Практическая значимость результатов

может состоять в возможности решения на их основе той или иной практической задачи, проведения дальнейших научных исследований.

Методы исследования – инструменты, при помощи которых добывается и обрабатывается фактический материал.

Существует множество методов исследования. Среди них обычно называются:

1)общенаучные;

а)теоретические (например, анализ, синтез);

б)эмпирические (например, измерение, наблюдение, эксперимент);

в) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне (например, моделирование);

2) специальные, принятые в той или иной области знания, например статистико-экономический метод в экономике, состоящий из статистического наблюдения по годовым, квартальным и статистическим отчетам; метод статистической сводки, при котором полученные в процессе наблюдения данные обобщаются (составляются таблицы, определяются средние и относительные величины, индексы); метод статистико-экономического анализа взаимосвязей между показателями с использованием индексов; метод группировки корреляционного анализа и обобщения.

Для характеристики методов исследования можно использовать стереотипы:

В процессе исследования использовалась группа методов:…(указываются конкретные методы).

В работе использованы традиционные методы:…

Наряду с традиционными методами… (указываются конкретные методы) в исследовании был использован (был разработан) метод….

Ведущий метод анализа, который нашел применение в нашей работе, - метод….

В работе использованы следующие группы методов:…

Методы….сочетаются в работе с методами…

Реферирование источников в первой главе должно быть анали­тическим, содержать обобщения, например характеристику разных подходов к изучению какой-либо проблемы. Полезно также каким-то образом классифицировать подходы к проблеме, назвать их преиму­щества и недостатки, указать неизученные аспекты.

Пример:

Исследования творчества ведутся в трех основных направлениях Первое направление - отчет ученых-исследователей, проживших плодо­творную жизнь в науке, обогативших ее первостепенными открытиями и на склоне лет стремящихся рассказать о характере своего труда Эта тра­диция восходит к Чарльзу Дарвину; продолжали ее Г. Гельмгольц, А Пу­анкаре, В. Стеклов, У. Кеннон, Ж. Адамар, Г. Селье. Свидетельство са­мих ученых, несмотря на неизбежную субъективность, очень интересно: ведь это сведения из первоисточника

Однако, анализируя условия, в которых родилась та или иная мысль, разбирая конкретные ситуации, при которых откристаллизовывалась в сознании проблема, авторы не могут сказать о механизмах творче­ского процесса, не могут судить о его психологической структуре.

Второе направление - метод модельных экспериментов. Например, моделью творческого решения может служить задание, в котором предла­гается, не отрывая карандаша от бумаги, четырьмя отрезками «пройти» через девять точек, расположенных в три ряда, по три точки в ряду. Даже на такой примитивной модели удается получить денную информацию.

Но в модельных экспериментах есть важный не достаток. Испытуе­мому предлагают сформулированную задачу и предупреждают, что она имеет решение. Уже само по себе это подсказка. Между тем творческий процесс включает в себя не только решение проблемы, но и особую зор­кость в поисках проблем, дар увидеть проблему там, где для других нее ясно, умение сформулировать задание. Это особая «сензитивность», или восприимчивость, к несоответствиям и пробелам в окружающем мире, и прежде всего к расхождениям между принятыми теоретическими объяс­нениями и реальностью.

Третий путь исследования творчества - изучение особенностей творческой личности, где используется психологическое тестирование, анкетный метод, статистика Здесь, конечно, не может быть и речи о про­никновении в интимные механизмы творческого процесса. Исследователи пытаются лишь выяснить те особенности человека, по которым еще в раннем школьном возрасте можно было бы отбирать детей с творческими способностями

Автор квалификационной работы должен давать собственную оценку чужим мыслям, если необходимо, высказывать возражения. Для корректного ведения дискуссии можно использовать следующие стереотипы.

Стереотипы согласия: Мы принимаем (полностью принимаем) тачку зрения.... Мы поддерживаем (разделяем) точку зрения.... Мы отталкиваемся от идеи....

Стереотипы возражения: Мы позволим себе возразить (не согла­ситься) .... Нам представляется недостаточно обоснованной точка зрения ... Нам представляется устаревшей (узкой, дискуссионной, спорной, далеко не бесспорной) точка зрения, согласно которой...

Стереотипы частичного согласия: Принимая в целом точку зрения..., мы хотели бы возразить против.... Мылишь частично при­нимаем точку зрения....

Вторая глава имеет аналитический характер. Например, в рабо­те по экономике здесь может даваться технико-экономическая харак­теристика предприятия, на материалах которого выполняется работа, могут выявляться тенденции развития предприятия, указываться недостатки, намечаться пути их возможного устранения.

Третья глава является проектной. В ней могут разрабатываться предложения по совершенствованию организации управления производством, причем вес предложения и рекомендации должны иметь конкретный характер, быть доведены до стадии разработки.

Более мелкой единицей членения по сравнению с главой являет­ся параграф. При разбивке на параграфы можно ориентироваться на привила деления понятий (см. выше). Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержание текста. В заголовки не рекомен­дуется включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка, слова, являющиеся терминами узкоспеци­ального или местного характера, сокращенные слова и аббревиатуры, формулы.

Рубрикация текста должна сочетаться с нумерацией. Возможны различные системы нумерации:

1. Использование знаков разных типов — римских и арабских
цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными от­
ступами. В этом случае нисходящий порядок будет образовывать последовательность:

А... Б... В... Г...

I... И... III... IV...

