Классификация потребностей и виды мотивации
Существует множество классификаций потребностей.Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой); в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности (биологические, трудовые, познания, общения, отдыха); по функциям и формам проявления (интровертные и экстравертные); по происхождению, по оказываемому на общество эффекту и проч.
Среди наиболее известных систем классификации следует выделить иерархию потребностей видного американского психолога А. Маслоу. Он разделил потребности человека на пять основных уровней (более подробная классификация выделяет семь уровней) по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (схема 21).
Схема 21. Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
С общепсихологической точки зрения целесообразно выделить следующие основные виды мотивации:
Внешняя мотивация (экстринсивная) – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной (мотивация «к», основанная на стремлении к успеху). Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной (мотивация «от», основанная на избегании неудач).
Различают также индивидуальные мотивации и групповые. Мотивы группового плана связаны с жизнью личности в коллективе, индивидуально-личностные мотивы характерны для конкретной личности.
В процессе развития и формирования личности многие ведущие мотивы поведения становятся характерными для неё. Это такие мотивы, как мотив достижения, или мотив избегания неудачи, стремление к общению (аффилиации), оказания помощи другим (альтруизм), агрессивности, власти и другие.
Таким образом, мотив является сложным психологическим образованием, которое должен построить сам субъект. В процессе развития, воспитания и социализации личности формируются интересы и склонности, нравственные принципы, установки, которые будут определять мотивационную сферу личности.
Трудовая мотивация
Трудовая мотивация является одним из главных факторов повышения производительности труда и работоспособности сотрудников. Основную сложность в данной связи представляет определение ведущих мотивов того или иного работника. При грамотном использовании особенностей мотивации выигрывает как сама организация, достигая поставленных целей, так и работник, получая возможность удовлетворить свои собственные потребности и мотивы.
Мотивация труда– это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.
Мотив трудовой деятельности– это средство, с помощью которого работник, находясь в той или иной ситуации, объясняет и обосновывает свое поведение.
По мнению психологов, занимающихся изучением мотивации труда, представители различных социальных слоев отдают предпочтение неодинаковым группам мотивов. В. Г. Подмарков утверждает, что трудовое поведение характеризуют следующие мотивы: мотивы обеспечения, призвания и престижа ( табл. 11).
Таблица 11