беспокоюсь по поводу болезни моего мужа». — «Кто еще беспокоится?» — «Свекровь». — «Кто больше всего?» — «Я». — «Кто меньше всего?» — «Мой муж». — К мужу: «Что делает ваша жена, когда беспокоится о вашей проблеме?» — «Она «наезжает», в основном насчет моих друзей». — «Что вы делаете или чувствуете по этому поводу?» — «Я стараюсь сдерживать себя, но внутри злюсь».
Стратегические вопросы. Для вопросов этого вида характерна коррективная функция. Специалист ведет себя как учитель, инструктор, судья, сообщая членам семьи, как они ошибаются и как должны себя вести (в непрямой форме, в виде вопросов). На основе гипотезы, составленной о семейной динамике, психотерапевт приходит к заключению, что имеет место дисфункция семьи и, задавая стратегические вопросы, пытается заставить семью измениться. Директивность психотерапевта может быть скрытой, но все проходит через контекст, время и интонацию. Примеры задавания стратегического вопроса жене, которая беспокоилась по поводу болезни мужа: «Когда вы собираетесь заняться своей жизнью и начать искать работу?», «Что, по-вашему, помогает большинству людей находить другие решения, кроме ухода в болезнь?», «Что удерживает вас от злоупотребления алкоголем, если в вашем подъезде живут алкоголики?».
Рефлексивные вопросы. Рефлексивные вопросы — это вопросы, способствующие личностному росту индивидуума или семьи путем стимуляции ответов, которые позволят членам семьи создать новые конструктивные установки и поведение. Остановимся подробнее на некоторых вопросах из этой группы, так как они слабо освещены в отечественной литературе. Проблемные семьи иногда так озабочены трудностями в настоящем или несправедливостями в прошлом, что живут так, как будто у них «нет будущего». Иногда семьи, живущие настоящим или прошлым, не могут ответить на рефлексивные вопросы сразу, но они часто продолжают работать над ними дома.
Ожидания будущего оказывают влияние на поступки и поведение в настоящем. Через эту связь данная группа вопросов осуществляет свои рефлексивные эффекты.
1) Вопросы, ориентированные на будущее.
2) Выяснение целей семьи, личных целей или целей для других. Примеры вопросов: «Что вы планируете сделать для карьеры?», «Как долго вы считаете необходимым учиться?».
3) Выдвижение на первый план потенциальных последствий, которые могут возникнуть, когда определенные устойчивые картины поведения будут продолжаться: «Если ваш муж не прекратит злоупотреблять алкоголем, как он это делает сейчас, что может произойти с вашими отношениями?», «Как насчет пяти лет спустя?», «Какие отношения между отцом и сыном могут быть результатом этого?».
4) Исследование катастрофических ожиданий. Задаются вопросы типа «Что самое страшное может произойти?», «А если произойдет, что будет ужасно?». Если пациентами опыт (и сама жизнь) воспринимается как серия катастроф и проблем, психотерапевту следует подвести их к восприятию реальности. Это способ разоблачения скрытых проблем. Вопрос для родителей, страдающих гиперопекой: «Чего вы боитесь, когда ваша дочь возвращается так поздно?», «Что самое худшее приходит в голову?». Для дочери: «Что, по-твоему, больше всего пугает твоих родителей?», «Какие ужасные вещи, по их мнению, могут произойти, из-за чего они не спят ночью?». Важно, чтобы этот прием использовался с деликатностью и вниманием, чтобы члены семьи не чувствовали себя высмеянными психотерапевтом. Одновременно пациентов стимулируют к поиску альтернатив.
5) Исследование гипотетических возможностей. Вопрос для дочери; «Полагаешь ли ты, что твои родители могут быть обеспокоены возможным употреблением тобой наркотиков и алкоголя?», «Боятся ли они того, что ты можешь забеременеть?», «Боятся ли они даже упоминать о своих страхах, предполагая, что это может обидеть тебя?». Вопросы для родителей: «Если вы расскажете о своих беспокойствах дочери, считаете ли вы, что она воспримет это как потерю доверия? Как вмешательство в ее личную жизнь?». 6) Представление гипотетических возможностей позволяет психотерапевту задействовать его собственные идеи в процессе совместного создания будущего «идентифицированному пациенту» вместе с семьей. Вопрос к мужу при обсуждении условий заболевания жены: «Как она, по вашему мнению, сможет сидеть в бухгалтерии при ее подвижности и общительности?».
7) Рассмотрение историй и постановка дилемм. Вопрос к матери: «Представьте себе, что ваша дочь встречает молодого человека, который ей очень нравится?» К дочери: «Что, по-твоему, твои родители могут сделать?»