Дальнейшее развитие
В 1950-х и 1960-х гг. К. как директивная ориентация — хотя и менее популярное, чем психотер., — стимулировалось развитием профессиональных орг-ций и восстановлением ценности обучения и работы. Рез-том этого был значительный спрос на школьных консультантов (Закон о национальной обороне от 1958 г.) и консультантов в сфере реабилитации.
Тем не менее Отделение психол. К. конкурировало с клинической психологией за сферу психол. услуг. Деятельность такого рода продолжается и сегодня (напр., конкуренция за выплаты третьих лиц). Эти действия привели к дальнейшему упадку ориентационной традиции и к отделению консультирующих психологов с докторской степенью от школьных и реабилитационных консультантов с подготовкой ниже докторского уровня.
В тот же самый период успехи в области соц. наук привели к существенным концептуальным разраб. (теория Я-концепции, теория стадий), к-рые трансформировали профориентацию в К. по вопросам выбора карьеры и продвижения по службе. Эти успехи тж оказали влияние на психотерапевтическую модель. Теперь существовали различные конкурирующие модели К. Важно подчеркнуть, что в соответствии с собственной историей и теорией К. представляет собой строго определенный способ действий в работе с людьми. Более того, К. связано со специфическими учреждениями и профессиональными функциями. Сегодня, как и в прошлом, консультантов в первую очередь можно найти в сфере образования и чаще всего — в вузах. Вероятнее всего, они участвуют в К. или в обучении и ориентированы на цели образовательной, профессионально-технической и личностной адапт. людей. В ответ на этот традиционный вид К. у мн. возникло предположение о благоприятных перспективах К. в промышленности и здравоохранении. Нек-рые специалисты сменили традиционную среду К. на нетрадиционную: частную практику, больницы общего профиля, корпорации и средства массовой информ. Др. рекомендуют групп. работу и консультации (совещания) как осн. форму деятельности.
1. Хотя с К. связано пестрое множество родственных видов деятельности, ряд важных аспектов (часть из них — общие с др. профессиями, часть — специфические) образуют ядро К.
2. Как и во мн. профессиях, в К. принимается научный подход к практике и исслед.
3. Поддерживается фокус на индивидуальности с особым вниманием к раскрытию личных возможностей чел. в противоположность подчеркиванию патологии.
4. Подчеркивается забота о вопросах развития чел., включая решения об образовании, выборе профессии и межличностной адапт.
5. Профессиональная компетенция включает в себя определенные навыки и знания, способствующие установлению терапевтических отношений, осознанию проблемы, инициации изменений, поддержанию изменения и оценке рез-та. К специализированным знаниям и умениям, часто связываемым с К., можно было бы отнести проведение интервью, оздоровление отношений, оценку, тренинг коммуникативных навыков и межличностных отношений и К. по вопросам карьеры.
См. также Образование консультанта, Директивное консультирование
Дж. Л. Стоун
Консультирование по вопросам досуга (leisure counseling)
К. по в. д. появилось как специализация в рамках профессии консультанта лишь в 70-е гг. вместе с собственной литературой, профессиональными журналами и практикующими специалистами. Здесь все еще недостает как независимой теорет. базы, так и надежной исследовательской поддержки развиваемых концепций, хотя сейчас положение начинает улучшаться. К. по в. д. занимались представители двух профессиональных групп: одни занимались изучением досуга (включ. терапевтическое восстановление сил), а др. — собственно консультированием. Существовала тенденция воспринимать поведение в сфере досуга как вопрос выбора конкретных занятий, не рассматривая досуг с т. зр. психол. значения этих занятий для индивидуума.
Возможно, что совр. интерес к К. по в. д. отчасти может быть связан с ростом обеспеченности в Западной Европе и Северной Америке и ослаблением этики протестантизма как источника индивидуальных и соц. ценностей. В прошлом, когда осн. часть населения земного шара бедствовала, работа всячески превозносилась, а досуг осуждался. Теперь мы все больше и больше обращаемся к досугу как к главному источнику смысла жизни и получаемого от нее удовлетворения. Это особенно верно для людей, к-рым их работа кажется неинтересной и не несущей в себе внутреннего смысла. К сожалению, это именно те люди, занятиям к-рых и в сфере досуга часто недостает разнообразия, соревновательного отношения и личного смысла.