1... 2...3...4...

а)... б)... в)... г)...

Порядковые номера частей принято указывать словами (часть первая), разделов - прописными буквами русского алфавита (раздел А), глав - римскими цифрами (глава Г), параграфов - арабскими циф­рами (§ I).

2. Использование только арабских цифр. Номера самых крупных
частей научного произведения (первая ступень деления) состоят из
одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) - из двух цифр, номера третьей ступени деления - из трех цифр. В совре­менной научной и технической литературе наиболее употребительной является чисто цифровая система нумерации.

При такой системе заголовки печатаются посередине, переносы не допускаются, точка в заголовке не ставится.

Главы нумеруются арабскими цифрами, номер главы обоз нама­ется цифрой с точкой (5. .. ). Каждую главу следует печатать с нового листа.

Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы, номер параграфа состоит из номера главы и параграфа, разде­ленных точкой, б конце номера параграфа также должна стоять точка (S.2...).

Номера пунктов формируются добавлением к номеру параграфа арабской цифры с точкой (.5.2./. ...).

Наименования глав записываются в виде заголовков прописны­ми буквами, наименования параграфов и пунктов - строчными. Заго­ловки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами, под­черкивание не допускается.

Заключение должно содержать последовательное, логически стройное изложение полученных результатов и соотноситься с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении. Если в конце каждой главы есть обобщающие выводы, то в заключении не рекомендуется ограничиваться их перечислением в форме резюме, поскольку заключение должно содержать новую информацию. Ей может стать интерпретация выводов на ином, более высоком, уровне обобщения, указание на перспективу дальнейших исследований и т.п.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список использованной литературыпомещается в конце ди­пломной работы, перед приложениями. В список литературы не рекомендуется включать энциклопедии. Справочники, научно-популярные книги, а также работы, на которые нет ссылок в тексте и которые фактически не были использованы. Образцы библиографиче­ского описания некоторых видов изданий приведены в прил. 3

Существует несколько способов построения списка использо­ванной литераторы. В зависимости от цели составления списка лите­ратуры может быть выбран один из следующих способов.

1. Алфавитный. При алфавитном способе фамилии авторов или
заглавия (если автор не указан) располагаются по алфавиту; в случае
совпадения первых слов — по алфавит}' слов, которые следуют за сов­
падающими, при нескольких работах одного автора - по алфавиту за­главий; при нескольких работах автора, написанных им в соавторстве
с другими, - по алфавиту фамилий соавторов. Связь библиографиче­ских записей с основным текстом устанавливается при помощи фами­лии автора и года издания.

Запрещается смешивать разныеалфавиты; иностранные источ­ники размещаются по алфавиту после перечня всех источников на языке дипломной работы.

2. Хронологический. При хронологическом способе источники
располагаются по году издания. Список по хронологии публикаций
целесообразен тогда, когда основная задача списка - отразить разви­тие научной идеи или новой мысли.

3. Тематический. Тематический способ предполагает располо­жение по тематическим рубрикам. Расположение описаний внутри рубрик может быть следующим, по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий (при описании под заглавием); по характеру со­держания (от общих по содержанию источников к частным); по виду издания и алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавии.

4. По видам изданий. При составлении списка по видам изда­ний выделяются группы источников: официально-государственные
нормативно-инструктивные, справочные и т.п.

Рекомендуемый порядок расположения источников:

а) нормативные правовые акты - по степени их юридической
силы (для правовых специальностей), (прил. 4);

б) монографическая и учебная литература;

в) статьи из журналов и газет;

г) статистические сборники и другие используемые в работе
отчетные и учетные материалы;

д) документы и материалы государственных архивных учрежде­ний - в хронологической последовательности,

с) книгии статьи на иностранных языках - в алфавитном поряд­ке.

5. Расположение в порядке первого упоминания е тексте диплома.

6. Существует также библиографический список смешанного
построения.

ПРИЛОЖЕНИЯ

В приложения помещаются материалы, дополняющие диплом­ную работу: таблицы, протоколы эксперимента (если исследование проводилось на экспериментальном материале), методики, програм­мы обработки экспериментальных данных и т.п. На материалы, по­мещенные в приложениях, обязательно должны быть ссылки в основ­ном тексте. При использовании табличногоматериала следует учитывать, что обязательными элементами таблицы являются порядковый номер (если таблиц несколько), тематический заголовок, боковик, заголовки вертикальных граф (головки), горизонтальные и вертикальные графы (прографка).

Над правым верхним углом таблицы помешают надпись «Таб­лица...» с указанием порядкового номера таблицы арабскими цифрами. Если в тексте только одна таблица,то номер ей не присваивают и слово «Таблица» не пишут. Тематические заголовки располагают по­средине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

Не рекомендуется включать в таблицувертикальную графу

«Номер по порядку», так как в большинстве случаев в ней нет необ­ходимости.

Существует общее правило, согласно которому логический субъект таблицы, или подлежащее (т.е. обозначение тех предметов, которые в ней характеризуются), должен быть расположен в боковике или в головке, но не в прографке, а логический предикат таблицы, или сказуемое (т.е. данные, которыми характеризуется подлежащее), - в Прографке, но не в головке или в боковике.

Если в приложении используются формулы, следует руковод­ствоваться общими правилами представления формул: I) формулы должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими Цифрами Не рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тек­сте; 2) наиболее важные формулы, а также длинные и громоздите формулы располагают в отдельных строках.

Наши рекомендации