Рекомендации по преодолению. Перестройка «школьник — студент»
1-2 курс
Перестройка «школьник — студент»
Студент переходит от школьной позиции к студенческой, меняются его социальные роли и требования. Подобная смена может проходить очень резко, с нарушениями социальной адаптации (как показывает практика, именно для студентов 1-го курса, недавних школьников, характерно наибольшее количество нарушений правил внутреннего распорядка вуза, противоправных действий, отклоняющееся поведение).
1. Важно осознать смену социальных по
зиций, специфику новой роли и принять
ее необходимость в процессе развития.
2. Возможно, помимо кураторства от ка
федры, введение кураторства над студен
тами первого курса со стороны старше
курсников, что существенно облегчит
процесс адаптации к реалиям вузовской
жизни.
«А кто, собственно, выбрал эту профессию?» (Эта же проблема может возникнуть и на 5-м курсе вследствие неуверенности студента в своих силах)
Студент в начале обучения в вузе начинает осознавать важность самостоятельного выбора профессии, которую обычно выбирают за него другие (родители, близкие, общест-во).
Такая необходимость формирования ответственной позиции по отношению к своей жизни, в том числе и профессиональной, зачастую сопровождается внутренним сопротивлением.
Если осознание своих личных предпочтений и особенностей профессии приходит уже в период обучения на первом курсе, можно предпринять следующие шаги:
1. Понять собственные цели и приоритеты
жизни и максимально сблизить эти цели и
особенности профессии (например, вы
брать более близкую специализацию).
2. Сделать основное образование «допол
нительным» — перенести акцент с основ
ного образования на спец. курсы и обу
чающие программы в той сфере и том
направлении, которые интересуют в боль
шей степени.
3. Если вышеуказанные шаги не удовле
творяют всех потребностей в профессио
нализации, — переориентироваться в
профессиональном выборе.
3-4 курс
«Атому ли меня учат?»
У студентов возникают вопросы к содержанию программы обучения. Сопоставляются требования внешней среды, рынка труда, конкретных работодателей к специалистам данной сферы и получаемые знания, умения и навыки. Выявляется их рассогласованность.
Важно понять, что образовательная программа стандартизирована и иногда может существенно отставать от требований рынка.
Можно рекомендовать исследовать особенности требований рынка и под них выстроить собственную, «авторскую» программу — прослушать курс лекций по интересующей тематике со студентами других специальностей, посетить дополнительные образовательные программы или просто «добрать» необходимые знания в специализированных журналах, книгах.
159
Глава 3. Карьера молодого специалиста
Окончание табл.23
Этап
Проблема
Характеристика проблемы