Коммуникативные универсальные учебные действия
как планируемый результат обучения в основной школе
Коммуникативная деятельность и общение в культурно-исторической традиции отечественной психологии определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.
- М., 1986.
Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учетом позиции другого. Формирование этой способности у детей — длительный процесс, начинающийся еще в младенчестве и раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода.
Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированиюкоммуникативной компетентности, которая представляет собой способность и готовность субъекта к общению, взаимодействию, совместной деятельности с другими людьми.
Формирование коммуникативной компетентности предполагает освоение школьниками коммуникативных универсальных учебных действий.
Состав коммуникативных учебных действий,
осваиваемых детьми и подростками на протяжении школьного обучения
1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмен информацией — это умение:
- слушать и слышать друг друга;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского / родного языка.
2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:
- понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — это:
- определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
- планирование общих способов работы;
- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) — это умение:
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества — это:
- уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- адекватное межличностное восприятие;
- готовность адекватно реагировать на нужды дугих; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместно деятельности;
- стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.
6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности — это:
- использование адекватных языкоых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
- речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической и иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации — процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
По кн.: Формирование универсальных учебных действий
в основной школе: от действия к мысли.
Система заданий: пособие для учителя /
под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - С. 57-59.