Стратегии консультирования и психотерапии при психодуховных кризисах.

Стратегии профессионального взаимодействия с клиентом или пациентом, проявляющим признаки психодуховного кризиса должны учитывать следующие моменты:

- консультирование и психотерапия лиц, находящихся в психодуховном кризисе, должна строиться на моделях, учитывающих духовные измерения психики и ее потенциальную способность к самоисцелению и самообновлению (трансперсональная и экзистенциальная терапия, психосинтез, интенсивные интегративные психотехнологии);

- учет интегративных возможностей и энергетических ресурсов личности; длительно протекающий кризис, особенно на фоне применения сильных психотропных средств, истощает потенциал личности и уменьшает возможность позитивного разрешения психопатологических расстройств при применении интенсивной эмпирической психотерапии;

- готовность социального работника столкнуться в ходе работы с кризисной личностью с феноменами, находящимися далеко за пределами сложившихся (в том числе и профессиональных) представлений о психической норме и способность расценивать их как потенциально целительные для личности в целом;

Психологическое консультирование клиентов находящихся в состоянии психодуховного кризиса должно строиться на принципах экзистенциально-гуманистического и трансперсонального подходов; необходимо предоставить клиенту достаточное количество информации о происходящем с ним как следствии индивидуальной духовной эволюции.

Психотерапия кризисных личностей подразумевает применение эмпирических техник, связанных с вхождением в измененные состояния сознания; интенсивность эмпирической психотерапии определяется интеллектуальной и эмоциональной зрелостью кризисной личности,а также актуальным физическим состоянием.

Проблемы эмпирической валидизации понятия "психодуховный кризис".

Метафорическое поле экзистенциально-гуманистической и трансперсональной психологии позволяет формировать психотерапевтические мифы, чрезвычайно эффективные для терапевтических и тренинговых ситуаций, однако, недостаточные для удовлетворения потребностей научного подхода.

Самое главное в научном понимании переживаний психодуховного кризиса - определение их онтологического статуса. Мы можем эффективно изучать в рамках традиционной науки те или иные феномены кризисных состояний, но становимся в тупик перед целостной картиной кризиса и его последствий.

Существующие на настоящий момент методы научного исследования не ориентированы на изучение глубинной бессознательной динамики человеческой психики. Однако, это не должно быть основанием для редукции кризисных переживаний исключительно к клинической психопатологии.

Определенным мостом между традиционными научными подходами и феноменологией психодуховных кризисов может быть тот факт, что некеоторые формы интенсивной эмпирической психотерапии (холотропная и психоделическая терапия) способны, с одной стороны, приводить к радикальному разрешению кризисных проблем, а с другой - в определенных условиях катализировать у людей (не имеющих изначально каких-либо осознаваемых внутренних проблем) кризисные проявления. Следовательно, мощные эмпирические методы могут являться независимой переменной при организации экспериментального исследования психодуховных кризисов.

Hаибольший научный интерес, на наш взгляд, представляют собой позитивные последствия пережитого кризисного состояния, которые можно расценить как проявление личностной трансформации. В качестве методик исследования трансформации здесь могут быть использованы батареи тестов, созданных в научном пространстве гуманистической психологии, методологически наиболее близкой трансперсональной парадигме.

Таким образом, феноменология и динамика психодуховных кризисов может стать поистине безграничным полем перспективного научного поиска и привести к революционным изменениям в понимании природы психического.

В кризисном состоянии человек особенно чувствителен к помощи, поскольку привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, т.е. индивид становится более открытым для внешних влияний.Минимальное усилие в этот период может дать максимальный эффект, и соответствующим образом направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию более, чем интенсивная помощь в в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости.

Цель социальной работы в условиях психодуховного кризиса - приведение личности к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения.

Перед социальным работником стоят следующие задачи:

- помочь клиенту пережить конфликты и иные психотравми- рующие ситуации;

- помочь клиенту актуализировать творческие, интеллек- туальные, личностные, духовные и физические ресурсы для выхода из кризисного состояния;

- способствовать укреплению самоуважения клиентов и их уверенности в себе;

- содействовать расширению у клиентов диапазона соци- ально и личностно приемлимых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей.

В то время как клиент полностью дезорганизован, не знает что делать, как, зачем, работа с ним должна включать структурирование или переструктурирование жизненных целей.

Глава V.

ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С КРИЗИСНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.

Каждый практикующий психолог знает, что люди, приходящие на занятия в групповой форме или индивидуальный прием, уже обладают

осознаваемыми или неосознаваемыми личностными проблемами:

1) Повышенной тревожностью, депрессивными тенденциями, неудовлетворенностью собой, чувством одиночества, фобиями, проблемами коммуникации, низкой или завышенной самооценкой и др.

2) Психосоматические расстройства, имеющие психогенную эти-ологию: органические психосоматические заболевания, психосоматические функциональные расстройства, вегетативные неврозы и громадное поле психосоматических расстройств, связанных с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения (склонность к травмам, алкоголизм, токсикомания, табакокурение и др.).

3) Направленность на "личностный рост", "осознание своего места в жизни", "познание самого себя" и др., т.е. проявленная потребность в изменении своей жизни, переструктурирования личностных смыслов, выхода из кризисных состояний.

Аналитическая работа всеми тремя "кустами" мотивов показывает, что причины всегда имеют глубинный психодинамический смысл .

При этом клиентом свое актуальное состояние расценивается как нечто отрицательное, проблемное, плохое, фрустрирующее.

Основная цель психотерапевта, практического психолога или соци-ального работника - приведение клиента в гомеостатическое состояние "Я", снять проблему, устранить психический стрессовый фактор, проработать травму...

Каждый раз психолог сталкивается с кризисным состоянием на различных уровнях существования человека:

- соматическом,

- нервно-психическом,

- дисбаланс на психологическом уровне как конфликт базовых структур личности,

- социально-психологическом как нарушение коммуникативных функ-ций и адаптационных механизмов к социальной среде.

Как правило, кризисное состояние личности имеет системный характер и включает все уровни. В силу этого требует системного, комплексного подхода.

Бывает довольно часто, что кризисное состояние фиксируется социальным окружением человека (родственники, друзья) и в психологическом отношении это оправдано, т.к. в состоянии дисбаланса может быть нарушено адекватное, взвешенное поведение и правильная самооценка. В этом случае у практического психолога стоит дополнительная задача по осознанию кризисного состояния личностью.

Кризисное состояние личности возникает в том случае, когда человек встречается с переживаниями, которые по силе или продолжительности превосходят его психологические регуляторные возможности, что сопровождается нарушением соматических, психофизиологических, психологических и социально-психологических адаптационных механизмов субъекта.

Последствиями длительных кризисных состояний, помимо общеизвестных - усталости, сниженного настроения, раздражительности или апатии, нарушений сна и сексуальной потенции, депрессивных тенденций, мы можем отнести психосоматические заболевания: гипертонию, стенокардию, язву желудка, бронхиальную астму, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания (экзема, нейродермит, псориаз) и др.

Новая система общественных отношений складывающаяся в обществе, формы и методы ее осуществления обусловили тенденцию роста пьянства, наркомании, токсикомании, проституции, преступности, в том числе и детской, привела к возникновению безработицы, профессионального нищенства, вынужденной миграции населения, распаду института семьи и брака, падению роста рождаемости, снижению продолжительности жизни, росту детской смертности и инфекционным заболеваниям. Только в настоящее время численность больных наркоманией и токсикоманией составляет около двух миллионов человек, а по мнению независимых экспертов в 10-14 раз больше.

Стресс является реакцией напряжения, которая не всегда приводит к повреждениям в организме (Л. Гаркави, М. Уколова, Л. Квакина). Повторный стресс, когда он протекает в допустимых границах, приводит к привыканию (реакция адаптации), повышению стрессоустойчивости (реакция тренировки) (181).

Стресс, как показали работы физиолога Г.И.Косицкого, развивается

по определенным закономерностям, проходит через ряд этапов.

1. Вначале - стадия мобилизации, сопровождающаяся повышением внимания, активностью. Это нормальная, рабочая стадия. Силы расходуются экономно, целесообразно. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости.

2. Если проблему решить не удается - развивается вторая стадия, или фаза "стенической отрицательной эмоции". Возникает избыток отрицательных эмоций, носящих стенический, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в попытке добиться цели любой ценой. Повторные нагрузки, доходящие до этой стадии, приводят к истощению организма.

3. Следующая фаза - "астенической отрицательной эмоции". Наступает черед отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный, упаднический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации.

4. Последняя стадия - невроз, срыв. Человек полностью деморализован, он смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые стресс оставляет в организме - депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимущественно обратимых нарушений в стадию нарушений стойких, органических.

В нашем понимании последние три стадии входят в зону кризисного состояния личности

Для того чтобы более детально описать зону кризисного состояния мы воспользуемся великолепной метафорой Роберт де Ропп о человеческих играх. В своей книге "Великая Игра" он пишет, что жизненные игры отражают жизненные цели, и игры, которые люди себе выбирают, указывают не только на их тип, но и на уровень их внутреннего развития.

Де Ропп разделяет жизненные игры на "материальные" игры и "мета"-игры. Материальные игры можно расценивать как игры, направленные на приобретение материальных вещей, в основном денег и того, что на них можно купить.

Цель мета-игры лежит за пределами материального мира: духовный рост, знания, ментальность.

Другими словами, цель материальных игр - конкретные вещи мира, особенно "физическая четверка": деньги, власть, секс, общественное положение.

Как правило, люди, поглощенные этими играми, не приходят на наши тренинги и скептически (в лучшем варианте) относятся к игрокам в более высоких энергиях. Во все времена материальные игры были основным занятием людей. Есть три случая, когда люди на время покидают эти игры и приходят к нам на тренинги:

- очень успешные в этих играх, но пресыщенные этой игрой,

- девальвировавшие ценности этих игр,

- кризисные личности, "раненные" в этих играх.

Третий случай является наиболее частым, насколько я могу судить, исходя из опыта работы более чем с 6000 клиентами.

Психотерапевтические кабинеты не пустуют. И эта ситуация диктует необходимость предельно честно, аккуратно проанализировать зону кризисного состояния.

Дисбаланс, обнаруженный клиентом или лицами из социальной среды является следствием причин из личной истории клиента, сокрытых и не осознаваемых как клиентом, так и социальным окружением.

Причина и следствие образовывают некоторую целостность, которая в различных школах психологии и психотерапии обозначается по разному : подавленный материал, блок, напряжение, комплекс, незавершенный гештальт. У Рона Хаббарда это обозначено понятием "энграмм". Ст. Гроф ввел понятие СКО (систем конденсированного опыта) для обозначения этих целостностей.

Проблем в обозначении этих целостностей нет. Есть задача удивительной сложности описать эти целостности на доступных языках сознания. Это, на самом деле, предельная задача.

Наши рекомендации